Колонка отца, который не хочет «повторять»
Из окна моей квартиры виден двор школы. Каждый год перед Днем Победы я могу наблюдать разные картины. В этот раз такая: макет танка масштабом примерно один к пяти, старшеклассницы в военной форме и белых «найках». Дети с радостью фотографируются и с танком, и с девушками на перемене.
Моему племяннику почти девять. Каждый год во время местного парада его одевают в военную форму и он марширует в общей колонне, вместе с ветеранами (в меньшей степени) и людьми, которые о войне слышали по тв (в намного большей). А сразу после завершения парада он бежит ко мне, чтобы рассказать, что у него закончилась краска для волос, да и в Among Us что-то не везет в последнее время.
Иногда мне кажется, что противоречие во всем этом вижу я один. И тут на помощь приходит работа! Зачем писать о родительстве, если не превращать сложные темы в хорошие колонки, верно? Итак, вот мои пять предложений, как из Дня Победы сделать настоящий семейный праздник.
Сейчас я вам приведу мой реальный диалог с собственными родителями в прошлом году. Он повторяется каждый год лишь с незначительными изменениями (в этот раз у меня есть суперплан — всячески избегать темы войны, посмотрим, получится ли у меня).
Мои родители:
— Вы с внучкой выучите стих на День Победы, оденетесь в форму, снимите нам видео?
Я:
— Нет.
Мои родители:
— Да ты знаешь, что если бы не наши деды, нас бы в рабство, как негров, угнали?!
Несмотря на название пункта я уже не так молод, как хотелось бы, поэтому понимаю желание старшего поколения сохранить традиции. Но если мы не одеваем своих детей в форму, это не значит, что мы решили переписать историю. Кстати, о форме мой следующий пункт.
Собраться всем вместе и рассказать реальные истории. В моем, пусть и немного «бумерском» понимании, семейные праздники так и проходят. Например, я только недавно узнал историю про то, как мой дед пытался узнать своего отца, когда тот вернулся с войны, так как когда прадед уходил, дедушка был совсем маленьким, а прадедушка сильно постарел на фронте. Прабабушка описала внешность прадеда и предупредила, что он может вернуться со дня на день. Мой дед встретил своего отца на улице и узнал его, а тот даже слова не мог проронить, только плакал.
На мой взгляд, вот такие настоящие истории несут намного больше пользы, чем рассуждения о рабстве.
Если вы посмотрите на кадры военных парадов в других странах, в большинстве случаев вы не найдете там детей в форме. Да, там будут ветераны, военная техника. Но не дети в форме. Простой вопрос — почему? Потому что праздник там ассоциируется с памятью о погибших, пацифизмом и общем мнении, что война — это зло.
Памятными атрибутами и символами скорби. Почти у каждой страны есть такой символ, например, в Англии носят красные маки, во Франции голубые васильки, выглядит уважительно и без агрессии. У нас уже есть георгиевская ленточка, которая, опять же, является частью боевой награды и вряд ли символизирует пацифизм. Хорошо, давайте оставим этот символ, только пожалуйста, перестаньте примерять на детей форму взрослых, которым пришлось убивать других людей. И в которой пришлось умирать самим.
У других семейных праздников, Нового года, Пасхи или даже Хэллоуина, тоже есть традиции, но никто не пытается внушить родителям, как именно их праздновать. В День Победы у нас есть парад, «Бессмертный полк» и салют, а любые попытки добавить к этому что-то еще (или, наоборот, пропустить мероприятие из обязательного списка) тут же вызывает Осуждающую Общественную Бурю.
Придумать собственные традиции. Мне кажется, это обязательный элемент любого семейного праздника. Здорово, если такая традиция будет нести пользу. Можно сходить к ветерану и помочь по хозяйству (идеально конечно, делать это не только 9 мая), пойти в музей, помочь благотворительному фонду, в конце концов, убрать где-то мусор. Мне кажется, именно такие традиции делают праздник семейным, а не пикник и шашлыки.
Мы часто ругаем голливудские военные блокбастеры за однобокость и желание навязать свою точку зрения. Но ведь и наша позиция, скажем так, далеко не всегда освещает все стороны войны. На каком-то этапе взросления моей дочери такое общественное мнение привело к тому, что она была уверена: война — это же так здорово! Ведь мы в ней победили и обязательно победим еще и еще раз, если нужно будет.
Вместе читать разные книги и смотреть фильмы о войне. Почитайте наш крутой материал о книгах про войну, а еще классный курс есть у «Арзамаса». Лично я недавно прочитал дочери «Честное слово» Пантелеева, с поправкой на героизацию, мне понравился этот рассказ. А если вы еще боитесь смотреть серьезное кино про войну с ребенком (как я), то подойдут и современные кино мультфильмы. Например, тема врагов интересно раскрыта в «Игре Эндера» и недавнем мультике про Райю. А тех, кто не боится говорить о войне даже с самыми маленькими детьми, могу порекомендовать книгу «Флон-Флона и Мюзетт», русскоязычная версия которой вышла в прошлом году в издательстве «Самокат».
Когда я вижу на немецком мерседесе за пять миллионов рублей самодельную картонную гаубицу и надпись про боевую подругу, мне кажется, что сила моего когнитивного диссонанса может поменять магнитные полюсы Земли. Можно говорить про героизацию, но я называю это оживлением войны — в начале мая ты выходишь на улицу и как будто попадаешь в одно большое историческое представление, только плохо поставленное.
Поговорить с ребенком честно. Вовлеченное родительство требует намного больших усилий, чем простые «Не тронь» и «Не ходи». Так же и с темой войны. Очень легко рассказать ребенку про ракеты, героев и победы, и совсем непросто, особенно современным детям, объяснить, что война — это не компьютерная игра.
Что на войне погибают люди, которые могли бы создать что-то хорошее. Что война может лишить будущего не только тебя, но и твоих детей и внуков. Но если это сделать правильно, День Победы станет семейным днем, и, возможно, поможет предотвратить войны в будущем. Вот хороший материал о том, как говорить с детьми о войне.
Слушайте наш подкаст