Голые люди, истерики и Ван Гог с Гогеном: 5 вопросов искусствоведу от родителей

Голые люди, истерики и Ван Гог с Гогеном: 5 вопросов искусствоведу от родителей - слайд

© Коллаж Кристины Савельевой

Собираемся в музей без стыда и зазрения совести

Пойти в музей с ребенком и услышать истерику посреди зала или перепутать имена художников; не знать, что рассказать о картине и как объяснить, почему скульптуры обнаженные, — все это распространенные страхи родителей, которые хотят привить ребенку чувство прекрасного.

Вместе с автором курса «История искусств с глазурью и шоколадной крошкой» в Школе Seasons — Соней Осиповой мы ответили на пять вопросов родителей про искусство.

Переживаю, что ребенку еще рано смотреть на обнаженных людей в музее. Что делать? Может, не водить его в эти залы?

Избегать темы человеческой наготы в искусстве невозможно, потому что обнаженная натура — неотъемлемая его часть на протяжении всей истории.

Если вы боитесь, что ребенку неловко, некомфортно и «рано» смотреть на обнаженных людей в музеях, попробуйте сами сосредоточить внимание (свое и ребенка) на смысле картины, обсудить мастерство и тонкость работы — как художник или скульптор передают фактуру кожи, мускулы, изгибы. Также можно привести разговор к теме эволюции человеческих представлений о красоте тела или попробовать разобраться, почему люди в музее — не голые, а именно обнаженные.

Боюсь, что мой ребенок устроит истерику прямо посреди выставки. Как быть?

Истерика может случится и в магазине, в гостях, общественном транспорте или на детской площадке. Все это — общественные зоны, и скорее всего, так же как и в музее, вас пугает не сама истерика, а то, что ее свидетелями будут незнакомцы.

Попробуйте рационализировать свой страх и подготовиться. Если у ребенка истерика, значит он чувствует стресс и пытается найти помощь, ждет ее от вас. Истерики случаются, и это нормально, с ними можно справляться и пережидать, а как все закончится — успокаиваться и продолжать маршрут.


Подготовиться и быть начеку тоже можно: понаблюдайте, что обычно становится триггером к истерике (голод, недосып, страх, усталость) и попробуйте избежать этого накануне похода в музей.


Также, когда приходите на место, — уточните у сотрудников музея, есть ли в пространстве какие-то «тихие зоны» или комнаты для детей, где вы бы могли уединиться в случае чего.

Помните, что музей — общественное пространство, так что бояться косых взглядов со стороны уж точно не стоит. Главное — сохранять спокойствие и невозмутимость самому родителю.

Я ничего не понимаю в искусстве, особенно в современном, может, ну его, и просто погуляем по городу?

К любому походу в музей можно подготовиться, причем вместе с ребенком. Если говорить о классическом искусстве, то накануне можно почитать биографии художников и статьи о выставках или посмотреть документальное кино по теме. Не обязательно залезать в музейные анонсы и вчитываться в сложные кураторские тексты. В них действительно порой трудно разобраться, поэтому ставить их в приоритет не стоит. Важнее — эмоции.

Во время просмотра экспозиции попробуйте выстроить диалог с ребенком: задавайте вопросы сами — что ты чувствуешь при просмотре картины? Какие эмоции ты испытываешь от этой инсталляции? Почему? Что тебя цепляет или волнует?

На любой выставке важно постараться прочувствовать собственные впечатления, придумать свою интерпретацию увиденного, а не пытаться докопаться до сути и исходной идеи. Походы в музеи современного искусства могут стать хорошей тренировкой для фантазий и возможностью прокачать воображение.

Я путаю Ван Гога с Гогеном, а Моне с Мане, Грабарь и Врубель кажутся мне тоже очень похожими. Боюсь опозориться, что делать?

Тут алгоритм очень простой — читать экспликации, брать аудиогид или экскурсию для подходящей возрастной группы, или даже просто — погуглить вместе с ребенком автора той или иной работы. Знать все — невозможно, так что и стыдиться этого не стоит.

Зачем вообще моему ребенку изучать искусство? Он неусидчивый, и ему это будет скучно.

Возможно, еще просто не пришло время, и ребенку сейчас правда хочется и правда важно заниматься другим, проявлять себя по-другому.

Но есть простой совет, который может помочь пробудить в нем интерес. Спрашивайте, придумывайте вместе, фантазируйте, оживляйте, воображайте, глядя на картины или скульптуры! Акцентируйте внимание именно на тех картинах или их деталях, которые будут близки интересам ребенка, будь то конфеты или занятия танцами, рисование или пение.

С 6 февраля в Москве начинается детский курс по истории искусств c Соней Осиповой в Школе Seasons. Курс состоит из десяти занятий для ребят от десяти до 13 лет. Почитать подробности и записать ребенка на курс можно тут. После него — вам не придется самим готовиться к походам по музеям — ребенок сам вам все расскажет.

Материалы по теме
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.