Отрывок книги «ЕГЭ без истерик. Как спокойно подготовиться к любому экзамену»

Отрывок книги «ЕГЭ без истерик. Как спокойно подготовиться к любому экзамену» - слайд

Помочь, но не мешать

Для выпускников вот-вот начнется сезон экзаменов, а в издательстве «‎Альпина Дети» выходит книга Марианны Лукашенко и Антонины Сидельниковой «ЕГЭ без истерик. Как спокойно подготовиться к любому экзамену». С разрешения CJ публикует фрагмент главы «‎День ЕГЭ. И накануне».

Советы непостороннего

Елена Олеговна Фарба, кандидат психологических наук, руководитель Международного центра коучинга и супервизии ICCS, профессиональный сертифицированный коуч Международной федерации коучинга PCC ICF, международный тренер тренеров ICBT и AO Trauma Russia, более 7000 часов тренинга и коучинга, автор методик, книг и статей по коучингу, методам тренинга, мама дважды стобалльника по ЕГЭ 2021 года (русский язык и информатика).

/

«Именно родители могут позаботиться о защищенном, устойчивом состоянии ребенка и о том, чтобы учеба ассоциировалась с чем-то интересным, значимым, полезным».

Ян Фарба, выпускник 2021 года, 100 баллов ЕГЭ по информатике и 100 баллов ЕГЭ по русскому языку, физика — 85 баллов, математика — 94 балла. Закончил школу с отличием. Подтвердил знание английского языка на высший международный уровень С2 и немецкого языка на уровень С1–С2, сдав соответствующие международные экзамены.

/

«Самой большой помощью родителей была, с одной стороны, оказанная ими перед экзаменом искренняя моральная поддержка, а с другой, возможность уединиться, остаться наедине с собой».

Мама и сын отвечали на вопросы в разное время и не слышали ответы друг друга (прим. авторов).

Как сосредоточиться на экзамене?

Елена Олеговна: В классе сына я предложила провести урок по подготовке к ОГЭ (дело было почти три года назад), и учитель меня поддержала. Урок содержал коучинговые и психологические техники, стресс-менеджмент. В результате класс настолько здорово написал ОГЭ, что другие учителя подходили к нашему педагогу и спрашивали, что за секрет такой.


Это говорит о том, что моральное состояние и психологическая готовность учеников в день экзамена очень важны.


Поделюсь одной важной практикой, которая называется телесное центрирование. От чего теряется концентрация? Вспомните, как зависает компьютер. Так происходит, когда очень много незавершенных процессов, а извне продолжается поступление команд. Так и у человека в стрессовой ситуации. На фоне уже принятых и решаемых задач (в частности, настройка на экзамен, концентрация на процессе решения тестов) постоянно сыплются тревожные мысли, которые сначала замедляют, а после и вовсе могут заблокировать систему переработки информации.

Что мы можем сделать, чтобы «перезагрузить» свой компьютер? С головы, где бьется тревожный мысленный фонтан, переключить внимание на тело и центрироваться. Это такой специфический термин из психологии. Для этого проговорите внутри себя и проделайте следующее: почувствуйте кисти рук и руки, почувствуйте стопы и ноги, почувствуйте голову и позвоночник. Сделайте вдох и длинный выдох. Еще раз проверьте, что вы чувствуете кисти рук и руки, стопы и ноги, голову и позвоночник. Еще два раза сделайте вдохи и выдохи. А дальше широко посмотрите по сторонам, стараясь увидеть все, что вас окружает.


Это можно сделать буквально за пару минут, однако вы заметите эффект, как будто картинку окружающей реальности протерли тряпочкой. И что страх отступает, вы тоже заметите.


Дело в том, что это упражнение является прямой биологической противоположностью стресса. В стрессе угол зрения максимально сужается, мы становимся «зашоренной лошадью», связь с ощущениями в теле пропадает и дыхание замирает. Поэтому, восстанавливая контакт с телом, широко смотря по сторонам и возвращая себе дыхание, мы даем сигнал нашей системе: все хорошо, мы находимся в нормальном жизненном режиме и можем решать поступающие задачи.

Ян: Я помню, что мама для меня и всего нашего класса провела очень интересную сессию с методикой концентрации во время стресса, особенно во время экзамена. Некоторые упражнения во время экзамена сложно реализуемы, так как иногда требовалось вставать и ходить. Это вряд ли осуществимо, если не брать во внимание поход в туалет.

А вот за партой легко сделать следующее упражнение: положить ладони рук на стол так, чтобы все пальцы касались стола, ноги расположить так, чтобы они стояли рядом и колени были согнуты под углом 90 градусов, а ступни полностью касались пола. Дальше нужно попытаться почувствовать ладони рук, ступни, позвоночник и голову, прочувствовать свое тело, попытаться осознать ощущения, которые происходят в нем.


