Наказания и последствия

Наказания и последствия - слайд

© Igor Starkov, Unsplash

Наказания — это о том, как контролировать ребенка, а не о том, как научить ребенка себя контролировать.

Дочка довольна, играет в свою любимую игру на приставке. Я дожидаюсь, когда пройдет оговоренное время и говорю ей: «Теперь пора читать.» Лоб тут же хмурится, губы надуваются. «Не хочу!» Она не двигается с места, не откладывает приставку, не собирается меня слушаться.

Я пытаюсь объяснить ей, почему нужно отложить гаджет и начать читать. Мы разговаривали об этом много раз. Я даже показывала ей статьи, в которых написано, сколько можно играть в день ребенку его возраста. Она соглашается, обещает, что с завтрашнего дня все так и будет.

Но фокус никогда не срабатывает. Она увлечена, не хочет откладывать игру, не хочет читать. Я начинаю терять терпение, говорю, что она потеряла право играть в приставку на целый день и угрожаю тем, что если она сейчас же не пойдет читать, не увидит приставку целую неделю.

Дочка пугается. 7 дней — это слишком много. Она злится на меня. Мне жаль огорчать ее, но я на самом деле не знаю, как еще добиться того, чтобы она меня послушалась. Я успокаиваю себя тем, что она по крайней мере получила урок — у ее действий есть последствия. Но так ли это?

Подобная демонстрация последствий — на самом деле, тоже разновидность наказания. Она приводит не только к разрушению отношений между родителем и ребенком, но еще и отражается на самооценке ребенка.

Ребенок сердится на родителей и что еще хуже — начинает считать, что он плохой.

Наказания — это о том, как контролировать ребенка, а не о том, как научить ребенка себя контролировать.

Какие же способы можно использовать, если «ощутить на себе последствия своих поступков» не работает?

Ведь просто пассивно наблюдать за нежелательным поведением ребенка тоже нельзя. Ребенку, который с детства не научился понимать, где находятся границы, за которые нельзя выходить, в жизни будет сложно.

К счастью, есть и другие инструменты системы «позитивного воспитания». Эти инструменты используются для того, чтобы ребенок сам захотел вести себя лучше и одновременно учат его тому, как это сделать.

Рутины и распорядок

Четкий распорядок дня — это, конечно, не волшебная палочка, но оно помогут родителям избежать многих проблем. Дети, как и взрослые, не любят неприятных сюрпризов. Если они заранее знают, когда им предстоит делать не самые любимые дела, они будут воспринимать их куда легче.

Помощь и подсказка

Иногда ребенок ведет себя «плохо», просто потому что на самом деле не знает, как вести себя лучше. Долго собирается, потому что у него нет четкой системы хранения вещей и ему приходится искать каждый предмет. Не убирает в комнате, потому что не знает последовательность шагов, которая позволит сделать это быстро и хорошо. Небольшие подсказки и помощь со стороны родителей могут полностью изменить ситуацию.

Просьба о помощи

Когда детей просят помочь, они чувствуют себя нужными и важными. Это побуждает их стараться делать что-либо максимально хорошо, повышает их самооценку и делает причастным к важным семейным делам.

Я-сообщения

Вместо того, чтобы говорить о ребенке, говорите о себе. Например, вместо «не кричи на меня», скажите «я не разговариваю с людьми, которые на меня кричат».

Когда последствия работают?

Когда они действительно являются логичным результатом действий ребенка. Например, если ребенок раскрасил стену, то потом ее придется отмывать. Это не наказание — это последствия.

Когда они выражаются в уважительной форме и когда они разумны

Ребенок раскрасил стену и помогает ее отмыть, а не отмывает все сам и впридачу, должен вымыть полы во всей квартире.

Когда о них предупреждают заранее.

Часто, если о последствиях не предупреждают заранее, ребенок может легко спутать их с наказанием. Хотя это не всегда возможно. Если ребенок разлил сок, а теперь ему приходится его вытирать, вряд ли это можно было предсказать заранее.

Помимо последствий, которые зависят от родителей (заставить отмывать стену), бывают естественные последствия поступков ребенка.

Например, если он забыл взять с собой бутерброд, то остался без завтрака в школе. Не выучил уроки — получил плохую оценку.

Родители должны следить, чтобы такой вид «обучения» не ставил ребенка в опасную ситуацию. Например, когда ребенок может потеряться или каким-либо образом пострадать.

В любом случае, главная цель воспитания - помочь ребенку стать независимым и автономным человеком с адекватной самооценкой. Способным решать свои проблемы, общаться с другими людьми, быть счастливым. Когда мы думаем о том, как добиться от ребенка того или иного поведения, мы всегда должны об этом помнить.

Автор: Наши Дети с использованием материалов Selfsufficient kids

Фотография: Igor Starkov, Unsplash

Материалы по теме
->