«Игра и качественное глубокое общение — вот что поможет подготовиться к любой школе, а вовсе не прописи и сложение в столбик»

«Игра и качественное глубокое общение — вот что поможет подготовиться к любой школе, а вовсе не прописи и сложение в столбик» - слайд

© Коллаж Chips Journal. Фото из личного архива Ирины Беляевой

Интервью представительницы программного комитета петербургского фестиваля «Другие школы» Ирины Беляевой

15 марта в Санкт-Петербурге состоится фестиваль «Другие школы», в рамках которого нестандартные школы города буду рассказывать о себе, своих особенностях и принципах. Это мероприятие будет интересно как тем родителям, которые думают в сторону альтернативных форм образования для своих детей, так и тем, кто пока на подобный шаг не решается. В преддверии этого события CHIPS Journal пообщался с Ириной Беляевой, представительницей программного комитета фестиваля.

Расскажите немного об истории фестиваля: что подтолкнуло вас к тому, чтобы его организовать?

В последнии годы в связи с общим кризисом системы образования и скоростью изменений, происходящих в мире, все больше родителей ищут для своей семьи что-то отличное от обычной школы. И все больше людей (педагогов, психологов, бизнесменов) находят возможности создавать что-то новое. Все альтернативные школы — разные, но какие-то принципы у нас похожи. Базовые. Например, про отношение к человеку, про акцент на личностном развитии, про отказ от эмоционального насилия и жесткой системы оценивания.

В декабре 2018 года на встрече нескольких руководителей альтернативных школ прозвучала идея совместно сделать свой фестиваль, отражающий ценности новой педагогики. Идею поддержали «Эпишкола», «Конверт» и «КИТ», нашелся и спонсор, который поверил в нас и поддержал.

Мы думали, что соберем пару сотен заинтересованных родителей и пять-семь школ. А в итоге площадку посетили около 2000 гостей и были представлены более двух десятков различных образовательных учреждений и партнеров. Мы поняли, что делаем что-то важное и нужное для города. И решили продолжать.

Кому адресован фестиваль и в чем его основная миссия?

Фестиваль в первую очередь адресован родителям. Сейчас в информационном поле об образовании, школах, способах воспитания и обучения очень много всего разного, ориентироваться непросто. Родители часто понимают, что мир изменился и их детям не подходит модель общеобразовательной школы, которая меняется крайне медленно, но куда пойти? Как найти свою школу? Особенно, когда так много разных предложений на рынке. Нам показалось полезным собрать в одной точке и времени как можно больше различных альтернативных школ, чтобы семьи Санкт-Петербурга смогли прийти и выбрать.

Кроме того, все школы объединены определенными базовыми принципами и рассказывать (а также показывать) о них вместе получается проще и правильнее. Мы стараемся осветить все современные тренды в образовании и поднять самые острые вопросы, которые стоят перед родителями.

Для нас важным является тот факт, что мы не собираем «самых интересных спикеров» или «самые яркие активности», а предлагаем встретиться с теми людьми, к которым завтра сможет прийти ваш ребенок. Хотя, да — они и «интересные спикеры», и авторы ярких форматов.

Как проходит фестиваль и что нужно знать, прежде чем на него отправиться?

Фестиваль проходит в течении одного дня. Условно он состоит из нескольких зон.

Во-первых, это — выставка школ. Здесь собраны различные школы города, которые готовы ответить на вопросы родителей и рассказать о себе. То есть за пару часов у вас есть шанс обойти около 30 учебных заведений города и составить свое мнение о них. Для маленьких детей на площадке организована бэби-зона, для тех, кто постарше, — интригующая игра.

Во-вторых, это открытые уроки — педагоги школ предлагают прийти на них детям, и, что важно! — родителям и понять, насколько комфортно и интересно учиться в подобном формате. Поэтому мы очень зовем родителей прийти в качестве полноправных участников на открытые уроки.

