«Ну что же ты, шуток не понимаешь?»: вещи, которые не стоит говорить ребенку

«Ну что же ты, шуток не понимаешь?»: вещи, которые не стоит говорить ребенку - слайд

© фотография: Chris J. Davis, Unsplash

Говорить человеку обидные вещи и смеяться над его недостатками — это самая настоящая травля, даже если все это делается с улыбкой.

Многие взрослые считают, что дразнить ребенка — это весело и безобидно. В качестве аргументов приводится необходимость «понимать шутки», «не относиться ко всему слишком серьезно» и уметь с улыбкой ответить на любые обидные высказывания. Иначе, мол, прослывет занудой и человеком без чувства юмора.


Причиной таких взглядов часто становится личный опыт, когда в детстве люди вынуждены были противостоять обидчикам без поддержки взрослых и выросли в уверенности, что надо «быть проще», «не быть нюней» и «не брать все близко к сердцу», чтобы не стать жертвой.

А те, кого дразнят, действительно жертвы, ведь говорить человеку обидные вещи и смеяться над его недостатками — это самая настоящая травля, даже если все это делается с улыбкой.

Когда ребенок слышит шутки, касающиеся своей внешности, веса, физических недостатков, искренних чувств, ему становится неприятно. Ведь за веселым смехом он читает сообщение: «Ты плохой, смешной, слабый, некрасивый, не такой, как надо». Это может сильно отразиться на самооценке ребенка, заставить его чувствовать стыд и неуверенность в себе.

Это не значит, что нельзя шутить. Можно вместе с ребенком по-доброму посмеяться над ситуацией, над его реакцией или поступком. Но такие шутки не должны содержать оценки и насмешки.

Есть темы, которые могут задеть очень сильно и даже травмировать ребенка, поэтому стоит особенно внимательно отнестись к комментариям и шуткам, с ними связанным.

Тема еды и веса

Даже если вы попытаетесь обратить комментарий про еду в шутку, ребенок поймет, что его критикуют:


«Кажется, кого-то бабушка слишком много кормила пирожками.»,«Тебе нужно кирпичи носить в карманах, а то ветер унесет»,«Такими темпами скоро ты и в мамин свитер не поместишься».

Тема взаимоотношений с друзьями

Не надо давить на детей, пытаясь навязать им романтические отношения, если они сами этого не хотят. Иногда вы просто не знаете, что чувствует ваш ребенок. Но даже если интуиция и опыт вас не подводят, стоит дать ребенку самому разобраться в своих чувствах.


«Я видела, ты разговаривала с Петей. Кажется, он тебе нравится»,«От тебя наверное все мальчики в классе без ума, как романтично!»,«У вас в классе столько красивых мальчиков, неужели тебе никто не нравится?».

Тема одежды и внешнего вида

Чем меньше мы концентрируемся на внешнем виде детей, тем лучше. Они должны знать, что родители любят их не за то, как они выглядят, а просто за то, что они есть. Ведь дети и так очень чувствительны к теме внешности и одежды, зачем дополнительное давление по этому поводу от самых близких людей. Позвольте им просто быть собой.


«С этой прической ты похожа на мальчика»,«В таких штанах нельзя выходить в люди»,«Тебе не кажется странным идти в таком виде в кино?».

Тема стеснительности

Стеснительность — это черта характера, с которой не так уж просто справиться. Некоторым детям ужасно сложно даются общение с другими людьми и публичные выступление. Шутки на эту тему лишь заставят ребенка стыдиться еще больше, спрятаться и закрыться от всех, включая вас.


«Просто подойди и поздоровайся, никто тебя не укусит!»,«Ты покраснел как помидор, чего ты так стесняешься?».

Тема ума и оценок

Не столь важно, отличается ребенок сообразительностью или наоборот, не стоит об этом говорить. Можно отметить старания ребенка, приложенные усилия, попытку выполнить сложное задание. Но никогда не нужно отмечать его природные способности, стыдить за плохие оценки.


«Ты же такая умница. Четверка для тебя — плохая оценка»,«Двойка? Ну ничего, дворники тоже нужны».

С использованием материалов Institute of Child Psychology

Фотография: Chris J. Davis, Unsplash

Материалы по теме
->