«Просто надо постараться»: чем выход из зоны комфорта отличается от реальной опасности

«Просто надо постараться»: чем выход из зоны комфорта отличается от реальной опасности - слайд

© AJ Yorio, Unsplash

Увы, даже взрослые люди переживают подобные разочарования, хотя, казалось бы, мы давно знаем поговорку о том, что без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Что же говорить о детях, которых с детства пытаются уберечь от любых неудобств и дискомфорта?

После пробежки мы с подругой договорились встретиться в кафе. Несмотря на воскресенье, утро получилось скомканным — нас обеих ждали семьи и накопившиеся за неделю дела. И все же, отказываться от кофе мы не собирались, просто решили вернуться домой на автобусе, чтобы сэкономить время. Наслаждаясь драгоценными минутами, мы так засиделись, что стало понятно: на автобус придется идти очень быстро. «Здесь примерно минут пятнадцать быстрым шагом, успеем», – прикинула я. И мы двинулись к остановке.

Минут через пять я вдруг заметила, что подруга подозрительно молчит. Посмотрев на нее, увидела выражение отчаяния на покрасневшем лице. Казалось, она сейчас заплачет. Так оно и было:

— У меня горят ноги, мне очень тяжело, я больше не могу, —  сказала она. А я вдруг вспомнила, что в таких случаях говорит мой тренер.

— Так это же отлично! Мышцы работают. С тобой не происходит ничего страшного, просто непривычная нагрузка. Ты ведь редко быстро ходишь. Вот твоя нервная система на всякий случай и возмущается. 

Когда мы подходили к остановке, подруга уже успокоилась. Прошла боль в мышцах и успокоилось дыхание. 

— Вот это да! Все прошло, как и ни бывало. Наоборот, я чувствую прилив сил. А ведь я правда думала, что не дойду. Пожалуй, надо мне заняться спортом, — удивленно говорила она.

А я задумалась о том, как сильно мы боимся дискомфорта. Мы защищаемся от него сами, но особенно старательно защищаем детей. Нам ужасно хочется, чтобы детям не было плохо, желательно, никогда. 

Но ведь дискомфорт — обязательное условие развития. И это верно в любом возрасте. Чтобы чему-либо научиться, нужно потратить на это время и силы. Если что-то не получается, необходимо повторить это много раз. Надо только четко различать, где заканчивается дискомфорт и начинается реальная опасность.

Однажды я увидела рекламу школы йоги, в которой всех желающих обещали научить делать стойки на руках и голове. И казалось, дело в том, чтобы узнать правильную технику, какой-то недоступный мне пока секрет. Я загорелась и записалась на бесплатный вебинар. 

Я честно пыталась повторять за преподавателем, но мне было очень больно. Каково же было мое разочарование, когда с экрана прозвучали слова: «Боль, синяки, мозоли — это нормально. Если вы хотите научиться делать это упражнение, придется потерпеть. Другого способа нет». Вот и весь урок. А как же секрет?! А как же техника?

Увы, даже взрослые люди переживают подобные разочарования, хотя, казалось бы, мы давно знаем поговорку о том, что без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Что же говорить о детях, которых с детства пытаются уберечь от любых неудобств и дискомфорта?

Они растут в полной убежденности, что неудобства — это плохо и неправильно. И вместо того, чтобы преодолевать, всячески их избегают. А это никак не способствует ни развитию, ни получению знаний и навыков, ни успехам в жизни.

Возможно, вместо того, чтобы учить детей избегать неудобств, нам стоит сконцентрироваться на том, чтобы научить их видеть разницу между некомфортным и небезопасным.

Например, прийти на праздник, где будет много незнакомых людей, может быть некомфортно. Придется делать усилие, чтобы общаться, производить впечатление, поддерживать разговор. Однако это может оказаться хорошим опытом, в результате которого у ребенка появятся новые друзья.

А вот пойти куда-нибудь в компании детей, которые будут предлагать ребенку пить, курить или делать другие запрещенные вещи, может быть не только некомфортно, но и небезопасно. И в таком случае отказаться от мероприятия будет правильным решением.

Заниматься спортом, в котором ребенок пока не делает успехов, может быть некомфортно. Однако такие усилия в конце концов вознаграждаются — ребенок становится сильнее, ловчее, выносливее. А вот выполнять сложные трюки «на слабо» или чтобы впечатлить других — небезопасно.

Принимать участие в конкурсе, выступать перед другими людьми может быть некомфортно. Однако признание, победа или даже само участие в чем-то в компании других людей вполне может стать хорошей наградой за это усилие. А вот находиться в коллективе, где тебя травят, смеются над тобой, относятся к тебе без уважения, — однозначно небезопасно.

Знакомиться с новыми людьми может быть некомфортно, встречаться в одиночку и о чем-то договариваться с людьми, знакомым только через интернет, чаще всего небезопасно.

Проводить каникулы без гаджетов, видеоигр и чатов, бывает некомфортно и скучно, оказаться без связи в ситуации, когда тебе может понадобиться помощь, почти всегда опасно.

Выполнять тяжелые тренировки — некомфортно и трудно, но полезно, а делать это в неподходящих условиях, без воды и еды, без надзора специалиста — очень опасно и может навредить здоровью.

Понаблюдать за своим дискомфортом полезно и взрослым, но особенно важно делать это вместе с ребенком. Подумать, из-за чего возникает чувство неудобства, что оно дает ребенку, чему может научить. И в каких случаях дискомфорт становится опасным и может привести к проблемам.

Если делать это регулярно, ребенок научится не использовать слова «мне трудно», «мне неудобно» или «я устал», чтобы отказаться от нужных и полезных для него вещей. Лень или страх перед трудностями не станут препятствием для развития и учебы.

И в то же время, ребенок научится прислушиваться к себе, размышлять о последствиях своих действий, отделять просто неприятное от действительно опасного.

По материалам Simplify Parenting 

Фотография: AJ Yorio, Unsplash

Материалы по теме
Интересное
Психология
Вопросы о школе, уроках, учителях. Благодаря этим вопросам, вы поймете, чем ребенок увлекался, что ему не давалось, в чем он чувствует...
Развитие
Эти книги отлично подойдут для чтения на каникулах.
->