В ночь на 26 апреля взорвался четвертый реактор ЧАЭС
35 лет назад, 26 апреля 1986 года произошла одна из страшнейших техногенных катастроф нашего времени — взрыв на Чернобыльской атомной электростанции.
Мы уверены в том, что очень важно говорить о подобных вещах с детьми, поэтому составили небольшую инструкцию с ресурсами, которые помогут вам в этом деле. А еще у нас в редакции есть Ира Зезюлина (колонки и мемы которой вы очень любите!) — она выросла совсем недалеко от места аварии и поделилась своими воспоминаниями о том, как узнала о катастрофе в детстве и как собирается рассказывать о ней своей собственной дочери, которой сейчас четыре года (так что обязательно дочитайте до конца).
Расскажите о Зоне Отчуждения и покажите видео с животными
Для начала вы можете коротко рассказать детям (особенно, если это старшие дошкольники или школьники младших классов) о том, что 35 лет назад на атомной станции (можно пояснить, что это что-то типа завода) произошла авария, в результате которой в воздух попали вредные вещества и многим людям пришлось оставить свои дома.
В результате образовалась Зона Отчуждения — похожая на странный парк со своей уникальной флорой и фауной. Есть даже исследователи, которые занимаются наблюдением за животными на этой территории — только посмотрите, сколько там лосей. (Кстати, украинский эколог Сергей Гащак объясняет в этом видео, что ни разу не видел в Зоне Отчуждения зверей с мутациями).
Поговорите о том, что такое радиация
Если вам трудно сформулировать на детском уровне, что такое радиация, на помощь здесь могут прийти объясняющие мультфильмы — они рассчитаны на возраст 6+, но, как это часто бывает с маркировками, все довольно условно:
Фиксики о радиации:
Насколько страшна радиация? На канале Научпок:
Говоря о радиации, важно, чтобы у детей не сложилось о ней только негативного представления: так что вы можете рассказать о том, что с помощью радиации в малых дозах лечат определенные болезни. А потом уже говорите об исходящей от радиации опасности. Важный для детей аспект — радиация невидима для наших глаз, но ее можно измерить специальным прибором.
Не сосредотачивайтесь только на негативном
Говорить о техногенной катастрофе с детьми, конечно, непросто. Но вы можете рассказать о программах помощи детям из Зоны Отчуждения и близлежащих поселений. Кстати, на нашем сайте в прошлом году вышел очень интересный материал о том, как разные страны принимали детей, родившихся в зоне катастрофы, как эти дети подружились с ровесниками из других городов и со многими до сих пор продолжают общение — почитайте их вдохновляющие истории.
Проект детской энциклопедии Kiddle.co предлагает такую детскую версию короткой сводки событий катастрофы в Чернобыле — вы можете использовать ее в качестве шпаргалки.
Чернобыльская катастрофа — ядерная катастрофа, которая произошла 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции в Припяти, в Украине. В то время Украина была частью Советского Союза.
Это событие стало одной из самых страшных катастроф в истории атомной энергетики. По Международной шкале ядерных событий авария на Чернобыльской АЭС была оценена на уровне семь. Единственная другая авария с рейтингом семь — это авария на Фукусиме.
Поскольку реакторы, используемые на ЧАЭ, не имели защитной оболочки для удержания радиации, радиоактивные осадки дрейфовали над некоторыми частями западной части Советского Союза, Восточной Европы, Скандинавии, Великобритании и восточной части Соединенных Штатов. Значительные территории Украины, Беларуси и России были сильно загрязнены.
Около 60 процентов радиоактивных осадков выпало в Беларуси. Около 360 000 человек потребовалось переселить в другие населенные пункты, где они могли бы жить после аварии. Кроме того, многие люди страдали от длительных заболеваний, а у некоторых даже был диагностирован рак щитовидной железы и острое радиационное отравление.
Перед аварией было плановое снижение мощности реактора. К началу дневной смены уровень мощности достиг 50 процентов. Вслед за этим случайным образом отключилась одна из региональных электростанций. Затем поступила просьба отложить дальнейшее снижение мощности.
Авария произошла, когда на четвертом реакторе сильно увеличилась мощность. Это привело к взрыву активной зоны реактора. Взрыв был настолько сильным, что с реактора сорвалась 1000-тонная стальная крышка. Из-за этого взрыва было выброшено большое количество радиоактивных материалов и топлива. В результате пожара выпало много радиоактивных осадков, которые унесло дымом от пожара в окружающую среду.
Реактор был накрыт «саркофагом», сделанным из стали и бетона, чтобы остановить утечку большего количества излучения от таких элементов, как кориум, уран и плутоний, а также радиоактивной пыли. В 2016 году саркофаг был покрыт новой конструкцией.
Авария вызвала опасения о безопасности советской атомной энергетики. Советский Союз на какое-то время замедлил процесс увеличения своей ядерной отрасли. Советскому правительству также пришлось стать менее секретным в результате аварии.
С тех пор Россия, Украина и Беларусь стали отдельными странами. Эти страны были обременены непрекращающимися расходами на дезактивацию (удаление радиации) и медицинское обслуживание из-за аварии. Воздействие радиации приводит к более высокому риску заболеть раком.
