Как сделать школу более экологичной (и зачем это нужно вообще)? Рассказывает создательница проекта REschools

Как сделать школу более экологичной (и зачем это нужно вообще)? Рассказывает создательница проекта REschools - слайд

© фото: re_schools

Компьютеры вместо тетрадей и раздельный сбор отходов

1 сентября для многих детей — это не только возвращение за парту, но и возвращение к усиленному производству связанного со школой мусора.

Несколько лет назад десятиклассники из Питера решили поставить контейнеры для раздельного сбора отходов в своем классе, а впоследствии из этой инициативы вырос целый проект ресайклинга под названием REschools. Мы поговорили с его создательницей Дашей Хамазой о сортировке мусора, ненужных канцтоварах и переходе на более осознанное потребление.

Что школы сегодня чаще всего делают неэкологично?

В целом школы, как и обычные люди, следуют распространенным паттернам потребления. В мире создается много продуктов, есть огромный выбор, а когда есть огромный выбор, мы и покупаем слишком много.


Часто в школах действительно используется слишком много вещей — тех же пластиковых стаканчиков, и в целом пластика, который, как известно, можно переработать, но он не разлагается.


Пластик много используется и в столовой, и в канцелярии. Бумага тоже используется не всегда по делу — много документов, которые легко бы можно было открыть на общем экране и показать ученикам, по-прежнему продолжают распечатывать. Еще можно было бы разрешить всем ученикам старшей школы приходить на уроки со своими гаджетами — я считаю, что у нас в обучении вообще недостаточно используются планшеты и компьютеры.

Как появилась идея создать REschools?

Идея появилась в 2019 году, когда я и мои друзья учились в десятом классе и заинтересовались темой экологии. Мы решили начать со своей школы, со своего класса. Поставили в классе контейнеры для переработки бумаги и пластика. И позже подумали, почему бы не распространить эти идеи и на другие классы, и на всю школу.

Потом мы поняли, что нужно не только ставить контейнеры, но и заниматься просвещением учеников и учителей, и составили определенный план — как убедиться, что вся школа будет понимать систему, которую мы внедряем, и получит базовые знания о сортировке; то есть в плане мы расписали, как будем ходить по классам и на какие лучше приходить уроки, как и где развесим плакаты и наше расписание «дежурств» (контроль контейнеров в коридорах).

А потом поняли, что другие школы тоже могут к нам присоединиться, использовать наш опыт и таким образом внедрить раздельный сбор отходов в своих учреждениях.

Фото предоставлено героиней

Как часто наполнялись эти контейнеры и кто их отвозил на переработку, как все это было организовано?

Контейнеры в классах и коридорах нужно было опустошать после каждого учебного дня. Волонтеры нашей команды выносили пластик и бумагу в контейнер-сетку за школой, которую уже ежемесячно отвозила на переработку компания, с которой мы сотрудничали.

Фото предоставлено героиней

Как именно работает REschools сегодня?

REschools действует как консалтинг: мы помогаем школам советом, присылаем ресурсы, которые накопили за несколько лет существования, и, если нужно и если у нас есть координаторы в этом регионе, можем прийти в школу (по крайней мере до пандемии это было возможно), поговорить со студенческим советом и с администрацией, опять же — рассказать подробнее о том, как мы внедрили всю систему в своей школе, показать все цифры — почему это выгодно и необходимо. За первый месяц мы собрали 60 кг пластиковых бутылок.


После этого мусорная компания стала приезжать реже, так как огромная часть школьных отходов просто перестала производиться.


И еще несколько цифр: сто килограмм бумаги — это одно дерево. У нас сто килограмм набиралось за два-три месяца. К тому же, бумагу мы сдавали за деньги, и получали 200–300 рублей в неделю в бюджет класса.

В чем главная задача проекта?

Передать информацию и доказать личным примером, что переработка отходов в школах — это доступно, это возможно, и это на самом деле важно. Сортировка отходов и переработка — это такая же привычка, как и все другие. Когда ребята с раннего возраста привыкают это делать, им проще будет продолжать сортировать отходы и во взрослом возрасте. И они уже смогут нести эти ценности и привычки дальше.

Фото предоставлено героиней

Сколько школ сейчас участвуют в проекте, какая география?

