Как вести себя родителям
Травля в интернете травмирует детей не меньше, чем травля в школе. Удалиться из соцсетей — тоже не метод. Все-таки интернет — важная для подростков площадка общения. Как же оградить своего ребенка от кибербуллинга? Разбираемся вместе с Московским международным салоном образования.
70 процентов российских школьников хотя бы раз наблюдали буллинг со стороны, а 60 процентов признались, что от травли пострадали их знакомые. Об этом сообщают авторы исследования ситуации с насилием и травлей в школах, проведенного проектно-учебной лабораторией образовательной журналистики НИУ ВШЭ и Институтом образования НИУ ВШЭ.
Травля в школе, конечно, существовала всегда, но распространение социальных сетей открыло новую площадку для буллинга. Место физической агрессии теперь заняли оскорбления, угрозы и шантаж в интернете.
Кибербуллинг принимает разные формы: от оскорбительных опросов про жертву в общих группах до публикации личных фотографий.
«Примерно 50 процентов ребят, участвовавших в исследовании нашей лаборатории, не сказали родителям, что видели буллинг со стороны или терпели издевательства других школьников. Но самое страшное — половина из тех, кто все же поделился с родителями своей проблемой, утверждают, что взрослые им ничем не помогли», — говорит руководитель проектно-учебной лаборатории образовательной журналистики НИУ ВШЭ Александр Милкус.
Кибербуллинг достиг таких масштабов, что самим социальным сетям пришлось признать проблему и начать с ней бороться: в частности, Вконтакте вместе с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании проводят хакатоны по разработке ботов, отслеживающих агрессивные комментарии, и придумывают способы поддержки жертв травли.
Тем не менее безопасность подростков не отдашь на откуп интернет-сервисам — родителям приходится думать о том, как защитить своих детей.
Вот несколько простых шагов, которые позволят помочь ребенку справиться с буллингом в Сети.
Любой родитель хочет знать, если ребенка кто-то обижает, но даже в наш век тотального контроля единственный способ оставаться у руля — это взаимное доверие.
Объясните детям, что они могут, не опасаясь негативной реакции, рассказывать вам не только о хороших новостях, но и о плохих.
Объясните, что у вас нет цели контролировать жизнь ребенка и вы не будете предпринимать никаких шагов за его спиной, зато с высоты своего опыта можете дать дельный совет и указать направление, в котором искать решение конфликта.
Поддерживайте в детях уверенность в себе не только словом, но и действием. Помогите найти занятие, которое им понравится, и развить навыки, которыми можно гордиться. Успешный и уверенный в себе ребенок с меньшей вероятностью станет жертвой агрессии — а если травля все же случится, легче справится с ней.
Расскажите ребенку, что можно публиковать в интернете, а какой информацией там делиться на стоит. Как минимум домашний адрес и номер телефона точно нужно держать в секрете, ведь даже посты, доступные только друзьям, могут стать достоянием всего интернета.
Научите ребенка внимательно относиться к тому, что и где он публикует.
Объясните, как работают настройки безопасности в социальных сетях и мессенджерах: они, например, позволяют запретить отмечать себя в чужих постах и на фотографиях. Убедитесь в том, что ребенок понимает важность защиты своих аккаунтов: нельзя делиться паролями от них даже с лучшими друзьями.
Самый простой способ прекратить кибербуллинг — «забанить» агрессора. Ребенок должен понимать, что на оскорбления в социальных сетях можно и нужно жаловаться. Для этого рядом с каждым постом или комментарием есть кнопки «Пожаловаться» или Report.
Агрессивных собеседников нужно отправлять в «черный список» — тогда они больше не побеспокоят.
Главное — понять, что нет ничего стыдного в том, чтобы избавиться от травли, «забанив» обидчика. Это не признак слабости, а совсем наоборот — способ сказать «это несправедливо, и я не хочу это слышать».