Часто в такие моменты начинаешь понимать, что весь твой стресс — это напускное и можно его отпустить, спокойно подышать, может быть, подвигать головой и продолжить писать.


Вот в таком правильном аккуратном положении все мысли встают на свои места. Это упражнение мне очень помогало во время экзаменов.

Что неочевидное может сделать родитель за день до экзамена, когда волнение часто на максимуме?

Елена Олеговна: Что сделать? Объяснить, что ЕГЭ — это не цель, это средство. Что, независимо от итогов, это важный опыт. Можно сказать своему ребенку примерно следующее: «Просто делай это спокойно и знай, что мы поддерживаем тебя, любим, ценим. Ты — молодец в любом случае». Как говорила учитель музыки моего мужа: «Если доучился до этого класса, это уже успех, а вышел на сцену играть на выпускном концерте — это победа».


Ну и, конечно, в ваших родительских словах должна быть честность. Вы должны сами верить в то, что говорите.


А если все-таки смотреть шире, то важно с самого начала учебы в школе договориться в семье, осознать и понять, что не только ЕГЭ, но и оценки в процессе обучения — это лишь инструмент, не самоцель. Причем инструмент спорный, и во многих странах первого мира (в скандинавских, в частности) уже устаревший.

Истинная проблема массового помешательства на тему ЕГЭ, как я ее вижу, состоит в методологической путанице: оценка для ученика или ученик для оценки. Сторонники оценок что говорят? Что это показатель успешности усвоения знаний. Из этого мы делаем резонный вывод, что усвоение знаний — на первом месте. Ну так и давайте разбираться с тем, что помогает усваивать знания. А оценки — они для учителя во всех смыслах. Это показатель и его личной учительской успешности, и того, что конкретный ученик недопонял. Тогда учитель сможет вовремя поддержать его, объяснить, дать точное задание на усвоение нужного материала.

Если же родитель придает слишком много значения оценкам, то он делает из ребенка перфекциониста, что весьма печально.

У нас перфекционизм до сих пор считается чем-то хорошим, хотя описано и научно доказано, что такие люди испытывают постоянную тревогу, с трудом устанавливают социальные связи, склонны к эмоциональному выгоранию и у них очень много внутренних ограничений. Например, перфекционисту куда тяжелее начинать новое дело, даже если от старого уже тошнит.

И даже с точки зрения организации, где такой перфекционист может работать, он проигрывает, потому что тратит слишком много сил на то, чтобы выполнить задание, проверяя и перепроверяя сделанное снова и снова, стремясь довести до «совершенства».

Исследователи Кеннет Новак и Сандра Машихи в своей научной статье описывают, что этот механизм работает следующим образом: все, что у человека получается, в чем он хорош, перфекционист относит к внешнему влиянию. Успех достигнут не потому, что он хорошо отработал, а потому что к нему хорошо относятся, удача, так вышло. Но если что-то не получается, перфекционист во внутреннем пространстве это, наоборот, раздувает максимально.


Вот и получается тревожная личность, постоянно находящаяся во внутреннем конфликте — это такое пограничное состояние, которое не способствует ни здоровой работе, ни здоровой жизни в целом.


А откуда берется перфекционизм? Как раз из детства, когда родитель требует максимальной оценки. И когда ребенок приносит четверку, то встречает недовольство: «Почему не пять?» А уж когда ребенок приносит и вовсе тройку или двойку, то чувствует себя очень плохо, потому что разрыв между ожиданиями родителей и его результатом становится еще больше и еще непереносимее для родителя. А значит, и для ребенка, которому очень важно поддерживать эту эмоциональную связь от главных в своей детской жизни людей.

Кто-то из детей начнет конфликтовать, кто-то начнет пугаться и врать — все варианты плохи. Возникает проблема в коммуникации, нарушается личностный контакт. Ребенок оказывается в тисках чужих ожиданий и претензий. И, стремясь получить признание, ориентируясь на получение оценок от «Марьиванны» или «Натальпетровны», становится крайне управляемым, так как свое благополучие ставит в зависимость от кого-то вовне.

Психологи шутят, что в жизни наиболее успешны твердые троечники, потому что у них есть опыт получения любых оценок и уверенность, что мир при этом не разрушится. Человек может быть и отличником, если у него замечательная голова и способности к наукам, но важна не абсолютная цифра, а то, что внутри него. Насколько человек доволен собой и способен совершать ошибки, двигаться и давать изнутри себе поддержку.

Ян Фарба: Мне запомнилось, что за день до экзамена родители особо о нем не говорили и, когда я уходил готовиться, не подходили, не отвлекали, не мешали. По-моему, это было самое большое дело. Слишком сильное внимание меня бы расстроило, так как, когда мне предстоит важное дело, я не люблю наводить особого пафоса и устраивать праздник. Никогда не знаешь, как дальше пойдет.