В-третьих, у нас есть трек EdSpeech: это набор коротких выступлений (10—15 минут) от педагогов школ на самые злободневные темы: дети и большая литература, нейрофизиология, гаджеты, качество образования, инклюзия и многие другие.

Фестиваль «Другие школы»-2019. Фото: Мария Дудар

Как вам кажется, интерес к альтернативным формам школьного образования в последние годы растет? Если да, то с чем это связано?

Да, интерес растет. Это видно по быстрому росту новых школ, да и наш субъективный опыт (нашей школы) говорит, что все больше родителей интересуются другими формами образования. И это уже не родители-бунтари, родители-инноваторы, которые приходили к таким формам обучения десять лет назад, это просто люди, часто далекие от вопросов образования, которые понимают, что может быть по-другому.

Может быть честнее, ярче, интереснее, эффективнее, полезнее, комфортнее.

Роль семьи в образовании и воспитании неуклонно растет — это общемировая тенденция. Мы не готовы отдавать формирование жизни и судьбы наших детей на аутсорс, мы хотим влиять. Как минимум, выбирая, а еще лучше — изменяя. А другие школы, в отличие от госшколы, гораздо чувствительнее к пожеланию родителей, да и меняться нам проще. Над нами не висит министерство. Хотя его требованиям альтернативные школы часто соответствуют больше, чем общеобразовательные.

Кроме того, изменилось само отношение к семейному обучению, домашнему обучению, альтернативному образованию. Десять лет назад, если ты говорил, что твой ребенок учится дома, на тебя смотрели как на розового единорога. Сейчас в Петербурге почти каждый знает лично несколько примеров семей, которые выбирают другой путь.

И я думаю, тренд будет только нарастать — как только волна выпускников наших школ выйдет и сможет показать, что же дальше. И есть ли жизнь после такой не среднеобразовательной школы.

Такие выпускники есть и сейчас, есть «Эпишкола», Монтессори-школа Михайловой — они существуют уже не одно десятилетие и все мы можем показывать на их выпускников и говорить: «Смотрите, они учились иначе и выжили».

Сейчас очень популярны всевозможные курсы подготовки к школе. Как вам кажется, это полезная практика и всем ли детям нужны такие курсы, чтобы вписаться в систему получения начального образования?

Готовиться к школе, несомненно, надо. Вопрос, где и как. И ходить для этого на курсы вовсе необязательно. Курсы как раз часто оказываются вещью бесполезной (в идеале), а то и вредной.

Ребенок, приходя в школу сталкивается с большим количеством новых задач, с новыми людьми, со сверстниками, с другими правилами существования в коллективе.

И шести-семилетнему человеку будет проще освоиться в этом новом мире, если он эмоционально созрел для таких вызовов, если умеет общаться, минимально адаптироваться, контролировать и удерживать произвольное внимание, понимать свои потребности и заявлять о них. Этому всему лучше всего учит живое общение со сверстниками и игра. Ну и читать полезно. А также общаться с интересными и внимательными взрослыми. Игра и качественное глубокое общение — вот что поможет подготовиться к любой школе, а вовсе не прописи и сложение в столбик.

Считаете ли вы, что классическое школьное образование устарело? Если да, то чем объясняется тот факт, что большинство детей страны все равно ходят в общеобразовательные школы?

Да, я считаю, что классическое школьное образование устарело, еще несколько десятилетий назад. И в целом, даже представители государственной школы (вспомним ММСО и высказывания чиновников и руководителей) это признают.

Почему дети все еще ходят в общеобразовательные школы? Ну, во-первых, а куда им ходить? Других — ничтожно мало.

Во-вторых, школа — очень косная и консервативная система, в которой любые изменения происходят крайне медленно, у нас очень сложная система отчетности и контроля. Даже величина спинки стула и его положение регулируется, куда уж там инновации. Пока мы не придумаем, как менять школу быстрее, ничего не произойдет. Но даже если и придумаем, можно, как было в других странах, встретить серьезное сопротивление родителей. Новое — пугает. Проще идти старым, привычным путем: возможно, он не самый эффективный, но вполне безопасный.

