Дина Годер, анимационный критик и программный директор Большого фестиваля мультфильмов, рассказывает о своих любимых мультфильмах, которые можно посмотреть с ребенком.
ДИНА ГОДЕР
Театровед, театральный и анимационный критик
Называя любимые детские мультфильмы, всякий будет долго перечислять фаворитов из советской «золотой коллекции». Поэтому я сразу оставляю за скобками самое любимое этой поры: норштейновских «Цаплю и журавля», «Лису и зайца», «Ёжика в тумане», назаровский «Жил-был пес», цикл про Винни-Пуха и «Каникулы Бонифация» Хитрука, «Варежку» и «Чебурашку» Романа Качанова, «Пластилиновую ворону» и «Падал прошлогодний снег» Александра Татарского. Не знаю людей, которые бы их не назвали. Буду говорить о фильмах более новых или иностранных, которые известны хуже. Не включаю только цикл «Гора самоцветов» студии «Пилот»: там есть отличные фильмы, но их хорошо знают и так.
Режиссер Уолт Дисней. США, 1929
Черно-белый «Танец скелетов» 1929 года — первый короткометражный диснеевский мультфильм, который я помню. Мама повела меня маленькую, кажется, в «Иллюзион» смотреть «Белоснежку» или «Бемби», и перед началом показывали «Танец скелетов». Помню, что я ужасно смеялась. Я вообще очень люблю диснеевские фильмы на классическую музыку, начиная с полнометражной «Фантазии», — в них музыкальность и чувство ритма просто невероятные.
Режиссер Михаил Алдашин. Россия, 1996
Фильм легендарный, снятый без всякой студии в середине 1990-х (в титрах стоит студия Mishka), в самое гнилое для анимации время, но при этом полный радости и надежды. Снималось «Рождество», понятное дело, не для детей, но детям, на мой взгляд, его смотреть необходимо, да и нет в мультфильме ничего для них непонятного. Такая почти наивная история, полная деталей, тепла и юмора: как ангел вытирает грушу о рукав, как рыжая Мария проверяет локтем воду для купания сына, как натягивают одеяло сонные волхвы, когда их будит благая весть. И как в финале торжественный ангельский оркестр стихает, чтобы не разбудить младенца.
Ну и заодно не могу не упомянуть чудесный детский фильм «Келе», который Михаил Алдашин вместе со своим эстонским сокурсником снял в качестве диплома на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Особенно трогательно, что северное чудовище в мультфильме учится играть на дудочке «Тореадор, смелее в бой».
Режиссер Юлия Аронова. Россия, 2013
Юлия Аронова — один из лучших отечественных режиссеров, а «Самолет» — ее первый детский фильм, по-моему, совершенно замечательный, столько в нем легкости и веселого духа. Сценарий к нему она писала сама. Ее талант, конечно, не только мы видим: свой следующий детский фильм Аронова сняла уже во Франции, и теперь французы не хотят ее отпускать, она снимает для них мини-сериал.
Режиссер Дмитрий Высоцкий. Россия, 2014
Питерские режиссеры и художники Дмитрий Высоцкий и Андрей Сикорский — большие мастера короткого и очень остроумного сюжета — известны давно, но главным образом по прикладной анимации: рекламе, заказным мини-сериалам и т. д. Детское кино они сняли впервые по заказу обновленного «Союзмультфильма», и оказалось, что их юмор, чувство ритма и нарядный дизайн — идеальны для детской истории. Крошечный фильм в ритме пиццикато из балета Лео Делиба «Сильвия» тут же полетел по мировым фестивалям.
Режиссер Милен Витанов. Германия, 2007
Это тоже фестивальный улов и тоже дипломный фильм. Милен — болгарин, учившийся в Германии. Фильм про собаку и ее хвост, парадоксально придуман и остроумно снят.