Пусть это будет самый обычный день, просто с осознанием, что завтра испытание, а вот сегодня мы проведем его как обычно, главное, что, если я пойду что-то делать, мне не будут мешать. А потому самой большой помощью родителей была, с одной стороны, оказанная ими перед экзаменом искренняя моральная поддержка, а с другой, возможность остаться наедине с собой, прочувствовать тревогу и попытаться от нее избавиться.

Многие ребята жалуются, что для них стрессовым является момент прохода через металлоискатели, ощущение перед экзаменом как в тюрьме…

Елена Олеговна: Конечно, если видеть в металлоискателе вход в тюрьму, большой радости не испытаешь. Поэтому я предлагаю на момент прохождения металлоискателей придумать себе метафору, образ, который поддержит. Можно представить, что ты космонавт, который готовится к полету, и вся эта бригада людей в школе работает на тебя. По сути, так и есть, ведь ЕГЭ является шагом во взрослую жизнь.

Ян Фарба: Металлоискатели я даже не заметил, нас встречали очень милые учителя, все желали удачи, с гордостью и уважением на нас смотрели, и это как-то прибавляло уверенности и хорошего настроя. Именно вход в ППЭ мне всегда казался очень интересным, как иногда бывает в компьютерных играх, когда игрок входит в локацию, в которой его поджидает сильный враг. В такой момент ощущаешь трепет и одновременно интерес перед предстоящим боем.

Как родителям реагировать на любые результаты ЕГЭ?

Елена Олеговна: Прежде всего родителю надо разобраться с собой, почему такая реакция возникает. Если родители очень сильно переживают по поводу результатов ЕГЭ, стоит сходить к психологу и проработать собственные страхи и ограничивающие убеждения на тему «дворником будет». Сейчас бесконечное количество примеров, когда человек «просыпался» к своему делу, предназначению уже во взрослом возрасте, получив одно или больше образований, после нелюбимой работы, которая счастья в жизни не приносила.


Поэтому изначально родителю стоит помнить, что роль взрослого в том и заключается, чтобы быть взрослым, мудрым, видеть шире и многовариантнее.


Ну а с точки зрения конкретных действий в моменте, стоит узнать больше о том, какие есть способы поступления, за что дают дополнительные баллы. Еще раз поговорить, чего хочет ваш ребенок, каковы его/ее критерии.

И помнить, что в 17 лет есть много разных возможностей. Например, можно сдать ЕГЭ на следующий год. Так как результаты действуют четыре года, то можно использовать тот экзамен, где баллы высокие, а тот, где баллы ниже, — пересдать. Есть разные образовательные и рабочие активности.

Да, собственно, пример сына показывает, что ЕГЭ может вообще не пригодиться! Он поступил на бюджет в Бауманку, ИТМО, а еще… в два немецких университета — университет Дуйсбург-Эссен и Рурский университет Бохума — также на бюджет. Конечно, чтобы поступить в немецкий университет, нужно знать в совершенстве английский и немецкий, а также отдельно сдать вступительные экзамены на немецком. Но вот результаты зачисления в университет Дуйсбург-Эссен пришли раньше результатов ЕГЭ, представляете? Табель успеваемости был нужен, а вот результаты ЕГЭ, как оказалось, неважны.

Я к тому, что в современном мире огромное количество образовательных возможностей. И на ЕГЭ свет клином точно не сходится.

Ян: Если бы я плохо сдал, я бы хотел остаться один и обдумать, как могло такое произойти. Точно не хотелось бы услышать слова, что мог бы и лучше! Мои родители, узнав о моей оценке по математике (которая оказалась ниже, чем я предполагал), сказали мне, что полученный результат в любом случае отличный.

Это сильно помогло, так как я не только не услышал упреков, но и получил так нужную в тот момент поддержку. Бывали случаи, когда я не просто получал плохой результат — я проваливал экзамен. В такой момент родители вместо упреков или моральной поддержки начинали помогать мне с фактической, реальной информацией: узнавали о возможностях пересдачи, подсказывали альтернативы, то есть поддерживали и словом, и делом.

Что касается самого ЕГЭ, то в действительности плохая сдача экзамена вовсе не означает, что альтернатив больше нет. Часто бывает, что абитуриенты, не набравшие достаточно баллов для бюджетного образования, получают от университетов скидки на платное обучение. После, при хороших результатах в учебе, университет может перевести студента на бюджет.

Что самое лучшее могут сделать родители в подготовке к ЕГЭ?

Елена Олеговна: Именно родители могут позаботиться о защищенном, устойчивом состоянии ребенка и о том, чтобы учеба ассоциировалась с чем-то интересным, значимым, полезным.

