Доверие вместо решеток: как предотвращают «колумбайн» в российских и американских школах

Доверие вместо решеток: как предотвращают «колумбайн» в российских и американских школах - слайд

© Лиза Стрельцова

Большой разбор Chips Journal

Любой террористический акт — это страшная трагедия. Еще страшнее, когда террористами становятся дети — школьники или студенты. Первый громкий школьный теракт произошел в 1999 году в школе Колумбайн штата Колорадо. С тех пор слово «колумбайн» стало нарицательным и применяется ко всем случаям, когда подростки устраивают стрельбу в учебных заведениях.

С первого «колумбайна» прошло уже больше 20 лет, а эта тема до сих пор остается актуальной, причем с недавних пор — и в России тоже. 18 сентября 2020 года вышел очередной выпуск «Редакции» — о том, как российских подростков задерживают и помещают в СИЗО и психдиспансеры за то, что они состоят в сообществах о «колумбайне», угрожают одноклассникам или хранят дома оружие (если еще не смотрели — посмотрите обязательно).

Независимо от того, какими являются мотивы потенциального «колумбайнера» — будь то буллинг в школе или психическое расстройство, в России не существует единой системы контроля и предотвращения подобных преступлений. Именно поэтому с «подозрительными» подростками в нашей стране поступают по-разному: кого-то (как, например, Алену Прокудину, которая интересовалась «колумбайном» со своего телефона) отправляют на принудительное лечение в ПНД, а кого-то — в СИЗО на неопределенный срок.

По словам адвоката одного из задержанных подростков Даниила Бермана, сейчас в России нет общей схемы работы с детьми, которых подозревают в потенциальной организации нападений на школу: «Где-то отправили под домашний арест, где-то взяли под стражу, где-то только побеседовали, где-то отправили в психиатрическую клинику, потом отпустили домой — по-разному».

Мы здесь не будем разбираться в том, почему о «колумбайне» в России заговорили именно сейчас, и с чем связаны задержания подростков по всей стране. Вместо этого хотим посмотреть, какие меры для предотвращения массовых школьных шутингов предпринимают в США — стране, из-за которой такие теракты стали популярными во всем мире.

Наблюдать и не молчать

Согласно исследованию, проведенному фондом Everytown (его деятельность направлена на борьбу с огнестрельным оружием в США), в ста процентах случаев школьники, принесшие в школу оружие, вели себя определенным образом и сталкивались с одними и теми же проблемами: замыкались в себе, интересовались оружием, вели себя агрессивно, плохо управляли своими эмоциями, мало интересовались учебой или общением со сверстниками, подвергались буллингу, чувствовали себя одиноко и угрожали окружающим насилием и расправой.

В 77 процентах случаев о будущих планах агрессора знал как минимум один человек. Это значит, что большинство терактов можно было бы предотвратить, если бы люди, контактирующие с подростком, вовремя обратили внимание на тревожные признаки и поделились бы своими знаниями с администрацией учебного заведения и правоохранительными органами.

Помогать и поддерживать

Одной из распространенных причин, по которым школьники нападают на своих учителей и одноклассников, является травля. Это серьезная проблема, решать которую должны взрослые, но никак не подростки, которые «сами разберутся». Решение проблемы включает в себя доступную и квалифицированную психологическую помощь в школах и других учебных заведениях.

Независимо от ситуации в семье подростка, у него должна быть возможность обратиться за помощью к школьным психологам, которые могут ему помочь и заметить тревожные признаки на ранних этапах.

Закрывать и защищать

Основной мерой безопасности, которая была введена в американских школах после «колумбайна», стала защита территории самой школы и усиление ее оборонных качеств. Помимо очевидных средств безопасности вроде металлодетекторов на входе и системы наблюдения в помещениях и на территории, в школах США стали появляться замки на дверях классов (как внутренние, так и наружные), чтобы в случае чего ограничить доступ агрессору. Также многие школы усилили охрану помещений, а президент США Дональд Трамп даже предложил выдавать оружие учителям, чтобы они могли защищать учеников — впрочем, эти меры были уже были раскритикованы и признаны неэффективными, и даже опасными.

Просвещать и тренировать

Слаженные действия учеников и персонала школы в критической ситуации важны не меньше, чем крепкие двери. В 2005-2006 годах в Америке проводили тренировочные эвакуации только в 40 процентах школ, десять лет спустя это количество увеличилось до 95 процентов. Эксперты утверждают, что учебные тревоги учат сотрудников школы действовать слаженно и быстро, тем самым повышая уровень безопасности учеников.

Психологи и специалисты фонда Everytown рекомендуют проводить учения без участия школьников, поскольку частые учебные тревоги травмируют детей, провоцируя лишние страхи, тревоги и стресс.

Сдерживать и наставлять

В ноябре 2019 года в школе города Альбион, штат Нью-Йорк, властям удалось предотвратить теракт, который планировали три ученика средней школы. У них нашли план школы со схемой действий, взрывчатые вещества и оружие, с которым они планировали напасть на учеников и педагогов. О готовящемся теракте сообщил одноклассник мальчиков, который услышал от одного о готовящемся шутинге, рассказал о ней учителю, учитель — администрации школы, администрация школы — полиции и местному правительству.

Школьников поместили под домашний арест с определенными ограничениями: им запретили пользоваться любыми электронными устройствами, общаться друг с другом, появляться на территории школы, выходить в интернет и владеть любым оружием.

Несостоявшихся террористов ждет суд, однако, поскольку они являются несовершеннолетними, их дело будут рассматривать в суде по семейным делам. По состоянию на 31 марта приговор школьникам так и не был вынесен из-за отсутствия психиатрической экспертизы по каждому из школьников.

Фокусироваться на главном

Основная мысль, которая содержится во всех инструкциях по предотвращению школьных терактов очень проста: не стоит вкладывать много сил и средств в охрану и укрепление обороноспособности школ, их надо тратить на создание доверительной атмосферы в учебных заведениях, налаживание коммуникации между учителями, психологами и учениками, а также предотвращение травли и напряженных отношений между учащимися. Кажется, это звучит куда сложнее, чем дать каждому учителю по пистолету.

Материалы по теме
Интересное
Развитие
Сохраняйте себе в закладки!
Развлечения
Успокоить перед сном или занять непоседу в дороге — сказки действительно творят чудеса. Мы подготовили для вас подборку сайтов, на которых...
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.