«Надо взрослых учить доброте, а не детей»: учителя — об участии в акции «Дети вместо цветов», благотворительности и подарках

«Надо взрослых учить доброте, а не детей»: учителя — об участии в акции «Дети вместо цветов», благотворительности и подарках  - слайд

А как вы относитесь к акции?

Акция «Дети вместо цветов», организованная фондом «Вера», проходит в нашей стране уже много лет. Однако каждый год среди тех, кто интересуется ею или даже намеревается принять участие, находятся скептики: мол, зачем портить праздник учителям, они так любят 1 сентября и цветы, а мы лишаем их радости! Как же на самом деле к «Детям вместо цветов» относятся учителя? Что они думают про акцию и участии в ней классов? Мы спросили учительниц — из Москвы и Астраханской области — рассказать нам, как они на самом деле относятся к «Детям вместо цветов».

Иногда можно услышать мнение, что акция «Дети вместо цветов» лишает учителей праздника. Что традиция есть традиция, и 1 сентября каждый ученик должен идти с цветами. Сталкивались ли вы с таким мнением?

Бибигуль Досмухамбетова, Астраханская область, Красноярский район, поселок Алча, МБОО «Алчинская ООШ», преподает в третьем классе

Честно скажу, коллеги меня не поддерживают. Я предлагала, но не знаю — может быть, родители пока не хотят. Я работаю 26 лет в школе, мне акция «Дети вместо цветов» — в удовольствие. Это благое дело. Это большой праздник, когда ты знаешь, что каждый некупленный цветочек — это чье-то здоровье, лекарство, еще один день жизни. Я читала, что есть негативные отзывы. Так всегда бывает, вы же сами понимаете.

Для меня как для учителя главный подарок — это успехи детей. Когда я слышу, как мои дети помогли кому-то — вот это праздник. У всех свое понятие праздника. Цветы — это лишняя трата денег. Может, я не права. Это мое личное мнение. Я считаю, что эти деньги лучше перечислить на помощь детям.

Наталья Евтеева, Москва, ГБОУ Школа 2070, преподает в четвертом классе

Да, конечно. И в нашем коллективе есть такое мнение. Почему-то считают, что цветы могут принести радость. Я считаю, что приносят радость цветы на грядке, когда они цветут для всех, а не подаренный букет за огромные деньги, который завянет через три дня. Потраченные деньги могут поправить жизнь ребенку, помочь ему в трудную минуту. А букеты, поверьте мне, не самая главная в жизни радость. Радость — это когда дети приходят к тебе на уроки и улыбаются. И они здоровы. 30 человек в классе, 30 букетов — зачем они нужны и кому они нужны? Сейчас вышел на улицу — и кругом клумбы. Я совершенно против того, чтобы дарить срезанные цветы.

Кто в вашем классе был инициатором участия в акции «Дети вместо цветов»?

Бибигуль Досмухамбетова

Первый раз мы участвовали в акции в прошлом году. Я увидела информацию на сайте uchi.ru и написала в родительский чат, рассказала о фонде «Вера» и предложила участвовать. Родительницы у нас молодые, они очень хорошо восприняли идею и сразу поддержали. Дети принесли по одной розочке — получился отличный букет из 15 роз.

Хотя нас мало — всего 15 учеников, но мы тоже внесли свою лепту. От родителей был перевод, и от меня как учителя тоже было пожертвование. В этом году мы, конечно, уже зарегистрировались.

Наталья Евтеева

Сейчас у меня четвертый класс. Мы начали участвовать в 2017 году, когда дети пришли в первый класс. Это была идея родителей. Дети — самое главное, что есть в нашей жизни, и даже с прекрасными цветами они не сравнимы, хоть и говорят, что дети — цветы жизни. Каждая детская жизнь бесценна. Естественно, я была только за.

Сталкивались ли вы со сложностями, когда нужно было объяснить детям важность этой акции?

Бибигуль Досмухамбетова

Детям намного легче объяснить. Я показала в классе видео, которые прислали из фонда «Вера» — «Урок добра». Мы поговорили с детьми, что не нужно бояться тех, кто немного отличается от нас. Бывает, что ребенок сидит в кресле — в этом нет ничего страшного. Хотя мы в сельской местности, но у нас очень современный подход к этой теме. Когда мы смотрели «Урок добра», дети так расчувствовались, что один мальчик даже плакал. Он вспомнил, как братишка болел. Дети все понимают. Я стараюсь на каждом уроке говорить, что все мы равны, несмотря ни на что. Я говорю, что не нужно смеяться, дразнить, наоборот — помогите.

