Как распознать тревожные сигналы
Вредные детские привычки, связанные с телом, — не просто источник раздражения для бабушек или свидетельство невоспитанности ребенка, а четкий недвусмысленный сигнал тревоги. Что это значит и как с этим быть рассказывает психолог Екатерина Бурмистрова.
Екатерина Бурмистрова
Семейный психолог
«Не ковыряй в носу», «не грызи ногти», «не соси палец, ты уже большой» — все так называемые вредные привычки только со временем становятся привычками. Корень их — в нервном расстройстве, иногда легком, иногда тяжелом.
Невротические привычки возникают непроизвольно. Ребенок не делает этого специально, тем более — родителям назло. Их появление всегда говорит о повышенном нервном напряжении.
Если вы заметили признаки легких и средних расстройств у ребенка, не ругайте его, тем самым вы лишь загоните проблему внутрь; будучи задавленными, эти невинные (хотя и неприятные вам) привычки могут впоследствии стать причиной серьезных психосоматических заболеваний.
Вам необходимо понять, в чем причина стресса, и по возможности ее устранить. Если вы не видите явной причины, лучше снизить темп жизни и нагрузку вашего ребенка (реже водите в сад, откажитесь от лишних занятий, сократите количество мультфильмов и тщательно отбирайте их; если дома неспокойная обстановка, хотя бы не устраивайте ссор при ребенке).
Сделайте «врагом» не ребенка, а привычку; придумайте ей смешные прозвища или целую историю; обращайте внимание, когда к ребенку снова прицепилась «ковырялка в носу» и — особенно — когда он успешно справился с ней (хотел поковырять и остановился).
Если вы заметили самые первые невротические проявления, и они не успели стать привычкой, переключите внимание ребенка с собственного тела на другие «разряжающие» предметы: гибкие карандаши, игрушки с шариками-наполнителями и так далее.
В психологической литературе описаны 72 невротические детские привычки. Особенно подвержены подобным реакциям одаренные дети и дети с повышенным уровнем интеллекта. Испытывая большие нагрузки, занимаясь творчеством (рисованием, музыкой, балетом), они часто становятся чрезвычайно впечатлительными.
Признайтесь себе, что вы растеряны. Это не страшно: родители тоже могут растеряться.
Не торопитесь с ответной реакцией. Сформируйте свою политику, согласуйте ее со всеми взрослыми, участвующими в воспитании (папой, бабушкой и т. д.). Приготовьтесь к систематическому ласковому, но твердому наставлению. Умение контролировать себя формируется постепенно. Придумайте слова, доступные уровню понимания ребенка. Понаблюдайте, в какие моменты малыш более подвержен навязчивым действиям (перед засыпанием, перед телевизором, когда мама не уделяет внимания, задумался…).
Самое лучшее — переключить его внимание на что-то действительно для него интересное.
Возможно, ребенку не хватает вашего тепла, телесного и эмоционального контакта. Обнимите его, погладьте, поцелуйте. Отложите по возможности запланированные дела, если обычно вы мало проводите времени вместе. Ежедневные успокаивающие ванны по 20–25 минут и легкий массаж помогут снять напряжение.
Однако если вы имеете дело с такой невротической привычкой, как навязчивое изучение половых органов (самостимуляция, онанизм), тактика будет иной.
Скажем сразу, что ни первая, ни вторая реакция не пойдут на пользу вашему ребенку.
Итак, вы увидели, что ваш ребенок занимается самостимуляцией. Не разрешайте себе кричать, ругаться, объявлять бойкот и угрожать («оторву, зашью, заклею»); обсуждать эту ситуацию с другими взрослыми при самом ребенке; оставлять ситуацию как есть; ставить на ребенке клеймо («хорошие дети так не делают!»).
Уважаемые родители, самоисследованиями занимаются все дети. Изучать себя — это нормальное поведение ребенка. А настойчивость и интенсивность самоизучения очень сильно зависят от характера ребенка. Темпераментные дети все делают с увлечением.
Однако логичное поведение родителя в данном случае — ограничивать это изучение. Подобное ограничение входит в европейскую культурную норму, как чистка зубов и пользование туалетом. Кроме того, ранняя стимуляция эрогенных зон неизбежно замыкает ребенка на себе.
Обычно самоисследованием начинают заниматься дети от года до полутора лет. В этом возрасте, чтобы отвлечь, достаточно… просто начать одевать их.
Самоисследование после двух лет можно останавливать словами, причем без долгих пояснений. Достаточно сказать «сядь красиво». В этом возрасте нормы усваиваются быстро, и подобные действия редко становятся привычкой.
На деликатные темы и разговаривать с ребенком нужно очень деликатно!
Прежде всего обозначьте, что с ребенком происходит («многим мальчикам и девочкам, которым столько же лет, сколько тебе, хочется потрогать себя»). Верните его к нормам семьи («мы так не делаем»).
Родителям важно помнить, что умение контролировать себя у детей формируется постепенно, и не ждать мгновенных результатов.
Если вы уже обсуждали со своим ребенком тему «Откуда берутся дети», можете доступно объяснить ему, что эти органы берегут именно потому, что они участвуют в деторождении и бережное отношение к ним очень важно для того, чтобы в будущем родились здоровые дети.
Объясните, что эти части тела называются интимными, они очень нежные и чувствительные, мы бережем их, даже на пляже прикрываем купальниками, содержим в чистоте.
Изначально текст был опубликован на сайте krokha.ru — мы публикуем его с разрешения редакции.