И это — работа с общественным сознанием — еще один вызов для тех, кто меняет школу.

Какие изменения в системе должны произойти, чтобы и государство, и сами родители перестали бояться учить детей вне стандартной школьной системы? Могут ли альтернативные формы обучения составить реальную конкуренцию традиционной школе?

Мы должны стать смелее и свободнее. Звучит утопично. На самом деле мы уже меняем систему, ну, нам хочется так думать — иначе зачем все это. Нам хочется стать агентами изменений. И есть структуры государственные и общественные, которые нас поддерживают. Та же «Точка кипения», где проходит фестиваль второй год — государственная инициатива. Но разрыв между Петербургом, Москвой и остальной Россией — гигантский! И если люди сами не начнут что-то менять, он будет только нарастать. Хотелось бы думать, что я ошибаюсь.

Фестиваль «Другие школы»-2019. Фото: Альфия Гизатуллина

Какие основные недостатки современной школы вы видите?

Насилие — прежде всего эмоциональное. Медлительность. Отсутствие выбора и плюрализма, излишняя зарегулированность, несоответствие современности и из-за этого конфликт с новым поколением. И конфликт нарастает. Ах да — еще она отнимает очень много времени. И порождает скуку, бесконечно навязывая детям непонятные и неактуальные для них вещи, полностью отнимая время и свободу выбора.

Каковы основные тенденции в сфере современного образования? Как в школе, так и вне ее?

Это тема для отдельного интервью! В целом, мы вдруг обнаружили два факта: первый — все люди разные. И будущее не за унификацией, а за индивидуализацией. Второй: человек — не только мозг, но и тело, чувства, желания, и надо учитывать это, создавая новую школу. А еще появился онлайн-мир, что заставляет нас пересмотреть привычные схемы и явления.

Основными трендами являются: развитие софт-скиллс (гибкие навыки), в первую очередь 4К (коммуникация, коллаборация, креативность, критическое мышление), эмбодимент (телесность), неформальность, выход за пределы класса, обучение в течении всей жизни, мышление вызова, онлайн и смешанное обучение, адаптивность, вшитая скрытая оценка — на самом деле список можно продолжать.

На что стоит обратить внимание, выбирая между общеобразовательной школой и альтернативными методами обучения?

На то, что во втором случае ваша ответственность будет выше. Вы не всегда сможете абстрагироваться, и сказать лет через десять: «Это все виновата ужасная система». Выбираете вы.

Первое, что нужно сделать, выбирая школу для своего ребенка, — хорошенько подумать, что для вас и вашей семьи является приоритетом, каковы ваши ценности? И чем вы готовы жертвовать, потому что все сразу получить не выйдет. Когда вы поймете, от чего готовы отказаться и что для вас неприемлемо — идите по школам, говорите с руководством, учителями, родителями, детьми, посещайте уроки и выбирайте. Но ошибаться тоже можно! Менять школу — нормально.

Как вам кажется, какое будущее ждет систему школьного образования?

Я надеюсь, что школу в первую очередь ждет многовариативность, индивидуализация, когда не человека будут форматировать под школу, как происходит сейчас, а школы будут постепенно превращаться в различные культурные среды, где человек сможет находить свой путь. Хотелось бы, чтобы школа стала более открытым институтом, больше диалога с сообществом, бизнесом — глобального диалога.

Скорее всего, будет вырастать роль таких трендов, как междисциплинарность, управление вниманием, способность учится и переучиваться в течение всей жизни, забота о себе, своем здоровье и своей планете. Ну и конечно, цифровизация образования. Все больше и чаще в среде людей, занимающимся образованием, звучит слово «осознанность» и «ответственность». Для этого школа должна учить выбирать и предоставлять этот выбор.

Получится ли у нас? Время покажет, но мы делаем то, что считаем важным и правильным, и, кажется, каких-то результатов удается достигать.

Материалы по теме
Интересное
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.