Поп-ит — это поле, состоящее из сосков: история главной игрушки года

Поп-ит — это поле, состоящее из сосков: история главной игрушки года - слайд

© Коллаж Кристины Савельевой

Что надо знать про пупырчатые фигурки

Разноцветные успокаивающие поп-иты появились словно из ниоткуда и вмиг стали сенсацией. Но на самом деле эта игрушка обладает почти что сорокалетней историей, а своим недавним успехом она обязана влиянию обезьяны-капуцина из Северной Каролины. Рассказываем обо всем этом подробнее.

Оригинальный поп-ит придумала пара израильских дизайнеров игр — Ора и Тео Костеры. Вместе они разработали более 190 игр, одна из самых известных — «Угадай, кто?» (это игра на распознавание лиц, которая продается в разных языковых версиях по всему миру).

Тео родился в Амстердаме в 1928 году и был одноклассником Анны Франк, дневник которой стал одним из самых известных литературных свидетельств о Холокосте. Тео пережил войну, скрываясь в нееврейской семье под другим именем.

В 1955 году он поехал в Израиль на мотоцикле, а потом решил там остаться. В Израиле он встретил свою жену Ору, учительницу рисования. Они объединили свои имена в название компании Theora Design.

Пара начала с изготовления вещей, которые компании могли раздавать в качестве бесплатных подарков. Особо успешной разработкой была признана их палочка для мороженого, которую также можно было разобрать на части как конструктор. Это изобретение принесло им стартовый капитал и позволило сосредоточиться на дальнейшей разработке игр.

Наверное, поп-ит не появился бы на свет, если бы в семье Костеров не случилась трагедия. Сестра Оры, художница, умерла от рака груди в 1974 году. Ора рассказала, что ей в голову во сне пришла идея.


«Она сказала: „Тео, представь, что перед тобой большое поле женских грудей и ты можешь надавливать на соски“», — рассказывает Боаз Костер, сын Тео и Оры, который управляет сегодня компанией Theora Design вместе со своим братом Гидеоном.


Он говорит, что его мама была очень открытой и делилась с его папой самыми странными идеями. «Она подошла к моему отцу и сказала: „Давай сделаем ковер из сосков, на который можно нажимать с одной стороны так, чтобы соски выдавливались на другую сторону. И он так и сделал“», — добавляет Боаз.

Пара создала несколько прототипов поп-ита в 1970-х, но идея не снискала успеха — отчасти потому, что силиконовый каучук, из которого делают современные модели игрушки, в то время был недоступен.

Несколько лет назад выросшие дети Тео и Оры решили попробовать дать поп-итам новую жизнь. Они заключили сделку с монреальской компанией-производителем игрушем Foxmind. Вначале поп-ит позиционировали как игру для двух игроков, в которой игроки по очереди нажимают на пузыри, а цель игры — не стать тем, кто нажмет на последний. Ее официальное название было LastOneLost. Производство запустили в 2014 году, и компании удалось продать несколько тысяч экземпляров. В 2019 году игрушку взял в ассортимент американский ретейлер Target.

Они начали продавать немного больше игрушек, но дело все равно шло не очень здорово. Все изменилось, когда кто-то создал несколько видеоклипов в TikTok и Youtube. На одном из них маленькая обезьянка давила с одной стороны на игрушку, а затем поворачивала попыт и начинала надавливать с другой стороны.

«По сути это была идея, которую придумали наши родители. Но внезапно о ней узнали 500 миллионов людей», — говорит Боаз.

Имя обезьяны-инфлюенсера — Гейтлин Рэй. Она живет в Элизабет-Сити в Северной Каролине, со своими хозяевами — Джессикой и Полом Лэйчерами. Джессика владеет фермой, а ее муж управляет ирригационной компанией.

«Кто-то прислал ей (обезьяне — прим. ред.) на день рождения подарок, — говорит Джессика в интервью BBC. — Мы тогда впервые увидели поп-ит. Не знаю, оригинал это был или нет, но потом их стали производить многие другие бренды, и все поклонники Гейтлин продолжали их нам присылать. У нас есть десятки коробок с поп-итами».

После этого видео поп-иты стали международным хитом! Теперь вы можете купить поп-ит в форме ананаса, динозавра, единорога, пистолета, логотипа компании Apple или даже в форме Свинки Пеппы — впрочем, ни один из этих производителей не покупал лицензию у Foxmind или Theora Design.


«Предполагаемый объем продаж составляет от 500 миллионов до миллиарда копий»,  — говорит Боаз Костер. «Но 99,99 процента из них — подделки»,  — добавляет Гидеон.


В британских магазинах, полки которых сегодня забиты поп-итами, часто вообще нет официальных лицензионных товаров. На сайте Amazon в Великобритании многие из продуктов выборки Amazon’s Choice также не лицензированы, в то время как официальные версии игрушки трудно найти, даже если вы введете название компании или официальные торговые марки — Last One Lost и Go Pop! Amazon заявляет, что уже работает с Foxmind и помогает защитить права компании на интеллектуальную собственность, а также сообщает, что официальные продукты легче найти в США на Amazon.com.

Журналисты BBC связались с некоторыми компаниями, продающими нелицензионные поп-иты, но ни одна из них не стала отвечать на звонки. Тем временем Foxmind планирует отвоевать часть этого рынка подделок с помощью собственных инновационных разработок.

Пока что, правда, изобретение Костеров помогло заработать больше денег пиратам, нежели собственной компании. Но несмотря на это братья Гидеон и Боаз восхищены тем творческим потенциалом, который, оказывается, был заложен в этой игрушке. Поп-ит сегодня используют даже для выпечки сладостей и тортов!

Ора Костер скончалась несколько месяцев назад, когда ей было девяносто лет. Она застала триумф поп-ита и была рада, что ее изобретение, пролежав столько лет на полке, стало мировым хитом. Ора была похоронена на кладбище в Тель-Авиве рядом со своим мужем Тео, который умер в 2019 году. К сожалению, он так и не увидел, каким востребованным оказалось его изобретение.

Материалы по теме
->