Не обнимать бабушку, не делиться игрушками, не вырасти удобным и несчастным человеком

Не обнимать бабушку, не делиться игрушками, не вырасти удобным и несчастным человеком - слайд

© Douglas Lopez, Unsplash

…«Трудно тебе, что ли?», — я злюсь на дочь, которая отвернулась, когда бабушка попыталась поцеловать ее на прощание. — «Бабушка тебя так любит, готовит твои любимые блинчики, дарит игрушки. Неужели нельзя быть чуть-чуть повежливее?»

…Дочь жмется ко мне на детском празднике. Мы приехали сюда через весь город, чтобы она повеселилась в компании друзей. Но вместо этого она схватила меня за руку и не отходит ни на шаг. Другие дети уже давно носятся вместе, хохочут и отлично проводят время. А мне хочется немного расслабиться и поболтать со взрослыми. «Ну же, иди к детишкам», — я легонько подталкиваю ее в направлении детской компании. Дочь смотрит на меня так, словно я отправляю ее в клетку ко львам, опускает голову и обреченно бредет в сторону играющих.

******

…«Трудно тебе, что ли?», — я злюсь на дочь, которая отвернулась, когда бабушка попыталась поцеловать ее на прощание. — «Бабушка тебя так любит, готовит твои любимые блинчики, дарит игрушки. Неужели нельзя быть чуть-чуть повежливее?»

*****

…«Я весь день бегаю, кручусь, чтобы все успеть. Два часа готовила, а тебе опять не нравится. Неблагодарная!», — в сердцах бросаю я дочери, которая с несчастным видом ковыряется в тарелке, вылавливая морковь и горошек.

******

Мы едем в метро после школы. Дочка читает книгу. С нами — ее одноклассница с мамой. «Ой, какая интересная книга. Мне бы хотелось ее тоже почитать. Дадите?» — одноклассница обращается прямо ко мне. «Конечно», — не задумываясь отвечаю я. Дочь возмущенно смотрит на меня. «Неужели тебе жалко книги, жадным быть плохо!» — фыркаю я.

Моя дочь — милая, безотказная и очень воспитанная. Об этом мне говорят учителя в школе, тренер в спортивной секции, руководитель театрального кружка. Она всегда всем помогает. Удобная ученица, удобная подруга, удобный ребенок.

Удивительно, как долго я считала, что мне очень повезло, достался подарочный ребенок с хорошим характером. Слушается, соглашается, не доставляет проблем.

Но в какой-то момент мне показалось, что дочка не особо счастлива. Она подросла и стала попадать в ситуации, которые мне не очень нравились. Например, в отношениях с подругами она всегда была ведомой, делала то, что ей говорили вопреки своим желаниям. На вопрос, почему не отказалась, отвечала, что боялась расстроить или рассердить подругу.

Я стала замечать, что дочь часто поступает в ущерб себе, не желая огорчать других людей или выглядеть «плохой» в их глазах. Зато активно ищет одобрения и пытается быть для всех хорошей.

Постепенно пришло осознание, что во многом это — моя ошибка. Я стала много читать, слушать лекции и даже поговорила с психологом. И полностью пересмотрела свои взгляды на многие вещи. Конечно, я не могут исправить то, что сделала в прошлом. Но могу начать вести себя иначе прямо сейчас.

Главные выводы, которые я сделала:

- Мой ребенок не отвечает за чувства и эмоции других людей.

- Мой ребенок отвечает за свое тело и свои эмоции. Лишь она знает, что на самом деле чувствует.

Ошибки, которые я больше не стану допускать

  • Заставлять дочь делать что-то только для того, чтобы хорошо выглядеть в глазах других. Если она стесняется в незнакомой компании, боится залезать на высокую горку или не хочет петь вместе со всем — это нормально. Она не обязана делать то, что делают другие.
  • Обязывать ее терпеть объятия и поцелуи от других людей, даже если это очень добрые и хорошие взрослые, которые много делают для нее. Взрослые люди сами в состоянии справиться со своими обидами и эмоциями.
  • Заставлять доедать все, что есть в тарелке только потому, что кто-то старался или будет расстроен тем, что ей не понравилось. Важнее научиться прислушиваться к себе и своему телу.
  • Заставлять ее делиться своими вещами с другими детьми или взрослыми. Она имеет право сама принимать эти решения.


Фотография: Douglas Lopez, Unsplash

Материалы по теме
->