Разбираемся в непростом (лишь на первый взгляд) вопросе
Неразбериха с Днем образования российской полиции хорошо иллюстрирует дискуссию о полиции в целом, которая ведется по всему миру. Переводя даты бумаг Петра I об учреждении первой в России должности генерал-полицмейстера на новый стиль, чиновники и ученые спорили: указ приходится на 5 или 7 июня? В итоге была выбрана дата 5 июня. В этот день мы и рассказываем о том, как относились к полиции в прошлом и сегодня, и что делать родителям, которые хотят поговорить о полиции с детьми.
В советское время положительному образу милиции вообще и милиционеров в частности уделялось огромное значение. По нескольким причинам:
Поэтому и у родителей, по большому счету, не было никакой дилеммы о том, как начать разговор с детьми о милиции. Все было просто:
Если ты в беде, обязательно обратись к милиционеру, он герой и всегда поможет, никогда его не бойся.
Положительный образ милиционера подкреплялся многочисленными мультфильмами и книгами, и, надо сказать, задачу привлечения кадров они выполняли отлично. Вот что рассказывает о своем дедушке, милиционере, Катя Статкус, редактор НЭН и CJ.
/
Мой дедушка родился в 1929 году и его мотивация пойти в профессию была довольно идеалистической — таким образом он хотел защищать слабых, бороться с преступностью и со злом на территории нашей страны. Он прошел большой карьерный путь, в какой-то период работал следователем по особо важным делам, готовил научные публикации о криминалистике и даже консультировал кинематографистов, а сейчас вышел на пенсию и читает переводные детективы.
Когда я была маленькой, я думала о дедушкиной работе исключительно в позитивном ключе, и дедушка напоминал мне Дядю Степу.
Кроме самого известного мультфильма про Дядю Степу, старшее поколение наверняка помнит и другие мультики и книги — «Приключения Васи Куролесова», «Капитан Пронин», «Лейтенант милиции Вязов», «Шпионские страсти». В названия многих произведений неслучайно вынесена фамилия милиционера, которая соответствует образу его героя — сильный и справедливый защитник общества с твердым характером.
Интересно то, что сами милиционеры обычно говорили о своей работе скромно и без героизации. Вот что вспоминает Катя Статкус.
/
Когда я стала подростком, дедушка много рассказывал мне о буднях следователя — о том, что хоть и редко, но ему самому было страшно допрашивать преступников (особенно тех, у кого кулаки были больше лица). И еще я очень хорошо запомнила один разговор, когда он сказал, что страшнее всего на самом деле не распутывать дела маньяков, а в очередной раз сталкиваться с убийством на бытовой почве — что вот, жили вроде как обычные люди, а потом… Значит, какие-то в обществе нужны другие механизмы, чтобы вовремя распознавать такие вещи и успевать их предотвращать?
Постепенно романтизация и идеализация сотрудников милиции стали иссякать, общество в целом менялось и появился запрос — как говорить с детьми о том, что милиция — это не идеальная структура? Такой запрос был и среди самих сотрудников МВД. Вспоминает Катя Статкус:
/
Мы несколько раз обсуждали с ним и произвол в милиции последних лет, и всегда было видно, насколько для него болезненно видеть вырождение профессии.
Как выяснилось, на этот вопрос найти ответ оказалось нелегко и будущим поколениям.
Дискуссии о реформах в полиции и о том, как относиться к ней и рассказывать об этой структуре детям, сейчас ведутся практически во всех развитых странах. Где-то обсуждение принимает радикальный оборот вплоть до требований отменить полицию вовсе, как в США после смерти Джорджа Флойда, где-то более мирный, как в России, чему отчасти свидетельство — реформа МВД, в результате которой милиция и была переименована в полицию.
В США вообще традиционно сложные отношения с полицией — недавний опрос показал рекордно низкий (за 27 лет наблюдений) рейтинг доверия граждан — 47 процентов (интересно, что 82 процента опрошенных республиканцев доверяют полиции, а у демократов таких всего 28 процентов). Поэтому и советы родителям психологи дают крайне осторожные.
Например, вот рекомендации и советы родителям от докторки философии, психологини Фейт Спроул, психологини Беверли Тейтум и клинического психолога Эрлангера Тернера:
В России дела обстоят немного иначе — уровень доверия к работе полиции выше. Согласно последним опросам — 56 процентов россиян доверяют полиции. Образ полицейского в массовой культуре тоже остается положительным, можно привести примеры от Гонщика из «Щенячьего патруля» до случая, когда тысячи людей пришли на встречу с актерами «Майора Грома» — фильма, снятого по не менее популярным комиксам о сотруднике МВД.
И все же общество меняется и иногда родители видят новости о том, что полиция может нас не только защищать, но и угрожать нам и нашим детям. Парадигма «полицейский всегда хороший, преступник всегда плохой», в которой растили старшие поколения, дает сбои. Так как же начать разговор об этом с детьми?
Нам кажется, что единого ответа для всех семей нет, но главное понять одно: полицейские — не роботы с идеальными моральными качествами, а живые люди, которые могут поступать правильно и неправильно, выгорать, уставать и впадать в депрессию.
Словом, они могут быть такими же, как и все обычные родители. Поэтому и говорить с детьми о полицейских, на наш взгляд, следует, учитывая три главных фактора.
Представьте, что вы — полицейский в стране, где количество преступлений стремительно падает, и вы фактически сидите без дела. Как поступите? Наше предложение — поставить в открытый багажник как бы брошенного автомобиля ящик пива и сесть в засаду на воришку.
Кажется, что это сюжет анекдота, но на самом деле — реальный случай, который произошел в 2017 году в Японии. Полицейские просидели в кустах несколько дней, пока наконец какой-то прохожий не решил полакомиться пенным. К слову, судья оправдал «вора».
Этот случай иллюстрирует тенденцию последних лет, которая ясно видна во многих индустриальных странах, в том числе и в России: количество краж, убийств и других тяжких преступлений резко снижается. Этому способствуют технологии, экономическое и гражданское развитие общества.
По мнению исследователей Дмитрия Серебренникова, Владимира Кудрявцева и Екатерины Ходжаевой, если такие темпы снижения преступности сохранятся, даже с учетом закрытости полиции, палочной системы и других недостатков структуры, уже через 20 лет может получиться так, что полицейским просто нечем будет заняться. И наши дети будут говорить со своими о полицейских так, как мы сейчас говорим о трубочистах или фонарщиках.
Станет ли у родителей на одну непростую тему разговора с детьми меньше — покажет время. А пока ребенку можно ответить просто: с полицией все-таки лучше, чем без нее.
Подписывайтесь
на наш Telegram