Режиссер Дарина Шмидт. Россия, 2007
На «Мельнице», где работала совсем молоденькая Дарина, кроме Константина Бронзита, штучных фильмов не снимал никто, только сериалы (Дарина как раз была режиссером «Лунтика») и богатырские полные метры. Но Дарине повезло — ей почему-то дали снять свою сказку про маленькую Василису, и она придумала ее в стилистике лоскутного шитья. Фильм получился очень симпатичным еще и потому, что был в чем-то компанейским: Ягу, например, в нем озвучивал Бронзит, а Медведя — московский режиссер Сергей Меринов. С тех пор Дарина сняла очень много всего, включая полный метр «Иван Царевич и Серый Волк», но я по-прежнему больше всего люблю «Маленькую Василису».
Режиссер Гиль Алькабец. Германия, 2007
Алькабец — израильтянин, уже много лет работающий в Германии, и одна из главных немецких звезд анимации. Вообще-то, он снимает не для детей, и только «Солнечный день» можно считать детским. Я думаю, он появился оттого, что у Гиля в это время был маленький ребенок.
Ну и заодно еще один фильм Алькабеца, не специально детский, но детям очень нравится, — «Рубикон», парадоксальная интерпретация знаменитой задачки про волка, козу и капусту.
Режиссер Наталья Чернышева. Россия, 2012
Наталья Чернышева — из самого младшего поколения отечественных звезд анимации. Собственно, звездой она стала сразу после фильма «Снежинка», снятого в Екатеринбурге. В нем важна не столько оригинальная история, сколько замечательно стильный дизайн и остроумная анимация. После дебютного фильма Чернышева уехала учиться во Францию в лучшую анимационную школу «Пудриер», и ее студенческий фильм «Возвращение» и дипломный «Два друга» тоже ездят по фестивалям.
Режиссер Елизавета Скворцова. Россия, 2005
«Колыбельные мира» — один из самых обаятельных анимационных циклов, снятых в постсоветские годы. Фильмы в нем делали разные режиссеры и художники, но общую интонацию — сентиментальность и нежность без приторности и мягкий юмор — ему дала Елизавета Скворцова, режиссер всего проекта, сама снявшая в нем больше всех фильмов. Еврейская колыбельная, в которой с поет на идише, была сделана одной из первых. И до сих пор она одна из самых моих любимых в цикле, где много чудесного.
Режиссер Вероника Федорова. Россия, 2006
Вероника Федорова тоже работала в проекте «Колыбельные мира». И когда она на той же студии «Метроном» сняла свой дипломный фильм «Король забывает» по сказке Сергея Седова, в нем чувствовалось родство с «Колыбельными», что, впрочем, кино только красит. Удивительно, насколько эта смешная и парадоксальная история про короля, забывшего, что он собирался воевать, кажется сегодня уместной и нужной.
Режиссер Светлана Андрианова. Россия, 2014
Прекрасное новогоднее кино Светланы Андриановой безо всяких Дедов Морозов про упавшую с неба звездочку-очкарика. Отличное подтверждение для робких детей, что мама все знает, все видит и всегда спасет. Сценарий, кстати, написала Юлия Аронова.
Я очень люблю «Звездочку», хотя сама Светлана из своих фильмов больше любит «Зеленые зубы» — очень смешную детскую страшилку. «Зубы» и правда отличные, да и вообще Андрианова — признанный мастер короткого смешного фильма, а какую она рекламу снимает — обхохочешься.
Режиссер Диана Джексон. Великобритания, 1982
Это классический детский английский мультфильм 1982 года, с тех пор его, по-моему, каждый год показывают в Англии перед самым Рождеством. У нас «Снеговика» в то время не крутили, да и по возрасту я переросла, но вот моя английская младшая подруга каждый раз его смотрит и каждый раз плачет. Кино по книжке Рэймонда Бриггса и правда очень хорошее, хоть, может, и с перебором сентиментальности, а песню «Walking in the Air» из него и вовсе забыть невозможно. Особенно прекрасно и то, что во вступлении к фильму выросшего героя играет Дэвид Боуи и даже показывает тот самый подаренный Санта-Клаусом шарф со снеговиками из сказки.
Изначально этот текст был опубликован на сайте журнала Arzamas. Мы публикуем его с разрешения редакции.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.