Сначала бой, потом свадьба: кто такие девы-воительницы и как складывалась их судьба

Сначала бой, потом свадьба: кто такие девы-воительницы и как складывалась их судьба - слайд

Славянские амазонки

В былинах и сказках наряду с героями-богатырями мы встречаем образ богатырок. Эти девушки искусно владеют мечом и луком и бросают вызов сильнейшим из мужчин, ничем не уступая им, но зачастую превосходя их по силе, ловкости и смекалке. Чаще всего бой с поленицей заканчивается либо смертью ее соперника, либо свадьбой, но решение об этом всегда принадлежит ей.

Кто же такие эти девушки-воины, и имели ли они прототипы в реальной жизни, рассказываем в этой статье.

Русских богатырок называли поленицами

Основным занятием дев-воительниц на Руси было «полякование». Это означает, что они ездили по полям и сражались с богатырями. Есть версия, что они выступали как воины-наемницы, защищавшие в бою интересы слабых сторон, женщин или стариков, за деньги.

Однако это предположение противоречит факту знатного происхождения воительниц: чаще всего богатырки — это царские дочери. Потому более справедливой видится иная точка зрения, по которой поленицы выходят на бой просто ради своего удовольствия или преследуя свои личные цели.

Девы-воительницы сильны от природы

В былинах не раскрывается то, как поленицы получают свою силу. Скорее всего, подразумевается, что они рождаются сильными (у многих из них отцы — богатыри). Причем речь идет не только о физической силе, но и о силе духа и ума.

Каждая из воительниц не только мастерски владеет оружием и не уступит в рукопашном бою, но и обладает проницательным умом и смекалкой. Некоторым из них доступна и магическая сила, благодаря которой, например, Марья Моревна, смогла пленить Кощея Бессмертного.

Поленицы — хладнокровные воительницы

Их нельзя назвать добрыми, потому что подчас они действуют довольно беспощадно. Так, безымянная дочь Ильи Муромца, желая отомстить отцу, видит свою цель в его убийстве. Есть тексты, где воительницы без сожалений убивают неугодных женихов, отрубая им головы и насаживая их на колья. Сражаясь со своими противниками, они бьются не на жизнь, а насмерть, а если соперник им не понравился, то они без колебаний зарубают его.

Воительницы остепеняются после замужества

Если мнение, что поленицы обладают невероятной силой, лишь пока они невинные, то есть до замужества. Согласившись выйти замуж, девушки отказываются от своей роли воина и начинают жить обычной жизнью, превращаются в «нормальных женщин». Впрочем, во многих былинах мы видим, что жизнь заставляет их вернуться на поле боя и после замужества.

Так, жена Ильи Муромца, Савишна вновь берет в руки палицу, чтобы защитить Киев от нападения врага, а Василиса Микулишна срезает свои волосы, переодевается в мужскую одежду и вступает в схватку с несколькими богатырями, чтобы вернуть домой наказанного мужа. Опираясь на эти примеры, правомерным будет утверждать, что поленицы, соглашаясь на роль жены, добровольно отказываются от сражений, но при этом не теряют свою физическую силу.

В семье поленицы и богатыря равноправные отношения

Чтобы завоевать сердце воительницы, богатырь вступает с ней в бой. Если у него получается впечатлить девушку или даже одолеть ее (это случается редко), то она соглашается стать его женой. Или же сама предлагает ему такой выбор, как это сделала Настасья Микулишна Добрыне Никитичу:

«Хочешь биться со мной — не сносить тебе головы,

А не хочешь биться — давай свадьбу играть,

Стану тебе женою законною».

По словам этнографа Варвары Добровольской, чаще всего союзы богатырей и воительниц предполагают «равноценные партнерские отношения». Когда же один из супругов не принимает равноправное положение супругов, это приводит к краху семьи и смерти обоих партнеров.

Впрочем, были случаи, когда девушки-богатырки выбирали и женихов-царевичей, не равных им по физической силе, но признающих их авторитет и права. Так, муж поленицы Марьи Моревны совершенно спокойно чувствовал себя дома в ожидании супруги, пока та сражалась в полях.

Девы-воительницы имели прототипы в реальной жизни

Исследователи считают, что на формирование образа полениц могли повлиять тюркских и сарматские традиции. Так, до принятия ислама у тюрков вступление в брак сопровождалось ритуальной схваткой между юношей и девушкой. В обществе сарматов женщины занимали высокое положение, могли возглавлять племена. По словам греческого историка Геродота, сарматские воительницы ездили верхом и бились на поле брани наравне с мужчинами (это подтверждается археологическими находками).

В 2019 году в Воронежской области было обнаружено скифское захоронение, в котором были погребены четыре женщины-воина. По мнению археолога Валерия Гуляева, «амазонки — это общескифское явление: для них насыпали отдельные курганы и проводили все погребальные обряды, как и для мужчин».

