«Для подростка принять совет от родителя равно признать свою неопытность в глазах тех, чей авторитет он всеми силами отрицает»: психолог — о важности наставничества в жизни ребенка

«Для подростка принять совет от родителя равно признать свою неопытность в глазах тех, чей авторитет он всеми силами отрицает»: психолог — о важности наставничества в жизни ребенка - слайд

Зачем подростку близкий взрослый и почему таким взрослым не всегда может быть родитель?

Подростковый возраст почти всегда сопряжен с кризисом в отношениях ребенка с родителями. Нуждаясь в родительской любви, заботе, в их мнении и их взгляде на происходящее, ребята испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными со взрослыми в своих правах. В этот момент многим родителям подростков приходится признавать, что период их «непререкаемого авторитета» прошел. Сейчас их ребенок — самостоятельная единица, принимающая решения без учета мнения «старшего поколения». Попытки командовать и приказывать — почти безуспешная стратегия взаимоотношений родителя со своим подростком.

Руководитель центра семейной психологии Артем Скобелкин рассказывает о том, почему после «свержения родителей с Олимпа» подростку необходим близкий взрослый, который сможет стать для него своего рода авторитетом и дать правильные жизненные стратегии.

Общаться с подростком — непросто, ну а быть подростком — еще сложнее. И дело тут не только в гормональном всплеске, который всецело поглотил его организм, а в банальном отсутствии опыта взрослой жизни при желании такой жизнью жить уже сейчас.


Подросток искренне убежден, что он уже взрослый, что он все знает, при этом зачастую ведя себя по-прежнему по-детски.


Одновременно с этим проблемы с общением, трудности в любовных отношениях (в этом возрасте они сверхзначимы — первая любовь, куда же без нее), недостаток мотивации, недостаток способов самовыражения вызывают у подростков досаду, агрессию и — потребность быть услышанным и понятым.

Именно в этом возрасте дети охотнее обсуждают свои проблемы с теми, кто выслушает, но не осудит, подскажет, но не заставит исполнять. И чаще всего такими значимыми безопасными взрослыми становятся крестные, родственники и даже тренеры спортивных клубов, где занимается подросток.

Почему все-таки не родители? Для подростка принять совет от родителя (как бы парадоксально это ни выглядело) равно признать свою неопытность и неумелость в глазах тех, чей авторитет и полезный опыт он всеми силами отрицает. Подросток не готов и не желает получать ответы на тревожащие его вопросы напрямую от родителей, ведь для него это будет означать, что папа с мамой в очередной раз пришли на помощь своему несмышленышу. И быть таким «несмышленышем» никто из подростков не желает совершенно точно.

К тому же ребенку хочется вести себя по-своему, современнее и технологичнее, чем его родители. И взрослых, и детей (которыми все еще являются подростки) эта разница во взглядах может раздражать в одинаковой степени: родителей — из-за невозможности достучаться до своего ребенка, а подростков — из-за навязывания своего мнения родителями как единственно верного.


Большинство неработающих родительских советов начинаются с «не»: не умничай, не лезь вперед всех, не говори глупостей. А подростки на «не» реагируют очень болезненно — и оттого протестно.


И поэтому родителям здесь можно посоветовать только одно: в ваших разговорах по душам должно стать больше наводящих вопросов к самому ребенку с признанием его самостоятельности выбора и поменьше скучных заумных нравоучений.

Отличные примеры пользы значимого безопасного (во всех смыслах) взрослого, я каждодневно вижу у воспитанников детских домов, которые остались без попечения родителей, при появлении у них волонтеров-наставников. Именно у таких ребят огромная потребность в поддерживающем взрослом на фоне желания самому быть взрослым максимально кристаллизуется.

Наставником при этом является взрослый человек, прошедший обучение и медицинскую комиссию, который становится для ребенка индивидуальным волонтером, общающимся преимущественно с ним. Причем, и для самих наставников это становится прекрасным стимулом к личностному росту и саморазвитию.

Постоянное и во многом терапевтическое общение с наставником позволяет подросткам из детских домов выравнивать самооценку, перенимать полезные жизненные принципы и навыки, которые очень пригодятся детям в их дальнейшей счастливой жизни: умение справляться с эмоциями, финансовую и юридическую грамотность, умение общаться и полезно проводить время и многое-многое другое.

Ершистые — «причесываются», замкнутые и неразговорчивые — раскрываются, а неуверенные в себе начинают не только замечать свои таланты, но и раскрывать их в проводимых наставниками мероприятиях.

Подросток, становясь важным и ценным для наставника, с удивлением открывает в себе теплые ощущения доброты, счастья и благодарности. И это очень классно!

Вы можете помочь ребятам, у которых нет рядом близкого взрослого. 11 апреля, в седьмой раз пройдет «День заботы» — одна из важнейших акций фонда «Солнечный город».

Все средства, собранные во время акции, пойдут на поддержку проекта «Наставничество», цель которого — поиск наставников для подростков из детских домов. Проект уже семь лет реализуется в 20 городах России, у 905 ребят, которые остались без попечения родителей, есть друг, готовый оказать поддержку и поделиться жизненным опытом.

На специальном калькуляторе на сайте деньзаботы.рф можно будет рассчитать стоимость часа своей работы и пожертвовать один или несколько часов на поддержку проекта Наставничество, чтобы он продолжил работать, еще 500 подростков нашли своих старших друзей, а уже существующие пары регулярно поддерживали психологи и кураторы.

Материалы по теме
->