Как родителям подростков сохранять спокойствие, когда вокруг столько тревожных новостей? Рассказывает психолог

Как родителям подростков сохранять спокойствие, когда вокруг столько тревожных новостей? Рассказывает психолог - слайд

© Коллаж Кристины Савельевой

Любовь и доверие против запретов и тотального контроля

После крупных трагедий с участием детей и подростков взрослые начинают придумывать способы сделать так, чтобы ничего подобного больше не повторялось. Как правило, все эти меры сводятся к тому, чтобы что-то запретить: видеоигры, агрессивные фильмы, группы в соцсетях.

И хотя в некоторых случаях запреты и правда помогают чего-то добиться (как, например, ужесточение правил получения оружия), изменить ситуацию одними только ограничениями невозможно. А чем возможно?

Поговорили с Ксенией Денисенко, психологом и специалисткой по работе с подростками (и автором вот этого вирусного треда), о том, как родителям подростков вести себя, когда вокруг столько тревожных новостей, как поддерживать близкие отношения со своим ребенком, и что делать, если вам кажется, что ребенок ведет себя подозрительно.


Когда происходит что-то страшное, вроде школьного шутинга или подростковых самоубийств, нам всем страшно, и это нормально. Когда нам страшно мы пытаемся найти причины происходящего.


Видеоигры? Интернет? «Синий кит»? Такие варианты нам обычно предоставляют СМИ. Было бы так хорошо, будь это правдой, ведь тогда мы могли просто забрать у детей телефоны, отключить дома интернет или хотя бы поставить родительский контроль ради своего спокойствия, но правда в том, что каким бы ужасным ни был контент, потребляемый нашими детьми, их восприимчивость к нему зависит не только от особенностей их психики, но и от нашего с ними взаимодействия.

И если на первое мы повлиять не можем, разве что замечать особенности и корректировать с помощью специалистов по необходимости, то второе — наша зона ответственности. В этой статье я постараюсь дать рекомендации по тому, как поддерживать доверительные отношения с подростком и не сойти с ума от своей тревоги в этот сложный для всех период взросления.

Разумеется, отношения формируются всю жизнь и во многом то, как вы переживете пубертат, будет зависеть от того, какие отношения были в вашей семье до начала полового созревания ребенка. Поэтому так важно выстроить крепкие доверительные отношения друг с другом. Основа таких отношений — уверенность ребенка в том, что он ценен для вас независимо от его промахов и успехов, от настроения или поведения, он должен знать наверняка, что его любят любым и что он может обратиться к вам с любым вопросом или просьбой — вы всегда на его стороне.

Как быть на стороне ребенка?

Одного знакомого мне папу вызвали в школу, потому что администрации школы не понравился цвет волос его сына — перед встречей с директором отец баллончиком покрасил волосы в розовый.

Другого отца вызвали на педсовет — сын прогуливал, дурно учился, интересовался только спортом: учителя по очереди говорили о том, какой его сын плохой. На учительнице физкультуры, кабинет которой был увешан медалями «непутевого» ученика, папа остановил это мероприятие, попросил сына выйти из кабинета и сказал педагогам: «Если двадцать взрослых не могут справиться с одним подростком, проблема не в нем» и ушел. Дома они обсудили как можно избежать подобных встреч, и отец поделился с ним своим отношением к его поведению в школе, однако там, когда против него было двадцать учителей, он был на стороне своего ребенка.

Зачем это нужно?

Такие поступки не только укрепляют привязанность между детьми и родителями, но и самооценку ребенка.

Ощущение безопасности, любви и принятия в семье — это то, что будет служить ребенку опорой и, скорее всего, убережет его от ужасных поступков. По данным научных исследований, наиболее частыми причинами деструктивного поведения, такого как школьные шутинги, являются неблагополучие в семье и травля. От второго, к сожалению, никто не застрахован, но справиться с этим куда проще, если знаешь, что родители не отмахнутся с фразой: «Не обращай внимания», а выслушают и защитят, если это необходимо.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, говорите с ним, делитесь своими переживаниями, обсуждайте сложные темы, обозначьте его возможность прийти домой в любом состоянии, с любыми проблемами, не обесценивайте и не запрещайте его эмоции и переживания — научите их проживать.

