Доверие вместо решеток: как предотвращают «колумбайн» в российских и американских школах

Доверие вместо решеток: как предотвращают «колумбайн» в российских и американских школах - слайд

© Лиза Стрельцова

Большой разбор Chips Journal

Любой террористический акт — это страшная трагедия. Еще страшнее, когда террористами становятся дети — школьники или студенты. Первый громкий школьный теракт произошел в 1999 году в школе Колумбайн штата Колорадо. С тех пор слово «колумбайн» стало нарицательным и применяется ко всем случаям, когда подростки устраивают стрельбу в учебных заведениях.

С первого «колумбайна» прошло уже больше 20 лет, а эта тема до сих пор остается актуальной, причем с недавних пор — и в России тоже. 18 сентября 2020 года вышел очередной выпуск «Редакции» — о том, как российских подростков задерживают и помещают в СИЗО и психдиспансеры за то, что они состоят в сообществах о «колумбайне», угрожают одноклассникам или хранят дома оружие (если еще не смотрели — посмотрите обязательно).

Независимо от того, какими являются мотивы потенциального «колумбайнера» — будь то буллинг в школе или психическое расстройство, в России не существует единой системы контроля и предотвращения подобных преступлений. Именно поэтому с «подозрительными» подростками в нашей стране поступают по-разному: кого-то (как, например, Алену Прокудину, которая интересовалась «колумбайном» со своего телефона) отправляют на принудительное лечение в ПНД, а кого-то — в СИЗО на неопределенный срок.

По словам адвоката одного из задержанных подростков Даниила Бермана, сейчас в России нет общей схемы работы с детьми, которых подозревают в потенциальной организации нападений на школу: «Где-то отправили под домашний арест, где-то взяли под стражу, где-то только побеседовали, где-то отправили в психиатрическую клинику, потом отпустили домой — по-разному».

Мы здесь не будем разбираться в том, почему о «колумбайне» в России заговорили именно сейчас, и с чем связаны задержания подростков по всей стране. Вместо этого хотим посмотреть, какие меры для предотвращения массовых школьных шутингов предпринимают в США — стране, из-за которой такие теракты стали популярными во всем мире.

Наблюдать и не молчать

Согласно исследованию, проведенному фондом Everytown (его деятельность направлена на борьбу с огнестрельным оружием в США), в ста процентах случаев школьники, принесшие в школу оружие, вели себя определенным образом и сталкивались с одними и теми же проблемами: замыкались в себе, интересовались оружием, вели себя агрессивно, плохо управляли своими эмоциями, мало интересовались учебой или общением со сверстниками, подвергались буллингу, чувствовали себя одиноко и угрожали окружающим насилием и расправой.

В 77 процентах случаев о будущих планах агрессора знал как минимум один человек. Это значит, что большинство терактов можно было бы предотвратить, если бы люди, контактирующие с подростком, вовремя обратили внимание на тревожные признаки и поделились бы своими знаниями с администрацией учебного заведения и правоохранительными органами.

Помогать и поддерживать

Одной из распространенных причин, по которым школьники нападают на своих учителей и одноклассников, является травля. Это серьезная проблема, решать которую должны взрослые, но никак не подростки, которые «сами разберутся». Решение проблемы включает в себя доступную и квалифицированную психологическую помощь в школах и других учебных заведениях.

Независимо от ситуации в семье подростка, у него должна быть возможность обратиться за помощью к школьным психологам, которые могут ему помочь и заметить тревожные признаки на ранних этапах.

Закрывать и защищать

Основной мерой безопасности, которая была введена в американских школах после «колумбайна», стала защита территории самой школы и усиление ее оборонных качеств. Помимо очевидных средств безопасности вроде металлодетекторов на входе и системы наблюдения в помещениях и на территории, в школах США стали появляться замки на дверях классов (как внутренние, так и наружные), чтобы в случае чего ограничить доступ агрессору. Также многие школы усилили охрану помещений, а президент США Дональд Трамп даже предложил выдавать оружие учителям, чтобы они могли защищать учеников — впрочем, эти меры были уже были раскритикованы и признаны неэффективными, и даже опасными.

Просвещать и тренировать

Слаженные действия учеников и персонала школы в критической ситуации важны не меньше, чем крепкие двери. В 2005-2006 годах в Америке проводили тренировочные эвакуации только в 40 процентах школ, десять лет спустя это количество увеличилось до 95 процентов. Эксперты утверждают, что учебные тревоги учат сотрудников школы действовать слаженно и быстро, тем самым повышая уровень безопасности учеников.

Психологи и специалисты фонда Everytown рекомендуют проводить учения без участия школьников, поскольку частые учебные тревоги травмируют детей, провоцируя лишние страхи, тревоги и стресс.

Сдерживать и наставлять

В ноябре 2019 года в школе города Альбион, штат Нью-Йорк, властям удалось предотвратить теракт, который планировали три ученика средней школы. У них нашли план школы со схемой действий, взрывчатые вещества и оружие, с которым они планировали напасть на учеников и педагогов. О готовящемся теракте сообщил одноклассник мальчиков, который услышал от одного о готовящемся шутинге, рассказал о ней учителю, учитель — администрации школы, администрация школы — полиции и местному правительству.

Школьников поместили под домашний арест с определенными ограничениями: им запретили пользоваться любыми электронными устройствами, общаться друг с другом, появляться на территории школы, выходить в интернет и владеть любым оружием.

Несостоявшихся террористов ждет суд, однако, поскольку они являются несовершеннолетними, их дело будут рассматривать в суде по семейным делам. По состоянию на 31 марта приговор школьникам так и не был вынесен из-за отсутствия психиатрической экспертизы по каждому из школьников.

Фокусироваться на главном

Основная мысль, которая содержится во всех инструкциях по предотвращению школьных терактов очень проста: не стоит вкладывать много сил и средств в охрану и укрепление обороноспособности школ, их надо тратить на создание доверительной атмосферы в учебных заведениях, налаживание коммуникации между учителями, психологами и учениками, а также предотвращение травли и напряженных отношений между учащимися. Кажется, это звучит куда сложнее, чем дать каждому учителю по пистолету.

Материалы по теме
Интересное
Развлечения
Памяти худрука юмористического киножурнала
Развлечения
Полный гид по безопасным покатушкам
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.