Большинство пострадавших не умирали сразу же. Если вовлеченные люди умирают от рака или связанных с ним заболеваний, будет трудно сказать, произошло ли это из-за аварии. В отчете МАГАТЭ за 2005 год сообщается о 56 прямых смертельных случаях; из них 47 были аварийными работниками-ликвидаторами и девять были детьми, умершими от рака щитовидной железы.
В отчете говорится, что до 4000 человек могут умереть от хронических заболеваний, связанных с аварией. Однако по другим оценкам Союза обеспокоенных ученых или Гринписа в результате аварии погибли от 4 000 до 27 000 человек.
Три других реактора в Чернобыле продолжали работать после аварии, потому что Украине не хватало других электростанций для удовлетворения потребностей в энергии. Реактор №2 был выведен из эксплуатации (отключен и остановлен на постоянной основе) в 1991 году после пожара в его машинном зале. Реактор №1 был выведен из эксплуатации в 1996 году, а реактор №3 был выведен из эксплуатации в 2000 году. В 2018 году рядом с бывшей атомной электростанцией была открыта солнечная электростанция мощностью 3800 панелей.
Смотрите музыкальные видео, снятые в Зоне Отчуждения
Чтобы начать разговор с подростками о произошедшем на Чернобыльской АЭС вы можете вместе посмотреть музыкальные клипы, снятые в Припяти, городе-призраке. Среди самых знаковых — видеоролик Life is Golden группы Suede:
Заброшенная школа, пустой бассейн и парк аттракционов в клипе Pink Floyd Marooned 2014:
Ускользающая повседневная жизнь в клипе Delphic «This Momentary»:
Поговорите с детьми о чувствах, которые у вас вызывает просмотр этих видео.
Смотрите вместе фильмы о Чернобыльской АЭС и читайте книги
Естественно, что такой сюжет, как взрыв на АЭС, породил много интерпретаций в кино. Пожалуй, самым знаковым проектом последних лет можно назвать короткий художественный сериал, созданный американским каналом HBO совместно с британской телесетью Sky (он так и называется: «Чернобыль»).
Главная тема этого произведения — сокрытие правды и цена, которую людям пришлось заплатить за ложь и попытки не сеять панику.
Поэтому если вы решите посмотреть этот сериал, то будьте готовы к тому, что придется обсуждать именно эту политическую сторону трагедии. Хотя фильм в целом довольно аккуратно воспроизводит исторические события, в каких-то моментах были неточности — почитайте комментарии ликвидаторов перед просмотром, чтобы пересказать их точку зрения. В основу сериала HBO, кстати, частично легла книга белорусской писательницы Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва» о коллективной памяти.
Рассказывайте о вашем собственном опыте, опыте родственников
Если вы сами помните о том, как узнали в конце 80-х о катастрофе или если в вашей семье есть люди старшего поколения, обязательно спросите их, каким для них было информирование об аварии на Чернобыльской АЭС, сколько времени прошло до тех пор, пока они не осознали масштаб случившегося. Если у вас есть друзья из Европы, поговорите и с ними о том, каким для них стало известие о радиационном облаке.
Как и со всеми масштабными историческими событиями, нам кажется важным показать подросткам, что нет одной выверенной линии их понимания — это тысячи историй участия, восприятия и осмысления, и чем больше этих историй мы будем знать и обсуждать с детьми, тем шире будут их собственные возможности для интерпретации.
Трудно сказать, когда я узнала о Чернобыле, потому что все детство жила в чернобыльской зоне. Это не зона отселения, но следующая за ней. То есть моя деревня находилась примерно в 200 километрах от места взрыва, и ветер в тот день дул в нашу сторону. Мы росли во всем этом, родители рассказывали, как в тот день картошку садили (белорусы такие белорусы) и казалось, что тут нет ничего особенного.
Только отдыхать чаще ездили, грибы собирали не везде, а весной к нам приезжали итальянцы и дарили подарки. Еще интересное личное наблюдение: я родилась в 1988 году, через два года после аварии. И все мои знакомые 88 года, были субтильного телосложения, а знакомые 1987 года рождения (получается их зачали как раз после взрыва) все были приземистые и коренастые.
Что такое чернобыльская беда по-настоящему я поняла, когда в 20 лет оказалась в онкодиспансере. Мое образование в груди оказалось доброкачественным, но могло перерасти в злокачественное, поэтому я оказалась на хирургическом столе. Я увидела, сколько молодых людей там наблюдаются, и знаете, это действительно ужасная тихая война, которая все еще идет.
Дочери про Чернобыль я еще не рассказывала, но думаю в этом году начну диалог (дочке Иры сейчас четыре года — примечание редакции). Расскажу про дом бабушек и дедушек, покажу на карте, где он находится и вместе найдем Чернобыль. Потом, вероятно расскажу о станции, зачем она нужна и что 26.04.1986 случилась авария, из-за которой произошел взрыв и много плохих веществ выбросилось в воздух. Из-за этого многим людям пришлось оставить свои дома, и до сих пор эти вещества влияют на здоровье миллионов людей. Думаю, для ее возраста этого пока будет достаточно.