Коллекция мультфильмов Дины Годер

Коллекция мультфильмов Дины Годер - слайд

Дина Годер, анимационный критик и программный директор Большого фестиваля мультфильмов, рассказывает о своих любимых мультфильмах, которые можно посмотреть с ребенком.

ДИНА ГОДЕР

Театровед, театральный и анимационный критик

Называя любимые детские мультфильмы, всякий будет долго перечислять фаворитов из советской «золотой коллекции». Поэтому я сразу оставляю за скобками самое любимое этой поры: норштейновских «Цаплю и журав­ля», «Лису и зайца», «Ёжика в тумане», назаровский «Жил-был пес», цикл про Винни-Пуха и «Каникулы Бонифация» Хитрука, «Варежку» и «Чебурашку» Романа Качанова, «Пластилиновую ворону» и «Падал прошлогодний снег» Александра Татарского. Не знаю людей, которые бы их не назвали. Буду говорить о фильмах более новых или иностранных, которые известны хуже. Не включаю только цикл «Гора самоцветов» студии «Пилот»: там есть отличные фильмы, но их хорошо знают и так.

 «Танец скелетов» («The Skeleton Dance»)

Режиссер Уолт Дисней. США, 1929

Черно-белый «Танец скелетов» 1929 года — первый короткометражный дисне­евский мультфильм, который я помню. Мама повела меня маленькую, кажется, в «Иллюзион» смотреть «Белоснежку» или «Бемби», и перед началом показы­вали «Танец скелетов». Помню, что я ужасно смеялась. Я вообще очень люблю диснеевские фильмы на классическую музыку, начиная с полнометражной «Фантазии», — в них музыкальность и чувство ритма просто невероятные.



 «Рождество»

Режиссер Михаил Алдашин. Россия, 1996

Фильм легендарный, снятый без всякой студии в середине 1990-х (в титрах стоит студия Mishka), в самое гнилое для анимации время, но при этом полный радости и надежды. Снималось «Рождество», понятное дело, не для детей, но детям, на мой взгляд, его смотреть необходимо, да и нет в мультфильме ничего для них непонятного. Такая почти наивная история, полная деталей, тепла и юмора: как ангел вытирает грушу о рукав, как рыжая Мария проверяет локтем воду для купания сына, как натягивают одеяло сонные волхвы, когда их будит благая весть. И как в финале торжественный ангельский оркестр стихает, чтобы не разбудить младенца.

Ну и заодно не могу не упомянуть чудесный детский фильм «Келе», который Михаил Алдашин вместе со своим эстонским сокурсником снял в качестве диплома на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Особенно трогательно, что северное чудовище в мультфильме учится играть на дудочке «Тореадор, смелее в бой».



 «Моя мама самолет»

Режиссер Юлия Аронова. Россия, 2013

Юлия Аронова — один из лучших отечественных режиссеров, а «Самолет» — ее первый детский фильм, по-моему, совершенно замечательный, столько в нем легкости и веселого духа. Сценарий к нему она писала сама. Ее талант, конечно, не только мы видим: свой следующий детский фильм Аронова сняла уже во Франции, и теперь французы не хотят ее отпускать, она снимает для них мини-сериал.



 «Пык-пык-пык»

Режиссер Дмитрий Высоцкий. Россия, 2014

Питерские режиссеры и художники Дмитрий Высоцкий и Андрей Сикорский — большие мастера короткого и очень остроумного сюжета — известны давно, но главным образом по прикладной анимации: рекламе, заказным мини-сериалам и т. д. Детское кино они сняли впервые по заказу обновленного «Союзмультфильма», и оказалось, что их юмор, чувство ритма и нарядный дизайн — идеальны для детской истории. Крошечный фильм в ритме пиц­цикато из балета Лео Делиба «Сильвия» тут же полетел по мировым фестивалям.



 «Мой счастливый конец» («My Happy End»)

Режиссер Милен Витанов. Германия, 2007

My Happy End from Talking Animals on Vimeo.

Это тоже фестивальный улов и тоже дипломный фильм. Милен — болгарин, учившийся в Германии. Фильм про собаку и ее хвост, парадоксально придуман и остроумно снят.



