Чтобы избежать мошенников, буллинга и кражи данных.
Однажды ребенок заведет аккаунт в социальных сетях, получит собственную банковскую карту и будет самостоятельно разгуливать по просторам Сети. Запрещать и контролировать нет смысла — доверительные отношения помогут ребенку вовремя поделиться с вами подозрительными сообщениями или рассказать о странных звонках.
На самом деле и взрослые, и дети почти равны перед лицом информационных проблем: многие из нас точно так же велись на разводы мошенников, подключались к бесплатным точкам Wi-Fi, получали нежелательные фотографии в личке. И точно так же не всегда знали, как себя вести и правильно реагировать.
Наша главная задача — заранее обсудить эти ситуации с ребенком и разработать совместный алгоритм действий. Разбираемся, что может помочь в каждом случае.
Мошенники сейчас изворотливы как никогда: подделывают голоса родственников, предлагают подработку, за которую нужно внести взнос, представляются сотрудниками сотовых операторов, взламывают аккаунты друзей в социальных сетях и просят срочной материальной помощи в чрезвычайной ситуации… СМИ буквально кишат историями о трагичных списаниях денег с банковских карт родителей и новых схемах обмана. Причем поддаются им все — даже те, кто чувствует себя в Сети уверенно и безопасно.
Даже если у ребенка еще нет своей банковской карты, умелые «представители банка» вполне могут убедить его найти реквизиты карты родителей, передать «нужную бабушке на лечение сумму» незнакомцу на улице.
Вы уже наверняка рассказали ребенку о том, что такое персональные данные на банковских картах и почему их нельзя никому и никогда сообщать. Даже если человек очень просит. Даже если этот человек представляется вами. Обсудили, что любой взрослый, которому нужна помощь, скорее всего попросит ее у другого взрослого. Но, кроме доверительного разговора и просьбы рассказывать вам о всех подозрительных звонках и ситуациях в Сети, стоит сделать следующее:
Подключите услугу блокировки звонков и СМС с телефона ребенка на платные номера. Или установите спам-защитник, который будет блокировать подозрительные входящие.
Если у ребенка есть своя банковская карта, то ограничьте сумму списаний и количество операций в день. На картах взрослых можно установить аналогичные настройки, если есть такая возможность.
Придумайте кодовое слово, которое члены семьи будут использовать в разговорах о деньгах.
Подключите уведомления к детской банковской карте: так вы сможете вовремя заметить подозрительные переводы и покупки.
Поставьте приложение — определитель номера, которое показывает, как этот абонент записан в телефонах других пользователей. Тогда с большой вероятностью ребенок увидит, что ему звонят мошенники.
Еще одна распространенная опасность — поддельные страницы для онлайн-покупок, то есть фишинг. Мошенники создают сайты, идентичные оригинальным, меняя в них одну незаметную букву, — пользователь вводит данные карты для оплаты, и они благополучно утекают в руки создателей-наживателей.
Ребенок хочет купить билет в кино и видит рекламу с акцией — якобы только сегодня в кинотеатре купить тот самый билет можно всего лишь за 20 рублей. Переходит по ссылке, попадает на сайт кинотеатра (который визуально совершенно не отличить от подлинного) и оплачивает. Еще такие ссылки часто присылают в чатах онлайн-игр: мошенники общаются с напарниками по игре, втираются к ним в доверие и предлагают докупить, например, эксклюзивные танки — по специальной ссылке, конечно.
Научите ребенка проверять информацию — заходить через другой браузер, гуглить официальный сайт кинотеатра/магазина/концертной группы и смотреть, действительно ли они предлагают специальные акции. Можно даже позвонить!
Обращайте внимание на ссылки: сайт в адресной строке должен начинаться с https (с s на конце) и быть защищенным (это подтверждает зеленый или закрытый замочек рядом со ссылкой).
Смотреть на дизайн. Не всегда мошенники заморачиваются с копией страницы, и сайт визуально может отличаться от подлинного. Для тех, кто часто покупает, например в одном и том же интернет-магазине, разница будет заметна.
Объясните, как работают платежные шлюзы (страницы): при проведении платежа пользователя со страницы перебрасывают в другое окно, где нужно ввести данные карты. Эти шлюзы связывают владельца карты с его банком, а сама платформа не получает данных. Важно, чтобы логотипы платежных систем были активны (MasterCard, Visa Secure, Mir Accept, SecureCode) — у мошенников они не ведут на сайты этих систем.
Попросите показывать вам страницы для оплаты, если они кажутся подозрительными.
Спуфинг — это атака на данные пользователя, при которой мошенник выдает себя за надежный источник. Например, бесплатную публичную точку доступа Wi-Fi.
Ребенок подключается к открытому Wi-Fi кофейни, который на самом деле создан мошенниками (идентифицировать это по ссылке или названию вряд ли получится). Они же через это соединение получают доступ к персональным данным, паролям, логинам и истории браузера.
