Рассказываем о детстве отца советской космонавтики
В «Улиссе» Джеймса Джойса есть такая фраза: «История — это кошмар, от которого я пытаюсь проснуться». Мне кажется, это выражение отлично характеризует работу журналиста, который хочет написать хороший материал про знаменитого советского человека. Особенно про его детство.
Продраться через многочисленные статьи и свидетельства в стиле «как N рос среди берез и стал патриотом Родины» и разглядеть подлинную историю человека очень сложно. Тем более, в случае с Сергеем Королевым, который на определенном этапе истории СССР, был, пожалуй, самым секретным человеком в стране.
И все же мы не зря едим свой хлеб и ко Дню космонавтики постарались рассказать историю детства Королева с человеческой стороны: с переживаниями, огорчениями расставаниями и необыкновенной тягой к науке.
По сведениям, которые до нас дошли, брак родителей Сергея Королева трудно было назвать счастливым. Постоянные ссоры начались еще до рождения мальчика. Окончательно родители развелись, когда Сергею было два года. Судя по всему, в расставании не последнюю роль сыграло желание мамы учиться на высших женских курсах, чтобы стать учительницей французского языка.
Мама увезла ребенка в город Нежин к бабушке и дедушке, а сама училась в Киеве. Нежное и трепетное отношение к матери можно увидеть по письмам маленького Сергея:
«Я когда дней десять не получаю письма, уже начинаю скучать и беспокоиться».
Отец Сергея был против отправки его к бабушке и дедушке, поэтому на улицу маленького мальчика не отпускали — боялись, что ребенка заберет и увезет с собой папа. Именно поэтому сам Королев позднее сказал, что у него не было детства.
Вот как об этом вспоминала учительница Сергея Лида Гринфельд:
«Сережа жил в окружении взрослых. Знакомых детей-сверстников у него не было, он не знал детских игр с ребятами. Он часто бывал совершенно один в доме и, когда я приходила из гимназии, кричал: „Это вы, Лидия Маврикиевна? Я рад, что вы пришли...“»
Сергей мог целый день просидеть на крыше погреба и смотреть на небо. Кто знает, может быть в один из таких дней и родилась его любовь к полетам.
Интересно, как тема отца и сына осталась важной для Королева на протяжении всей жизни: своих подопечных курсантов он называл не иначе как сыновьями, указывая на то, что у него самого сына не было.
В отсутствие родителей на маленького Сергея большое влияние оказали два человека — его бабушка и дядя.
По свидетельствам современников, бабушка хорошо знала историю, литературу, музыку, отлично играла на скрипке, много путешествовала по России. В доме постоянно гостили музыканты, художники, актеры — от них Сергей узнавал много нового о культуре.
Особо близкие отношения у мальчика были с дядей Василием Николаевичем, которого все в семье называли просто Васюня. Однажды маленький Сергей даже подписал так фотографию: «Дорогому дяде Васюне от Сережи, 1912». Дядя проявлял с племянников фотографии, учил крокету, катал на велосипеде и был источником бесконечного числа историй, которые так любят маленькие дети.
Что говорят психологи
На теме неполных семей можно спекулировать и заявлять, что для счастливого детства в жизни ребенка обязательно должны присутствовать оба родителя. Но современные эксперты уверены — это вовсе необязательно. В нашем большом материале про неполные семьи психолог Марина Травкова и социальный педагог Денис Любушкин уверяют: главное, чтобы ребенка любили и уважали. А кто это будет делать: мама, бабушка или дядя, по сути, не так важно. Возможно, именно хорошие отношения с бабушкой и дядей Васюней предопределили судьбу Сергея Королева.
В историях про знаменитостей всегда принято выделять поворотный момент. Какое-то событие, которое помогает герою понять — вот то, чем я хочу заниматься всю жизнь. Было такое происшествие и в детстве Сергея Королева.
Летом 1911 года в город Нежин при помощи поезда, а потом лошадей доставили самолет. Прямо с ярмарочной площади на нем взлетел в воздух один из первых русских авиаторов и летчиков-испытателей Сергей Уточкин. Свои впечатления от этого зрелища маленький Сережа потом рассказывал маме: говорил о том, как своими глазами видел ковер-самолет, в котором сидел человек, и рассказывал, что мечтает строить самолеты.
Детский восторг от полетов и работы над конструированием летательных аппаратов, а затем и ракет, Королев сохранит на всю жизнь.
Что говорят психологи
В XXI веке тезис о том, что детям полезно мечтать, кажется обыденным. Ученые проводят целые исследования того, как мечты влияют на выбор профессии, и разрабатывают стратегии обучения детей мечтам. В начале XX века мало кто задумывался над тем, что мечты могут помочь ребенку вырасти счастливым. Сергею Королеву очень повезло, что взрослые, которые его окружали, не стали смеяться над его мечтами, а всячески их поддерживали.
Но даже в столь юном возрасте Королев быстро понял — мечты хоть и важны, но для достижения цели их мало. И так мы подходим к самой важной главе детства Сергея Королева.
Детство, проведенное среди взрослых, привело не только к некоторой замкнутости Сергея, но и сформировало в нем одно очень важное качество, которое, пожалуй, и определило его судьбу — самостоятельность.
Маленький Сергей постоянно попадал в ситуации, которые, казалось бы, могли сломить любого ребенка. И самое главное, эти ситуации не зависели от него самого: развод родителей, закрытие гимназии, где он успел отучиться всего несколько месяцев, банкротство семьи, Первая мировая и Гражданская войны. И хотя советские статьи утверждал, что, к примеру, «революция разрушила все, что мешало трудовому человеку проявить свои силы и способности, открыла простор мечтам и большим делам», мы можем только догадываться о том, как именно все эти события отразились на Сергее.
Но одно мы знаем точно — он никогда не унывал и научился всего достигать самостоятельно. Закрылась гимназия? Королев брал ученики в библиотеке и учился сам. По словам советского писателя Петра Асташенкова, который занимался с Сергеем, уже в семь лет Королев «знал счет до миллиона. Он быстро овладел четырьмя действиями, сначала в пределах ста, а затем тысячи, и таблицей умножения».
А вот как Сережа писал отчиму в письме:
«Пиши чаще, а то мама скучает. Только, пожалуйста, если мама не выдержит экзаменов, то ты не сердись. Я уже буду скоро в первом классе и приеду к тебе первоклассником».
Самостоятельность стала девизом Королева. Он сам познакомился с летчиками на авиабазе рядом с домом уже в подростковом возрасте и просил рассказать ему азы полета. Сам продолжал обучение по многим направлениям. Сам собрал свой первый планер, на котором, опять же, впервые, летчик-испытатель совершил мертвую петлю.
На вопрос преподавателя о том, почему Королев собирает свой первый планер так долго (это заняло год), Сергей ответил: я не хочу, чтобы он был первым, хочу, чтобы стал лучшим.
Что говорят психологи
Может показаться, что самостоятельность Королева — это следствие его раннего взросления и жизни среди взрослых. Но исследования говорят, что, скорее всего, это не совсем так. И самостоятельность знаменитого ученого — результат его привязанности, особенно к бабушке, маме и дяде.
Психолог Гордон Ньюфелд выделил шесть стадий привязанности: на уровне ощущений, на уровне похожести, на уровне принадлежности, на уровне значимости, на уровне любви и на уровне познанности. И заключил, что если ребенок проходит через все эти стадии, то становится самодостаточным и самостоятельным. Вполне резонно считать, что с Сергеем было именно так.
Дальнейшая судьба Королева известна лучше, чем его детство: головокружений карьерный взлет, годы лагерей по ложному доносу, дружба с Гагариным. Но его детство, пожалуй, лучше всего характеризуют слова самого Королева, который вот так объяснил одному преподавателю природу своих знаний:
«Все необходимые знания по разделам высшей математики и воздухоплаванию я получил самостоятельно, пользуясь лишь указанием литературы».
.
.