Белые вороны: почему одних детей травят, а другие становятся лидерами мнений?

Белые вороны: почему одних детей травят, а другие становятся лидерами мнений? - слайд

© Иллюстрация Кристины Савельевой

Разбираемся вместе с родителями и специалистами (а еще делимся полезными ссылками)

Треть российских школьников подвергаются систематической травле. Исследователи указывают цифры от 33 до 37 процентов. Причем четыре процента детей вовлечены в роли жертвы или агрессора в физическую травлю. Четыре процента — это каждый 25-й ребенок, то есть, можно сказать, что в каждом классе есть ученик, которого избивают, либо который сам избивает других детей.

Чаще всего изгоями становятся дети, которые имеют особенности внешности и здоровья. Это данные собственного мини-исследования, которое провела для нас педагог Светлана Калимуллина, преподаватель московского педагогического колледжа.

В начальной школе ребенка могут травить, потому что он бедно одет, у него нет красивых канцелярских принадлежностей, популярных игрушек. Как оказалось, немаловажным является и место работы родителей, их материальный достаток. А вот в более старшем возрасте начинается цениться общительность, коммуникабельность, чувство юмора, принадлежность к субкультурам.

Недавно наша колумнистка Наталья Калашникова сделала разбор, почему одни дети травят других, откуда вообще берутся дети-булли, а, главное, — как им помочь. Да, она считает, что дети — организаторы буллинга нуждаются в помощи наравне с детьми, которых травят. Сегодняшний разбор Наталья Калашникова посвятила детям-жертвам буллинга и помощи им, а также тому, почему некоторые дети, несмотря на отличность от других, не становятся объектом для травли.

Не все так просто (хотя все и так непросто)

Говорит педагог Светлана Калимуллина, преподаватель педагогического колледжа, г. Москва:

Как показывает мой преподавательский опыт, для того, чтобы ребенок попал в разряд изгоев, все же нужно сочетание нескольких качеств. Ребенок с необычной внешностью может быть лидером, рядовым членом коллектива или отверженным.

Кто чаще всего становится изгоями?

— Те, кто не умеет дать отпор из-за мягкого характера, не умеет выстраивать границы.

— Дети, которые хотят быть лидерами, но у них не хватает для этого личностных качеств.

— Несамостоятельные дети, чрезмерно опекаемые родителями дети.

— Дети, которые не умеют общаться, мириться, высказываться. В том числе агрессивные дети.

Будут ли травить вашего ребенка? Краткий чек-лист

Это ценная информация. Она помогает родителям помогать детям — учить их отстаивать себя, развивать в них определенные скиллы и так далее. На основании того, что рассказала Светлана Калимуллина, можно составить чек-лист для родителей для определения риска, может ли ребенок стать объектом травли.

Вот, к примеру:

Понимает ли ребенок, что такое личные границы, уважает ли чужие, отстаивает ли свои? Да? Отлично. Сомневаетесь? Го (как говорят современные дети) на тренинг по личным границам (а такие есть).

Хочет, но не может быть лидером? Не исключено, что стоит поискать место (кружок, студию, клуб), где ребенок будет на высоте и не будет страдать от недостатка признания.

Ощущаете в ребенке выученную беспомощность? Рискните дать ему больше самостоятельности, оцените, насколько он «еще маленький» не только по нему самому, но и по его сверстникам.

Ребенок с трудом общается? Найдите ему среду, где ему будет комфортно общаться, пусть он там набирается уверенности в себе.

Ребенок слишком агрессивный и этим настраивает против себя других детей? Ищите вместе с психологом, что ребенка так фрустрирует.

Родители, помните, редкие дети могут «сами разобраться», если им сложно в детском коллективе. Точнее, мы видим, как они разбираются (см. статистику в начале статьи).

Почему дети не разберутся сами. Две цитаты

«У жертвы буллинга нет возможности самостоятельно повлиять на ситуацию, издевательства ожесточают, травмируют, ведут к тяжелым последствиям для формирующейся психики. При буллинге единственный верный путь — вмешательство взрослых!» Это цитата с сайта «Вместе против буллинга» — нового проекта, запущенного недавно правительством Москвы совместно с общественными организациями и бизнесом.