Во-первых, еще в начальной школе важно научить ребенка учиться, то есть помочь самостоятельно организовывать себя шаг за шагом с возможностью обращаться за помощью к родителям. Так, чтобы учеба была связана не со стрессом, а с интересом. Ведь процесс обучения — это такая же наука, как и математика или химия.

 Когда речь идет об освоении какого-то умения, исследователи выделяют четыре основных этапа:

1. Все показывают без слов. Родитель становится ролевой моделью, показывая, как он сам работает и выполняет задачи.

В нашей семье мы личным примером демонстрируем любовь к учебе, потому что мы с мужем постоянно учимся и нам это очень нравится. Мы любопытные. Познание, широкая эрудиция — это великая ценность, которая впитана в семье, и я не могу себе представить человека с узким кругозором рядом с собой. Ценность вкуса к познанию прививается методом опыления, то есть невозможно научить ребенка не курить, например, если сам куришь. Максимум, чему может научиться ребенок, — это рассказывать другим с умным видом, как плохо курить, но при этом курить.

2. Родитель начинает что-то делать и объясняет, что делает и как.

3. Обучающийся (ребенок) начинает выполнять задачи под присмотром. Родитель находится рядом и, как тренер, готов помочь, поддержать, где-то дать подсказку. В этот момент не должно быть никакой критики, потому что процесс обучения в том и заключается, чтобы постепенно делать лучше и лучше. Вначале будет получаться плохо, и это нормально. Пока человек находится в режиме набора опыта (и маленький, и большой), он имеет право делать любые ошибки.

4. Обучающийся (ребенок) все делает самостоятельно, а родитель находится в контакте, но при этом на дистанции. Во-вторых, самая суть воспитания состоит в том, чтобы привить ребенку хороший вкус к разным вещам, и мы никогда не знаем, что для него окажется его драйвером, его делом, любимой профессией. На что откликнется его способ мышления и восприятия мира. Но мы, как родители, можем создать плодородную почву, в которой посеянное зерно взойдет. Что делает образовательную почву плодородной? Это общение с качественными педагогами:

  • увлеченными своим делом;
  • любящими детей;
  • глубоко знающими свое дело.

Важно найти преподавателя, отвечающего всем трем критериям одновременно. Если учитель не соответствует одному или нескольким критериям, ребенка от него надо забирать. Восторженные дилетанты, циники и критики, может, и хорошие люди, но непригодные для взращивания таких ценных семян в детях.


Я считаю, что родители отвечают за то, чтобы ребенок учился в среде, которая поливается живительной влагой, а не кислотой.


И при этом, конечно, дисциплина и трудолюбие — это важно. Существует немало мифов о лени детей, но если мы будем чуть более внимательны, то заметим, что эта так называемая лень взращивается самими родителями или учителями критикой, обесцениваем и навязыванием своей воли, отсутствием диалога с ребенком. И тогда ребенок делает резонный вывод: «Вам надо, вы и делайте».

Не поспоришь.

В-третьих, стоит постараться сделать так, чтобы ребенок, учась, чувствовал вкус победы (это для мальчишек), а в целом — что есть задачи и возможность их решать. Пусть даже маленький человек понимает, что есть рычаги влияния и возможность проявить себя как личность в этом большом мире.

Например, в нашей семье, как только ребенок начал разговаривать и стал способным к разумному диалогу (примерно лет с трех), вопросы, связанные с выбором и касающиеся всех членов семьи, мы решали вместе. Например, выбор места семейного отдыха, плана на день или что-то в этом роде.

Должно быть четкое разделение: чья та или иная задача, чья та или иная вещь, чье то или иное решение. Если что-то относится к задачам ребенка, значит, он главный по их выполнению. Все остальные могут быть только на подхвате и как помощь, не как руководящая сила. Это я на выполнение уроков намекаю. Я крайне отрицательно отношусь к тому, чтобы об уроках родители беспокоились больше ребенка. Именно в этом источник психологических проблем. И лень ребенка, которая обязательно проявится, да-да, то самое «вам надо, вы и делайте». И угнетенное состояние родителей, потому что в глубине души они понимают, что влезли в чужой огород. И безрадостная жизнь вечно понукаемого ребенка замотанным родителем, который на работе поработал, а тут еще и дома работать надо, уроки делать.

В общем, если узнаете себя в этой грустной картине, перестаньте заниматься не своим делом, уважаемые родители. Гораздо полезнее верить в своего ребенка, всячески поощрять его пусть и маленькие, но подвижки в учебе, дать ему возможность учиться так, как он может. А если внутри родителя при этом все волнуется и трепещет, значит, пора к психологу. И не ребенку, а родителю.

Что почитать с детьми?

новинки, рецензии, подборки

Материалы по теме
->