Около 40 школ, география — это Московская и Ленинградская область, Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Калининград. Наша основная работа идет по России, но у нас есть школы и из-за рубежа — в Мексике, в Японии и в Армении.

Вы сами находите школы или это они вас находят?

На начальном этапе мы сами писали школам, начинали с нашего района, а иногда просто приходили в школы и давали листовки. Сейчас в основном школы нас сами находят. Часто все передается по сарафанному радио: кто-то узнал о нас на какой-то школьной конференции и передал эту информацию своим друзьям или родителям.

А зарубежные школы узнают о нас из соцсетей.

Фото предоставлено героиней

Когда вы внедряете свою программу в школах, как реагируют на это родители учеников и учителя? Часто сталкиваетесь с негативом?

Реакции бывают разные. В целом, проект очень хорошо приняли, и мы, конечно, этому рады, и это то, что заставляет нас двигаться дальше. Многие ученики хотели бы заняться чем-то полезным, и к тому же актуальным — а о проблемах экологии сейчас говорят довольно много, это даже своего рода тренд.

Учителя тоже в целом нас поддерживают — особенно, на удивление, преподаватели естественных наук, наверное, потому что их предметы непосредственно связаны с экологией.


Но были и другие ситуации: были моменты, когда родители были против, считали, что это антисанитария — собирать мусор и заставлять детей работать, хотя мы, конечно же, никого ни к чему никогда не принуждали.


Учителя и ученики бывают разные — но в целом с негативными эмоциями в наш адрес мы справляемся, и пишем потом о каких-то ситуациях, в которых возникло недопонимание, в нашей группе Вконтакте, чтобы другие школы, которые, возможно, столкнутся с подобными проблемами, знали, как их можно решить.

Скоро 1 сентября, и родители будут покупать наборы товаров для школьников, в том числе огромное количество канцелярских товаров. Как сделать свой выбор экологичнее?

Конечно, в первую очередь, когда идешь в магазин, нужно знать вообще, что нужно купить, и нужно ли вообще что-то покупать — это, безусловно, зависит от школы и от возраста ребенка.

Например, я последние два года в школе не носила учебники, я их не покупала и не носила тетради — я записывала все в гугл-документы на компьютере. Но это старшая школа, и это потребовало особых разговоров с нашими учителями, которые часто бывают к такому не готовы и думают, что ребенок будет использовать компьютер не по назначению.

Ну а конкретно по канцелярии: если вы покупаете канцелярские товары, то нужно смотреть на материалы, из которых они изготовлены. Тетради лучше купить из переработанной бумаги. Ручки можно купить из экоматериалов — обычно их делают из переработанного тетрапака, а пишут они абсолютно точно так же, как и обычные. Еще можно купить многоразовые предметы, которые тоже долго служат и их не надо будет постоянно выбрасывать — например, многоразовые ручки и многоразовые бутылки.


Ну и самое главное, повторюсь, — составьте список того, что нужно, и просто купите самое базовое и необходимое.


А если вы купили лишнее или что-то не использовали, можете организовать своп. В нашей школе мы делали так: как раз в августе мы приносили канцелярию, выкладывали ее на столы, на подоконники, и другие ребята приходили и просто брали чьи-то неиспользованные тетрадки, новые ручки, карандаши. Такая экологичная и финансово очень разумная идея.

Сколько сейчас человек в команде REschools и собираетесь ли вы как-то институционализировать свою инициативу?

Сейчас нас четверо, двое из Питера, одна девочка из Москвы, а я училась в Армении. Но из-за интенсивной учебы в институте и переезда некоторых участниц проекта мы планируем набирать новых людей в команду и через несколько месяцев передавать штурвал. Что касается институционализации — мы думали регистрироваться как НКО, но недостатки и сложности перевешивают все плюсы.

Поэтому пока действуем как проект/ студенческая организация. А если говорить о финансировании — я подавала документы на некоторые гранты, где не нужна регистрация. Но в России с этим сложно — если бы мы хотели подавать заявку на какой-нибудь федеральный грант, нам в любом случае необходимо было бы зарегистрироваться, и это опять-таки создавало бы свои сложности. Мы обдумываем этот вариант, но пока нам кажется, что есть более простые пути — например, регистрироваться интернационально, а не в России.

Материалы по теме
->