«Если у класса нет лидера в виде взрослого, если их специально не объединять вокруг позитивных ценностей, то лидеры найдутся среди детей. Это главный закон, по которому развивается благоприятная для буллинга среда». Это цитата с канала «Травля: со взрослыми согласовано», который ведет Светлана Моторина, автор книги«Травля: со взрослыми согласовано», партнер проекта «ИнноПарк» — детский центр научных открытий.

Родители, не стойте в стороне!

Да, только взрослые могут пресечь нездоровые отношения в детском коллективе. В этой главке обзора мы обращаемся к родителям. Мы собрали для вас советы «практикующих матерей» и специалисток, которые знают ситуацию изнутри и уже помогли своим детям и помогают другим.

Вмешивайтесь!

Не ждите, когда травля рассосется сама собой. Если педагоги, ответственные за детский коллектив, уже просмотрели или допустили буллинг, ничего не рассосется. Как действовать, вы можете прочитать в памятке, которую составила Наталья Цымбаленко, сотрудница правительства Москвы, мама мальчика, которого также травили в классе. А здесь инструкция, что делать, если ребенка травит учитель.

Находите для детей среду, где насилие не приветствуется

Родители меняют школы, платят за частную школу, организовывают семейные школы и классы… Все ради сохранения психики своих детей. Да, поменять класс, школу, секцию, где вашего ребенка дразнят, обижают и так далее — это нормально. И это возможно.

Запишитесь на прием к директору школы и объясните ему ситуацию — может быть, найдется место в другом классе вашей же школы, с более здоровой обстановкой.

Если решили менять школу, поговорите с директором выбранной школы, расскажите ему все прямо. И если в школе есть места, возможно, вас возьмут. Согласно части 1 статьи 61 закона 237-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании» вы можете поменять в школу в любой момент, а не только с начала учебного года.

Находите или организуйте детям второй коллектив

Это одно из первых и универсальных правил ограждения детей от буллинга — школа не должна быть единственным коллективом ребенка, обязательно нужно место, где ребенок чувствует себя уверенно и где у него другие отношения с детьми. Это может быть секция, студия, кружок, детский клуб, компания нешкольных друзей.

Интегрируйте ребенка в среду, где все такие же, как он

Воскресные школы или клубы для детей разных национальностей, реабилитационные центры для детей с инвалидностью, неформальные тусовки для детей из субкультур… Ребенку важно быть таким же, как все, чтобы не начать самому ощущать себя «другим», «не таким», чтобы уверенно чувствовать себя в мире.

Помогайте ребенку стать таким как все

Есть целые группы людей, для которых растить детей такими, «как все», жизненно важно. Это семьи с самыми разными признаками «инакости» — нетитульная нация, представители народа-изгоя, приезжие без прописки и без жилья, очень бедные семьи, асоциальные семьи.

Для детей из таких семей социализация — это именно вхождение в социум, в котором их изначально не было или вхождение в который для них ограничено в силу разных причин.

К этой же группе можно отнести и детей с ограниченными возможностями здоровья.

До сих пор существует практика давать детям «нетитульной» национальностей двойные имена — национальное и «обычное», чтобы детям было проще в недоброжелательным к «белым воронам» мире. Например, Алтаный Марина, Баурджан Евгений. Знаете, немного стыдно за это.

Говорит Лилит Мазикина, активистка, цыганская просветительница:

Для того, чтобы наши дети выжили в детском коллективе, получили нормальное образование и старт в жизни, приходится прилагать огромное количество усилий, чтобы их школьная жизнь и хотя бы часть их нешкольного опыта, а также их внешность были максимально «обычными». Причем обычными не для их группы, а для того большинства, которое определяет, кому давать зеленый свет по жизни, а кому нет.

Речь идет — прежде всего — о детях из числа ряда национальных меньшинств, детях из очень бедных семей и детях из пересечения (и очень частого) этих множеств.