Во время урока добра я говорю: «Вот вы помогли мальчику, девочке, вы подарили жизнь». И они такие довольные и счастливые от понимания важности акции — ведь они вложили свою капельку добра в большое дело.

Наталья Евтеева

У нас школа, в которой учатся дети с расстройством аутистического спектра. Все школьники общаются с этими детьми, они знают, что такое болеть с малых лет. Они видят, как тяжело этим детям. Поэтому моим ребятам даже не приходится объяснять, почему и зачем надо участвовать в акции. Когда мы идем по лестнице, и возникают такие моменты, что лифт не работает, то дети понимают, что нужно помочь ребенку на коляске. Мои дети все понимают.

В некоторых школах ученики вместо цветов дарят учителям рисунки, поделки или, например, приносят яблоки с дачи. На ваш взгляд, как ученики могли бы порадовать учителя, выразить свою любовь и уважение, не покупая цветов?

Бибигуль Досмухамбетова

Сейчас все идут в ногу со временем, у всех телефоны с камерами — можно записать видео открытку учителю. Или прочитать стихотворение и отправить по WhatsApp. Я в основном за это. Даже совсем маленькие первоклашки могут вместе с мамой записать видео. Учителю будет очень приятно. Когда мы были на самоизоляции, дети отправляли мне такие ролики.

И по старинке можно поделочку сделать своими руками, что-то с родителями смастерить. Еще до этой акции дети привозили ракушки, галечку с моря — кто где побывал.

Я всегда говорю каждому новому классу: не дарите мне цветы, пожалуйста. Лучше купить глобус или карту, чтобы это пригодилось другому поколению. Или принести цветок в горшке, чтобы его можно было высадить потом на школьном дворе. Букеты стоят тысячу рублей, а то и полторы. Я вообще противница этого. Лучше благое дело.

Ваз не хватает, ставим букеты в ведра. А потом через два-три дня из-за астраханской жары все высыхает. Тяжело их выбрасывать. Я всегда прячу цветы в мешочки, а потом увожу на такси, чтобы дети не видели, что я выбросила их цветы в школьный мусор. Ведь каждый помнит свой букетик.

Наталья Евтеева

Дети очень талантливые и многое могут сделать своими руками. Один ребенок в моем классе увлекается квиллингом, он сделал букет цветов из бумаги. Работа была объемная и очень красивая. Я до сих пор храню все детские поделки, и они приносят больше радости, чем срезанные цветы. Некоторые дети знают, что я пользуюсь блокнотиками. Мне так удобно — всю информацию не запомнишь. Одна девочка принесла обыкновенный блокнот, а сверху на обложке нарисовала рисунок и написала «Самой любимой учительнице! Желаю вам ставить в этот блокнот нам только пятерки». Такие мелочи лично мне приносят гораздо больше удовольствия, чем цветы.

Можно ли научить доброте?

Бибигуль Досмухамбетова

Мне кажется, можно. Дети — самые чистые существа. Они вообще изначально самые добрые. Но их могут испортить взрослые. Можно научить доброте с помощью художественной литературы, фильмов, бесед, на личном примере. Вот только бы они ни попали в жестокие руки.

У нас был случай, когда мои дети залезли в мусорный бак, чтобы вытащить грязный пакет с котенком. Вот такие первоклассники у меня были. Перепачкались все, но спасли. Они заметили, как какой-то дядя пришел и выбросил пакет с котенком в мусорный бак. Они его вытащили, котёнка помыли, и кто-то забрал его домой. Они со мной поделились этой историей после уроков. Я сказала, что надо было позвать взрослых, что это опасно — а вдруг бы бак перевернулся. Но вот такой случай был, когда взрослый — убивает, маленький ребёнок — защищает. Надо взрослых учить доброте, а не детей.

Наталья Евтеева

Есть такая поговорка — с волками жить, по-волчьи выть. Если ребенок живет в доброте и видит, что все вокруг добрые, он тоже будет добрым. Если мы с вами практикуем уроки добра, если мы живем в доброте, стараемся помочь, конечно, можно научить. Если он будет жить с волчьей стаей, он превратится в волчонка. А если в коллективе, в котором люди участвуют в благотворительных акциях, то он будет тянуться к хорошему. Поэтому я участвую со своими детьми во всевозможных акциях.

Материалы по теме
->