Постарайтесь не подключаться к открытым точкам Wi-Fi, а в случае необходимости — не заходить в важные учетные записи (социальные сети, банковские приложения).
Попросите ребенка не сохранять пароли в истории браузера и периодически чистить cookie и историю поиска.
Подключите двухфакторную аутентификацию для разных аккаунтов (сперва логин и пароль, а потом код подтверждения).
Придумайте разные и сложные пароли для разных приложений и аккаунтов.
Этот материал нам помогли подготовить наши друзья из Tele2, которые придумали и запустили важный и интересный курс для учеников средней и старшей школы по кибербезопасности и цифровому этикету «Цифровое просвещение». Состоит он из двух разделов:
В каждом разделе есть интерактивный тренажер, который поможет закрепить теорию. Часть материала подросткам расскажет Ольга Лукинова, признанный эксперт по цифровым коммуникациям, а также автор книги «Цифровой этикет: как не бесить друг друга в интернете», а другую часть — их сверстники, которые стали соавторами программы. Курс будет полностью бесплатным после регистрации на платформе «Ростелеком.Лицей».
И это в том случае, если незнакомец предупредил о своем намерении. Часто же встретить обнаженные фотографии от непонятных взрослых можно в скрытых сообщениях или в запросах на переписку. Деньги они, конечно, не снимут, но положительные эмоции вряд ли принесут.
Подросток регистрируется в новой социальной сети и публикует там свои фото. Аккаунт у него открыт, а значит, сообщения ему могут отправлять любые пользователи. Так он неожиданно и находит в запросах на переписку нежелательные фото и сообщения.
Как бы мы сами на такое отреагировали? Не стали бы отвечать и заблокировали пользователя. Глобально сделать что-то с этим явлением вряд ли в наших силах. Главное — привить ребенку такую же реакцию. Не паниковать, не отвечать, не реагировать, а сразу переносить аккаунт человека в черный список.
Объясните детям, почему вести закрытые профили в социальных сетях спокойнее и безопаснее, и закройте в настройках разрешение получать сообщения от любых незнакомых пользователей.
Предложите поставить на аватарку нейтральную картинку с пейзажем, животным или машиной, а не свою реальную фотографию, которая может привлечь преступников. Также не стоит ставить детские рисунки или мультгероев — ничего, что свидетельствовало бы о юном возрасте владельца страницы.
Прочитайте книги про личные границы и про принцип согласия — то, как строить безопасные отношения (в ней много полезного не только про переписки в социальных сетях).
Кибербуллинг — запугивание и травля с использованием цифровых технологий. Оскорбления, клевета и шантаж, перенесенные в социальные сети. И если в реальной жизни от обидчиков можно скрыться хотя бы дома, то в Сети создается ощущение полной уязвимости и повсеместного преследования. Зато все доказательства буллинга можно задокументировать — это поможет доказать неприемлемость поведения обидчика, например, перед администрацией школы.
Одноклассники или онлайн-друзья могут писать про ребенка гадости в разных сообществах (часто — в закрытых группах классов или «Подслушано» школ), находить его старые фотографии и публиковать их с издевательскими комментариями (часто — находить в соцсетях родителей). Ребенок, который подвергается кибербуллингу, обычно начинает проводить с гаджетами больше времени и выглядеть подавленным после этого, меньше разговаривать или испытывать физические проблемы: с аппетитом, сном.
Закона, который бы регулировал буллинг (как и большинство описанных выше явлений), у нас, к сожалению, нет. Как и идеального рецепта борьбы с ним, потому что решение тут лежит не в плоскости информационной безопасности, а в психологической помощи пострадавшему ребенку. Задача взрослых — показать, что они не безразличны к этой ситуации, полностью на стороне ребенка и что его вины здесь нет: такое случается даже с самыми знаменитыми, успешными, красивыми и популярными людьми. Если вы заметили первые признаки травли, то:
Настройте в социальных сетях функцию, которая фильтрует и скрывает издевательские комментарии. Алгоритмы многих платформ позволяют это сделать, чтобы пространство было безопасным и комфортным для каждого пользователя.
Объясните, что и в жизни, и в Сети безразличие к буллингу является самой верной стратегией. Отсутствие реакции на попытки сверстника вывести ребенка на эмоции со временем снизит интерес обидчика.
Покажите, как жаловаться на обидчиков администраторам социальных сетей или сообществ и ограничивать общение с нежелательными пользователями. Возможно, ситуацию стоит вынести на уровень администрации школы.
Помогите ребенку удалить лишнюю информацию из его социальных сетей (возможно, на свои аккаунты тоже стоит обратить внимание).
Очень хорошие результаты показывает проект травли.нет, у которого большой опыт борьбы и с кибербуллингом: они работают одновременно с пострадавшим ребенком, его семьей, администрацией школы, учителями, детьми-булли и их родителями, то есть подходят к проблеме системно и чаще всего справляются даже с самыми сложными случаями.
Реклама. ООО «Т2 Мобайл». erid=LjN8Jy3oG