Предлагаем вам познакомиться с историями пятерых дев-воительниц, ставших спутницами знаменитых богатырей или не побоявшихся бросить им вызов.

Василиса Микулишна

Старшая дочь богатыря Микулы Селяниновича и жена Ставра Годиновича.

Предпочитает не драться, а перехитрить противника. Несмотря на то что ее нельзя назвать поленицей в обычном значении, она очень ловкая, умеет постоять за себя и знает, как обращаться с оружием.

Освобождает своего мужа Ставра Годиновича, которого сажают в погреб из-за его хвастовства. Для этого она отрезает волосы, наряжается в мужскую одежду, выдавая себя за воина, обманывает князя Владимира и побеждает в сражении несколько богатырей, получает в качестве награды своего мужа, сажает его на коня и увозит домой.

Настасья Микулишна

Автор Б. Гильванов

Вторая дочь богатыря Микулы Селяниновича и жена Добрыни Никитича, отличается огромной силой.

В былине о встрече Настасьи и Добрыни рассказывается, как богатырь, завидев поленицу, нападает на нее из-за спины, ударяя ее по голове палицей, но та даже не оборачивается на него, не почувствовав удара. Добрыня начинает сомневаться в своей силе и проверяет ее на деревьях — те разлетаются в щепки. Он снова догоняет девушку и бьет ее палицей. На этот раз Настасья поворачивается со словами:

— Я думала, то комарики покусывают,

А это могучий русский богатырь пощелкивает.

После этого девушка хватает Добрыню за волосы, сбрасывает его с коня и ставит перед ним условие: будут биться, она его убьет, не будут — замуж за него пойдет. Так у Добрыни Никитича появляется жена, на которую впоследствии будет претендовать Алеша Попович.

Настасья Королевична

Автор С. Соломко

Жена богатыря Дуная Ивановича.

Князь Владимир отправляет Дуная в качестве посла в Литву за Опраксьей, своей невестой. Несмотря на то что отец против брака, сама девушка замуж хочет, потому соглашается ехать с Дунаем — втайне от семьи Опраксьи они сбегают. Однако за ними устремляется поленица и сестра невесты Настасья. Она не знает о чувствах Опраксьи и хочет вернуть девушку домой.

Верхом на коне она догоняет богатыря и начинает с ним биться. По традиции бой заканчивается свадебным сговором. Уже в Киеве на свадьбе Дунай начинает хвастаться своей силой и умениями, на что Настасья возражает:

«А нечем-то ведь я да не хуже тобя:

Сила моя есть побольше твоей,

А ухваточка моя удалее тобя».

Дунай не может признать правоту жены и предлагает состязание: по очереди стрелять из лука по мишени, расположенной на голове у противника. Настасья выпускает три стрелы и каждый раз попадает точно в цель, но когда очередь доходит до Дуная, она, чувствуя, что Дунай промахнется, просит ее наказать, но отказаться от спора. Он не соглашается и стреляет жене в грудь.

В ужасе, что убил свою молодую жену, он понимает, что вместе с Настасьей убил и своего не родившегося ребенка. Не в силах пережить свое горе, он зарубает себя саблей.

Савишна

Жена Ильи Муромца.

Савишка была настоящей воительницей и богатыркой: мастерски управлялась с оружием (ножами, кинжалами, палицей), стреляла из лука. Илья Муромец смог победить ее в рукопашном поединке, а когда она сдалась и сняла шлем, то он был пленен ее красотой и предложил ей стать его женой.

После свадьбы Савишна оставалась боевым союзником Ильи Муромца. Так, когда в его отсутствие на Киев напал злой богатырь Тугарин Змей, Савишна переоделась в одежду мужа, вышла на защиту города и прогнала врага. В то время все, кто бился рядом с ней, и подумать не могли, что это женщина, принимая ее за самого Муромца.

Дочь Ильи Муромца

Автор Б. Ольшанский

История этой безымянной воительницы заслуживает отдельного внимания. По тексту былины, с ней встречаются 12 богатырей, охраняющих московскую заставу. «Удалая, великая, сильная как гора» поленица направляется в сторону Киева и грозится разорить «славный град», порубить всех мужчин и сжечь все церкви. Богатыри вступают с ней в бой, но не могут одолеть ее. Наконец вызов девушке бросает Илья Муромец, но и у него не получается ее победить. Неожиданно он понимает, что она его дочь. Он обнимает и целует ее, а после отпускает.

Девушка испытывает совсем другие чувства. Она росла с мыслью отомстить за оскорбленную мать, которую Илья Муромец бросил. Выждав нужный момент, поленица нападает на шатер отца и начинает яростно его рубить, намереваясь убить всех, кто находится внутри.

На этот раз Илья Муромец побеждает дочь и жестоко убивает ее, разрубив ее тело на части и скормив ее волкам.

Материалы по теме
->