Девочки — будущие матери, а мальчики — защитники. Или нет?
Мы часто рассказываем о том, как важно говорить с детьми на самые разные, и иногда очень сложные и противоречивые темы — например, о месячных, о политике или смерти (и о том, как именно это можно сделать).
Решили разобрать еще одну важную (и как будто бы необязательную) тему для разговоров с детьми — сексизм и то, как это социальное явление влияет на нашу повседневную жизнь.
Для начала давайте разберемся в самом понятии. Когда мы говорим о сексизме, мы подразумеваем набор предрассудков и стереотипов по отношению к представителям определенного пола, которые, как правило, выливаются во вполне реальную дискриминацию в разных жизненных ситуациях.
Понятие «сексизм» появилось благодаря «второй волне» феминистского движения в США и использовалось, в первую очередь, для описания дискриминации женщин в обществе. Проявления сексизма могут быть разными: от так называемого «доброжелательного сексизма» — когда мужчины в ультимативном порядке уступают женщинам места в транспорте или несут сумки, потому что «слабый пол» не справится, до прямой дискриминации вроде официальных или негласных запретов, не позволяющих женщинам выбирать определенные профессии, занимать некоторые должности или получать адекватную оплату своего труда.
Кстати, о вреде «доброжелательного сексизма» мы уже писали здесь.
Сексизм вредит не только женщинам, но и мужчинам. Девочки, с рождения растущие в мире, в котором они ограничены стереотипами о женственности, нежности, чувствительности и неспособности к принятию решений и критическому мышлению, лишаются многих профессиональных возможностей и путей самореализации. В перспективе это приводит не только к психологическим и эмоциональным проблемам, но и к появлению реальных угроз жизни и здоровью женщин, которых воспринимают как «слабый пол».
Сексистский юмор, реклама с очевидными намеками, «невинные» комментарии от учителей и других авторитетных взрослых — все эти, на первый взгляд, безобидные вещи поддерживают культуру насилия, в которой женщина воспринимается скорее как объект (насмешек, снисходительности, вожделения), чем равноправная и самостоятельная личность.
Мальчики, выросшие в парадигме, в которой существует оправданное применение насилия, девочек надо «завоевывать», а любые проявления слабости являются стыдными и порицаемыми, также чаще сталкиваются с психологическими проблемами, многие из которых приводят к депрессии, алкоголизму, агрессии и даже самоубийству.
От установки «женщина — мать, мужчина — добытчик» страдает экономика целых стран — женщины теряют квалификацию и опыт в долгом декрете (или из-за невозможности найти работу, «потому что вы же постоянно на больничных сидеть будете»), что в целом негативно сказывается на рынке труда и распределении ресурсов.
Если рассматривать сексизм с точки зрения ребенка, то здесь, конечно, еще рано говорить о профессиональной или социальной дискриминации — все намного проще. По словам доцента психологии Эрин Пальке, дети усваивают не только разницу между гендерами, но и стереотипы, связанные с каждым из них, в возрасте двух-трех лет.
Как бы мы ни старались покупать своим детям гендерно-нейтральную одежду и воздерживаться от стереотипных высказываний типа «мальчики не плачут» или «ты же девочка, ты должна быть опрятной», наши дети растут в обществе, в котором граница между тем, что можно мальчикам, и что доступно девочкам, пока определена довольно четко.
Мальчикам с самого раннего возраста надлежит уступать качельки и горки девочкам, потому что — да — «девочкам надо уступать» (даже если девочки старше), девочкам не рекомендуется прыгать в лужах или сидеть в грязи, а планировка каждого детского магазина недвусмысленно намекает на то, что игрушки для мальчиков и игрушки для девочек — это принципиально разные вещи, которые нельзя путать.
То же касается и семейной жизни — вы можете сколько угодно говорить о равном разделении обязанностей, но если ребенок видит маму на кухне, а папу на работе или на диване, он все равно усваивает традиционные семейные роли и нормы.
Они знакомятся с этими правилами очень рано, и, к сожалению, это происходит независимо от того, чему родители хотят научить своих детей относительно гендера, — говорит Пальке. — Эти стереотипы так распространены и повсеместны, что дети усваивают их просто живя в обществе.
Именно поэтому, отмечает психолог, важно не только подавать личные примеры, но и указывать детям на проявления этого самого сексизма, обращать их внимание на несправедливые стереотипы и установки — и делать это можно тогда, когда ребенок начнет замечать существование гендерно окрашенных ограничений и правил.
Например, такое: «сексизм — это когда к человеку несправедливо относятся или оценивают его, только потому что он определенного пола».
Например, предложите детям представить, как бы они себя чувствовали, если бы им нельзя было играть в какую-то игру или с какой-то игрушкой, потому что она «для мальчиков» или «для девочек». Или спросите их, как бы они отнеслись, если бы им ставили определенные оценки или давали какие-то награды, ориентируясь не на их личные успехи, а на их пол. Вы можете даже разыграть соответствующие ситуации, чтобы сделать свои примеры более наглядными.
Дети (да что уж там, и многие взрослые тоже) могут растеряться, столкнувшись с проявлениями сексизма. Научите их спокойно и уверенно отвечать на высказывания вроде «это игра только для мальчиков» или «мальчики не плачут». Например: «Нет, в эту игру может играть кто угодно: и мальчики, и девочки» или «Плакать может каждый, и мальчики тоже». Доведите эту реакцию до автоматизма, чтобы дети умели дать отпор, столкнувшись с несправедливостью.
Так, например, дети знают, что в нашей стране не было ни одного президента-женщины. Важно объяснить, что сейчас система работает так, что женщинам очень сложно пробиться на руководящие должности и высокие правительственные посты — как раз в результате того самого сексизма и веками сформированных установок.
Если никак не комментировать эту ситуацию и оставлять ее без внимания, ребенок может сделать собственные не очень правильные выводы — например, о том, что женщины не становятся президентами, потому что они недостаточно хорошие лидеры или потому что они недостаточно умны и ответственны, чтобы занимать эту должность.
Указывайте детям на то, что женских персонажей в них традиционно меньше, а те, что есть, чаще всего проявляют тягу к розовому цвету и не отличаются интеллектуальными способностями. Проговаривайте, что это происходит не потому, что все девочки и женщины выглядят и ведут себя именно так, а потому, что в обществе уже сформировался такой стереотипный сексистский образ.
Предложите детям самостоятельно обращать внимание и рассказывать вам о проявлениях сексизма, которые они встречают в повседневной жизни — так они научатся критически исследовать реальность и анализировать ее, а также быть чувствительными к несправедливости.
Разговор с ребенком о сексизме (как и разговор на многие другие серьезные темы) не должен ограничиваться одним сеансом «нам надо серьезно поговорить» — он должен длиться на протяжении многих лет, со временем становясь сложнее и глубже.
Также говорить о сексизме стоит в контексте других не менее серьезных тем: гендерных стереотипов, отношений между полами и личных границ. Эти темы кажутся очень сложными и неподъемными для дошкольников или младшеклассников, но начинать говорить о базовых моментах понятным ребенку языком можно с самых ранних лет — все эти знания обязательно пригодятся ему для жизни в обществе.