 «Маленькая Василиса»

Режиссер Дарина Шмидт. Россия, 2007

На «Мельнице», где работала совсем молоденькая Дарина, кроме Константина Бронзита, штучных фильмов не снимал никто, только сериалы (Дарина как раз была режиссером «Лунтика») и богатырские полные метры. Но Дарине повез­ло — ей почему-то дали снять свою сказку про маленькую Василису, и она придумала ее в стилистике лоскутного шитья. Фильм получился очень симпа­тичным еще и потому, что был в чем-то компанейским: Ягу, например, в нем озвучивал Бронзит, а Медведя — московский режиссер Сергей Меринов. С тех пор Дарина сняла очень много всего, включая полный метр «Иван Царевич и Серый Волк», но я по-прежнему больше всего люблю «Маленькую Василису».



 «Солнечный день» («Ein sonniger Tag»)

Режиссер Гиль Алькабец. Германия, 2007

Алькабец — израильтянин, уже много лет работающий в Германии, и одна из главных немецких звезд анимации. Вообще-то, он снимает не для детей, и только «Солнечный день» можно считать детским. Я думаю, он появился оттого, что у Гиля в это время был маленький ребенок.

Ну и заодно еще один фильм Алькабеца, не специально детский, но детям очень нравится, — «Рубикон», парадоксальная интерпретация знаменитой задачки про волка, козу и капусту.



 «Снежинка»

Режиссер Наталья Чернышева. Россия, 2012

Наталья Чернышева — из самого младшего поколения отечественных звезд анимации. Собственно, звездой она стала сразу после фильма «Снежинка», снятого в Екатеринбурге. В нем важна не столько оригинальная история, сколько замечательно стильный дизайн и остроумная анимация. После дебют­ного фильма Чернышева уехала учиться во Францию в лучшую анимационную школу «Пуд­риер», и ее студенческий фильм «Возвращение» и дипломный «Два друга» тоже ездят по фестивалям.



 «Еврейская колыбельная»

Режиссер Елизавета Скворцова. Россия, 2005

«Колыбельные мира» — один из самых обаятельных анимационных циклов, снятых в постсоветские годы. Фильмы в нем делали разные режиссеры и ху­дожники, но общую интонацию — сентиментальность и нежность без притор­ности и мягкий юмор — ему дала Елизавета Скворцова, режиссер всего про­екта, сама снявшая в нем больше всех фильмов. Еврейская колыбельная, в ко­торой с поет на идише, была сделана одной из первых. И до сих пор она одна из самых моих любимых в цикле, где много чудесного.



 «Король забывает»

Режиссер Вероника Федорова. Россия, 2006

Вероника Федорова тоже работала в проекте «Колыбельные мира». И когда она на той же студии «Метроном» сняла свой дипломный фильм «Король забы­вает» по сказке Сергея Седова, в нем чувствовалось родство с «Колыбельными», что, впрочем, кино только красит. Удивительно, насколько эта смешная и пара­доксальная история про короля, забывшего, что он собирался воевать, кажется сегодня уместной и нужной.



 «Звездочка»

Режиссер Светлана Андрианова. Россия, 2014

Прекрасное новогоднее кино Светланы Андриановой безо всяких Дедов Моро­зов про упавшую с неба звездочку-очкарика. Отличное подтверждение для робких детей, что мама все знает, все видит и всегда спасет. Сценарий, кстати, написала Юлия Аронова.

Я очень люблю «Звездочку», хотя сама Светлана из своих фильмов больше лю­бит «Зеленые зубы» — очень смешную детскую страшилку. «Зубы» и правда отличные, да и вообще Андрианова — признанный мастер короткого смешного фильма, а какую она рекламу снимает — обхохочешься.



 «Снеговик» («The Snowman»)

Режиссер Диана Джексон. Великобритания, 1982

Это классический детский английский мультфильм 1982 года, с тех пор его, по-моему, каждый год показывают в Англии перед самым Рождеством. У нас «Снеговика» в то время не крутили, да и по возрасту я переросла, но вот моя английская младшая подруга каждый раз его смотрит и каждый раз плачет. Кино по книжке Рэймонда Бриггса и правда очень хорошее, хоть, может, и с перебором сентиментальности, а песню «Walking in the Air» из него и вовсе забыть невозможно. Особенно прекрасно и то, что во вступлении к фильму выросшего героя играет Дэвид Боуи и даже показывает тот самый подаренный Санта-Клаусом шарф со снеговиками из сказки.


Изначально этот текст был опубликован на сайте журнала Arzamas. Мы публикуем его с разрешения редакции.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Материалы по теме
->