«Теория Дорито»: как чипсы помогут отучить детей сидеть перед экраном

«Теория Дорито»: как чипсы помогут отучить детей сидеть перед экраном - слайд

© Tamas Pap, Unsplash

Все просто. Точно так же как и мы, с наслаждением хрустящие чипсами, пока пачка не опустеет, они не в силах остановиться. И все наши увещевания о вреде сидения перед экраном или о том, как полезен спорт и прогулки на свежем воздухе, звучат для них как белый шум. Они что-то слышат, но не в силах понять, что это вообще за звуки.

«Дорито» — это треугольные кукурузные чипсы. Они соленые и хрустят, когда их ешь. А еще, от них невозможно оторваться. Почему это происходит? Потому что удовольствие от них получаешь в процессе еды. Как только перестал жевать — перестал наслаждаться. И хочется еще. Потому что перестав жевать, ты остаешься в буквальном смысле слова ни с чем — ты все еще голоден, но больше не чувствуешь вкуса чипсов, а еще не получил ничего полезного. Только краткий миг сомнительного удовольствия.

То же самое происходит со многими другими вещами — просмотр социальных сетей, алкоголь, покупки в интернете. Попытка остановиться вызывает фрустрацию и желание продолжать. Эти вещи не приносят настоящего удовлетворения, именно поэтому они вызывают самое сильное привыкание. Именно в этом заключается суть «Теории Дорито», набирающей популярность в социальных сетях.

«Теория Дорито» отлично работает для взрослых людей. Чтобы оздоровить свою жизнь, стоит исключить все, что подпадает под категорию «Дорито»: бесконечный скроллинг социальных сетей, алкоголь, фастфуд и даже некоторых людей, общение с которыми не приносит вам настоящего душевного удовлетворения. Вместо бесконечного просмотра дурацких видео, смотреть хорошие фильмы и читать книги. Вместо поверхностного общения с кучей людей, почаще встречаться с друзьями. Легко ли это? Нет.

А ведь мы с вами взрослые. Представьте, каково приходится в этой ситуации детям. Они тоже становятся жертвами «вещей-Дорито». И самой труднопреодолимой из них являются гаджеты.

Об этом знает любой родитель. Когда в руки ребенку попадает планшет или телефон, он меняется: перестает внимать голосу разума, нервничает и злится, не слушает просьб, нарушает обещания.

Все просто. Точно так же как и мы, с наслаждением хрустящие чипсами, пока пачка не опустеет, они не в силах остановиться. И все наши увещевания о вреде сидения перед экраном или о том, как полезен спорт и прогулки на свежем воздухе, звучат для них как белый шум. Они что-то слышат, но не в силах понять, что это вообще за звуки.

Как же быть и можно ли использовать «теорию Дорито», чтобы помочь детям избавиться от экранной зависимости?

Эксперты считают, что вполне. Только не рассчитывайте на то, что дети справятся без вашей помощи. Вам придется использовать всю свою силы воли, быть примером и проводником ребенка на этом нелегком пути.

Конечно, не стоит ждать моментального эффекта и надеяться, что ребенок отбросит планшет и будет проводить все каникулы, рисуя или гоняя мяч во дворе. Но постепенно у него появятся инструменты, которые помогут ему относиться к гаджетам более осознанно.

Говорите с ребенком о связи между гаджетами и удовольствием

Когда ребенку скучно, первым порывом бывает схватить приставку, телефон или планшет и получить удовольствие. Заканчивается это почти всегда одинаково: хочется еще, уроки не сделаны, настроение испорчено.

Попробуйте напомнить ребенку о том, что он испытывает, когда получает хорошую оценку за контрольную, показывает вам сделанный рисунок, разучивает новый танец или забивает гол в игре. И объясните, что это чувство остается с ним надолго. О нем можно вспоминать, рассказывать другим, гордиться и радоваться еще долгое время спустя.

Это научит ребенка ценить те занятия, которые действительно приносят ему пользу. И хотя бы иногда отдавать им предпочтение.

Установите правила и систему «Сначала — потом»

Отбирать гаджеты, прятать их, полностью исключать из жизни ребенка – не очень удачная стратегия. Ребенок будет стремиться к запретному и обязательно найдет способ до него добраться. К тому же, это никак не способствует развитию осознанности.

Лучше установить четкие рамки, определенное количество часов в неделю, когда ребенок может использовать гаджеты, и не нарушать договоренности.

Кроме того, важно договориться о правилах «Сначала — потом». Ребенок должен четко понимать, что важные и полезные дела должны быть сделаны сначала, и лишь потом, когда договоренности соблюдены, обязанности выполнены, можно позволить себя использование гаджетов.

Покажите ребенку пример

Если мы будем требовать от ребенка того, чего не делаем сами, он никогда не станет воспринимать наши слова всерьез.

Если говоря о важности спорта, мама ходит на тренировки и получает от них удовольствие, рано или поздно ребенок поверит, что спорт — это не только полезно, но и очень здорово.

Если вместо того, чтобы просидеть весь день перед телевизором, семья едет на экскурсию или приглашает друзей на тематический обед, дети чувствуют всем сердцем, в чем важность человеческого общения.

Если родители читают книги и обсуждают их, дети привыкают слышать истории и быть частью глубоких разговоров. И куда вероятнее, что в таком случае ребенку однажды захочется взяться за книгу самому.

Воспитание детей — это не только запреты и ограничение, но и попытки научить детей получать удовольствие от простых вещей, которые приносят пользу нашей душе и телу.

По материалам Parents

Фотография:  Tamas Pap, Unsplash

Материалы по теме
Интересное
Психология
Когда наши дети рыдают, это поднимает очень сильные эмоции, напоминает о наших собственных детских травмах.
Психология
Какие же вещи взрослые считают своим неотъемлемым правом, но не разрешают детям?
->