Вместо того, чтобы в приказном порядке требовать у детей ссылки на их аккаунты и пароли доступа, предложите им подружиться в социальных сетях. Так вы сможете поддерживать ребенка (например, лайкая записи его видеоблога) и параллельно следить за его поведением в интернете: с кем он общается, в каких группах состоит.
Объясните детям, что вы хотите дружить в соцсетях не для того, чтобы нарушать их право на частную жизнь, а чтобы разделять их интересы и поддерживать в трудную минуту.
Кибербуллинг редко возникает в вакууме: скорее всего, он является частью более масштабной травли. Установите контакт с педагогами и школьным психологом, чтобы оперативно узнавать обо всех возможных проблемах.
Не стесняйтесь делиться с классным руководителем своими опасениями и акцентировать внимание на возможных проблемах. Только работая вместе, школа и семья могут выработать политику нетерпимости к любому виду травли.
Наиболее действенная стратегия — игнорировать кибербуллинг. Чем меньше внимания обращать на агрессоров, тем меньше будет их мотивация продолжать травлю. Объясните ребенку, что агрессор не лучше и не хуже него, он такой же ребенок, которому, скорее всего, отчего-то очень страшно, а когда он вырастет, будет еще и стыдно.
Не нужно отвечать на оскорбления, нельзя допускать эскалации конфликта — это не решит проблему.
Гораздо перспективнее игнорировать травлю и сосредоточиться на своем развитии: найти хобби, которое всех поразит, выиграть школьный чемпионат по программированию или сделать блестящий доклад о травле в античности.
Константин Бочавер
Кандидат психологических наук, заведующий лабораториями «Психология здоровья» Института междисциплинарной медицины и «Психология спорта» Московского института психоанализа
«Дети и родители в этой области далеки друг от друга: родители чаще всего не интересуются, чем именно занят в интернете ребенок, а дети это знают и не рассчитывают на понимание. Признаки кибербуллинга в соцсетях или играх те же, что и при обычной травле: высокая тревожность, нервозность, депрессия разной степени тяжести; дети из пятых-восьмых классов тяжелее переносят травлю, чем старшеклассники.
Важно понимать, что уязвимы все участники кибербуллинга.
Жертва не только испытывает давление и унижение, но также боится выходить в сеть, а это забирает у ребенка один из основных на сегодня каналов общения со сверстниками. Свидетель уязвим, поскольку теряет веру в справедливость мира и в социальную поддержку. Участник травли попадает в зону риска в силу чаще всего полной безнаказанности, и это ведет его на дорогу реальных правонарушений и рискованного поведения.
Также, совершив опрометчивый поступок, например, ударив кого-то и засняв это на видео или отправив кому-то свои интимные фотографии, ребенок столкнется с высокой тревогой из-за опасности шантажа, поэтому последствия кибербуллинга могут продолжаться довольно долго и принимать разные формы. Сразу отмечу, что отобрать гаджет или усилить контроль над поведением в интернете — не выход, это травмирует ребенка еще больше.
Сейчас лишить человека доступа к интернету — это все равно что завязать ему глаза или изолировать его в комнате без окон.
Бороться с кибербуллингом нужно только разобравшись в ситуации, то есть доверительно поговорив с ребенком и создав чувство безопасности и поддержки. Работать с психологом можно индивидуально или всем классом, при этом процесс должен вовлекать и жертву, и агрессора, и свидетелей.
С правовой точки зрения, на самом деле, жертвы достаточно защищены, но редко знают об этом. Закон о «праве на забвение» в силе, данные из интернета можно изымать через суд или при участии модераторов соцсетей; применимы к ситуации кибербуллинга и другие законы.
Основной рецепт успеха — бороться не с самим кибербуллингом в момент, когда травля уже в самом разгаре, а с недоверием между родителями и ребенком и, конечно, повышать собственную осведомленность в механизмах интернет-общения».
Впервые текст был опубликован 11 апреля 2018 года.
Еще почитать по теме: