© Коллаж Анастасии Березиной
В пандемию мы поняли, как много вещей можно делать на расстоянии — учиться, отмечать праздники, ходить в музеи и даже посещать врача.
Телемедицинские консультации появились в период пандемии как необходимость, но в итоге оказались удобным и эффективным способом взаимодействия пациентов и врачей. Сейчас возможности удаленной медицины расширяются, появляются новые технологии и медицинские гаджеты (ждем не дождемся, когда на расстоянии можно будет лечить зубы!). О перспективах направления рассказывают эксперты Европейского Медицинского центра (ЕМС).
Сама идея телемедицины не нова. Например, в 1960–1970-е годы в СССР были распространены врачебные консультации по телефону. Современные же технологии позволяют не только выслушать пациента, но и провести практически полный очный осмотр.
/
Удаленные консультации раньше рассматривали больше как поддержку. Пациент приходил на очный прием, а потом в случае необходимости уточнял что-то у врача. Или, допустим, перед визитом мог описать симптомы, прислать какие-то результаты обследований. Но пандемия и карантин буквально заперли нас в домах, многие потеряли возможность посетить свою обычную поликлинику или больницу — прием шел только на COVID. А помощь была нужна, и дистанционная медицина показала, что ее возможности велики, и значимость тоже.
Медицинский директор EMC Евгений Аветисов
Телемедицинские услуги имеют одно серьезное ограничение: врач не имеет права ставить диагноз и назначать терапию. Зато он может собрать анамнез, скорректировать лечение, провести наблюдение за состоянием пациента, выписать рецепт. С помощью телемедицинских технологий врачи могут взаимодействовать между собой: проводить консилиумы, в том числе экстренные.
Сегодня телемедицинские консультации можно получить у врачей почти всех специальностей, в том числе и детских. Во время пандемии для многих это оказалось единственным вариантом обратиться за помощью к «своему» специалисту.
С ноября 2020 года приказом Минздрава были разрешены дистанционные консультации для наблюдения за пациентами с ОРВИ, гриппом и COVID-19.
Телемедицинские услуги — это не какой-то отдельный вид медицинской помощи, а одна из форм взаимодействия. Развитие телемедицины неотделимо от развития технологий. Наглядный пример — прибор TytoCare, как будто пришедший из фильмов про будущее. С помощью него детские и взрослые могут:
Все манипуляции выполняет пациент, а врач на своем рабочем мониторе видит показания приборов и руководит действиями пациента. Так можно провести практически полноценный осмотр и решить, надо ли экстренно ехать в больницу или можно записаться на прием планово.
Есть и узкоспециализированные гаджеты — например, электронный стетоскоп LAENECO с приложением для телефона для прослушивания легких. Приложение можно установить на несколько мобильных телефонов, для каждого из членов семьи. Технология широко распространена в европейских странах, Канаде, США, Израиле, а теперь есть и в России.
/
Многие родители, особенно молодые, готовы при первых признаках недомогания у ребенка везти его в клинику. Зачастую в этом нет необходимости. Гаджеты, подобные TytoCare можно с полным основанием считать прорывом. Педиатр может легко «осмотреть» малыша и, не срывая родителей с места, решить, есть ли основания для тревоги. Качество обследования практически не уступает очному.
Заведующая педиатрическим отделением Детской клиники ЕМС Анастасия Гольцман
Современные технологии позволяют не только принимать решение в экстренной ситуации, но и контролировать состояние здоровья. Набирает популярность «умный текстиль» — футболки с датчиками, которые:
Данные поступают в приложение врачу и сохраняются там, так что состояние человека можно отслеживать в динамике. Если специалиста что-то насторожит, он пригласит пациента в клинику.
На стыке телемедицины и служб экстренного реагирования находится технология «тревожная кнопка», разработанная главным образом для пожилых. Если человеку стало плохо, он может нажать тревожную кнопку (например, на кулоне или брелоке), и приедет служба экстренного реагирования. В ожидании бригады пациент может говорить с оператором.
Еще одно перспективное направление телемедицины — мониторинг здоровья будущих мам. Эксперты прогнозируют, что в скором будущем удаленные УЗИ плода и КТГ перестанут быть чем-то экзотическим.
/
Врач всегда несет одинаковую ответственность: общается ли он очно, или оказывает телемедицинские услуги. Наша главная цель — это здоровье пациента, поэтому важно то, насколько пациент правильно понял рекомендации. От этого зависит успех консультации. Если специалист видит, что без очного присутствия не обойтись, он, безусловно, организует его. А если положение экстренное, то тут же будет обеспечена соответствующая помощь.
Заведующая педиатрическим отделением Детской клиники ЕМС Анастасия Гольцман
По закону телемедицина не лицензируется как отдельная услуга и может осуществляться только по тем направлениям, на которые у клиники уже есть лицензия. Вот что стоит уточнить в клинике, где вы хотите получить удаленную консультацию:
В Минздраве России ожидают, что к 2024 году дистанционный мониторинг пациентов в России увеличится в четыре раза. А по оценкам компании VEB Ventures (дочерняя структура ВЭБ РФ), среднегодовой темп прироста в ближайшие пять лет составит около 116%. Конечно, удаленное взаимодействие никогда не заменит очного общения врача и пациента. Но во многих случаях поможет сделать его более оперативным, а иногда и спасти жизнь.