К дракам, шутингу и даже к самоубийствам чаще всего приводит невыраженный гнев. Ребенок с детства впитывает, что злиться — это плохо, но правда в том, что злиться — естественно. Вопрос только в том, как выражать эту агрессию. Наша задача как взрослых — научить ребенка замечать злость, идентифицировать ее и находить экологичный способ ее выражения, соответствующий ситуации.

Иногда будет достаточно сказать: «Я сейчас злюсь», в другой ситуации можно побить подушку или боксерскую грушу, или даже обматерить обидчика. Важно объяснить ребенку как он может помочь себе проживать злость, какие способы, когда и где уместны. Даже видеоигры могут быть способом проживания агрессии: я лично знакома с подростками, которые в играх расстреливают своих обидчиков, что позволяет им в реальности сохранять спокойствие.

Сейчас часто можно услышать мнение, что дети не отличают виртуальный мир от настоящего и поэтому идут расстреливать сверстников и преподавателей, но если это так, то мы имеем дело с психопатологией — подросток со здоровой психикой не может перепутать игру и реальность.

Что делать, когда страшно?

Одна моя клиентка, мама пятнадцатилетнего сына, узнала, что тот стал руфером (руферы — современная городская субкультура, приверженцы которой посещают крыши различных зданий и строений), очень испугалась и обратилась ко мне. Увлечение и правда опасное, и она имеет право переживать, однако, если просто запретить ему это из своего страха — это приведет к тому, что он будет делать это втайне и врать ей о том, где находится и чем занимается.

По моей рекомендации они обсудили с сыном опасность этого мероприятия, мама поделилась с ним своими переживаниями, на его день рождения они вместе сходили на крышу разрешенного объекта с сопровождением, они договорились, что если ему снова захочется на крышу он об этом скажет и она организует ему такую экскурсию. Со временем интерес сына к этому хобби пропал.

Так случается не со всеми — этой маме повезло. Некоторые подростки так легко не откажутся от своих увлечений, какими бы опасными они ни были, по мнению их родителей. Тогда ваша задача — найти себе помощь, чтобы легче переживать этот период.

Если с взрослением ребенка ваша тревога за него тоже возрастает, сместите фокус внимания на себя: встречайтесь с друзьями, хорошо питайтесь, вовремя ложитесь спать, найдите хобби и занимайтесь по возможности только тем, что любите.


Вспомните, что вы больше, чем просто «мама» или «папа». Это должно помочь снизить уровень вашего переживания.


Если тревога о том, что с вашим ребенком случится что-то плохое, становится всепоглощающей: вы срываетесь, пытаетесь его во всем контролировать, не можете спокойно спать — обратитесь к психотерапевту. Вы не обязаны переживать эти трудности в одиночку.

Если вам кажется, что ваш подросток вовлечен в какие-то неприятности, попробуйте поговорить с ним, без обвинений и манипуляций — поделитесь своими переживаниями. Если подросток закрывается от вас и не готов об этом говорить, примите это, но скажите, что он может прийти к вам в любое время и обсудить то, что его волнует, вы выслушаете его и поможете, если понадобится. Если он не готов делится с вами, предложите ему помощь подросткового психолога, некоторые вещи в таком возрасте может быть стыдно и неловко обсуждать с родителями.


Нет ничего естественнее страха за жизнь и здоровье своих детей.


В мире действительно происходят ужасные вещи: стрельба в Пермском университете и казанской школе с разницей меньше полугода, подростковые самоубийства и многое другое — мы не можем заставить себя не бояться или не обращать на это внимания, но можем выбирать как нам обходиться с нашим страхом. Мы можем выбирать любить и доверять, вместо того, чтобы запрещать и контролировать, даже если первое потребует от нас больших усилий.

Материалы по теме
->