Я говорю, опираясь на опыт, в первую очередь, цыганских детей. Увы, во многих местах России до сих пор цыганский ребенок должен радоваться определению «совсем не похож на цыгана». Не потому, что сам считает, что плохо быть цыганом, и не потому, что не понимает, какое отношение к его природе и семье за этим стоит. А потому что эта фраза значит — красный свет хоть где-то на жизненном пути ему согласны отключат.

Кстати, в России действуют программы бесплатного обучения русскому языку детей трудовых мигрантов и вынужденных переселенцев из мест боевых действий для того, чтобы дети могли учиться в обычных российских школах наравне с детьми, родившимися в России и свободно говорящими по-русски. Это РКИ — русский как иностранный и «Перелетные дети».

Учите общаться

Ольга Бочкова, основательница и руководительница Академии безопасности Ольги Бочковой вела в соцсетях очень полезный Дневник мамы первоклассницы, в котором на примере конкретных ситуаций из школьной жизни своей дочери показывала модели поведения в непростых ситуациях, предлагала конкретные формулировки, позволяющие детям обозначить свои границы.

Выяснилось, что Нина еще и регулярно коверкает фамилию Сони. Соня поправляла ее несколько раз, но та снова говорит намеренно неправильно.

Это мне, безусловно, не понравилось.

— Соня, тебе нужна моя помощь в этом? Я могу поговорить с родителями Нины.

— Да! Ты правда можешь?

— Да, могу. Но давай попробуем так — когда Нина снова исковеркает твою фамилию, скажи ей четко: «Моя фамилия такая-то и никакая другая. Называй правильно. А вообще у меня есть имя». Если и это не сработает, я обращусь к ее родителям и попрошу обратить на это внимание.

Поддерживайте детские увлечения и субкультуры

Девайсы, поп-иты, тиктоки, сетевые игры, тренды в одежде и аксессуарах… Все это часть жизни, которая накатывает волнами и спадает. И это нормально, что дети хотят быть как все. Субкультуры и увлечения — это социализация, по ним опознают своих и в них самоутверждаются. Пусть все это будет в жизни ваших детей, если им это необходимо.

Хикка: как его найти

Надо сказать, не всех детей ранит, что они не вписываются в коллектив. Некоторые остаются хикки (от японского хикикомори, люди «сами в себе»), а кто-то превращает свое «отличие» (если оно есть) в «фишку» и сам становится лидером мнений.

Педагог Светлана Калимуллина:

«Есть дети, которые живут своими интересами, в своем мире. Они стоят как бы в стороне от класса и не испытывают острой необходимости в общении. Эти дети не испытывают страданий по поводу своего одиночества в коллективе и не подвергаются травле. Мне кажется, в эту категорию попадают интеллектуально развитые дети либо дети с одаренностями, а также дети, не стремящиеся занять лидерские позиции в группе».

Секрет популярности

А популярными дети становятся, когда обладают качествами, которые ценятся в конкретном сообществе (коллективе), или когда сами или с помощью взрослых превращают свои особенности в ценность.

К примеру, девочку, у которой у первой выросла большая грудь, могут травить, а могут и признать самой красивой в школе. «Ботан» в одной школе может подвергаться травле, а в другой его будут уважать за ум. Где-то лидером станет тот, кто склонил к сексу больше всего девочек, а где-то обладатель самого нового айфона. В одном месте подросток с депрессией и селфхармом окажется изоляции, а где-то станет ролевой моделью.

В одном и том же классе ребенка с неславянской фамилией и внешностью из бедной семьи могут травить, другого с похожей фамилией и внешностью, но сына успешного предпринимателя, — бояться, а третьего — веселого спортсмена и «краша» — любить.

Черноволосая девочка, которой неуютно среди светловолосых и русых детей, может стать готом и поражать всех своей дерзостью, может получить звучащее по-расистски прозвище, а может остаться хиккой и не страдать из-за своей «отличности».


А ценности всегда зависят от контекста — культурного и субкультурного. Не всегда «белая ворона» станет изгоем.


Но зависит это также от того, как педагоги реагируют на «отличность» отдельных детей и насколько готовы поддерживать в коллективе здоровую обстановку. А также от того, насколько родители готовы поддерживать и защищать своих детей.

Материалы по теме
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.