Поскольку детей у нас много, то покупать одновременно 5-6 билетов на самолет нам было не по карману - и мы решили путешествовать на машине! Мы ездили разными составами, с детьми разного возраста, на трех разных машинах, сталкивались с разными проблемами, по-разному их решали. Как, зачем и почему мы выбрали именно такой вариант, я и попробую рассказать.
Наш колумнист, многодетный отец Иван Федоров рассказывает, как путешествовать даже в тех случаях, когда покупка билетов на самолет на большую семью находится за пределами возможностей вашего бюджета.
Многие, узнав, что мы едем на автомобиле, интересуются, как это вообще возможно, тем более с маленькими детьми. Всё-таки до Италии, где мы предпочитаем отдыхать, три с лишним тысячи километров. На вопрос «как?» я отвечу в другой раз, а в этот расскажу «зачем?».
Когда мы первый раз планировали поездку — это выглядело некоторым сумасшествием. За год до мы уже съездили на машине в Европу, но без детей. До последнего не верилось, что мы сможем это реализовать. Перед отпуском мы только забронировали апартаменты на море. И к моменту, когда надо было идти в посольство за визами, до предполагаемой даты отъезда оставалось около месяца. Покупка билетов на самолет была за пределами нашего бюджета, поэтому иного варианта, кроме как сдавать документы в варианте «поездка на личном автомобиле», у нас не было. Как оказалось потом, всё было не так уж страшно, а плюсов намного больше, чем минусов.
Первое и самое главное преимущество автомобиля — это, конечно, свобода. Свобода выбирать даты, а главное иметь возможность практически без потерь перенести их. Если в паспорте уже есть многократная шенгенская виза, то для пересечения границы надо только купить страховки на каждого из путешественников и «зеленую карту» на машину, что можно сделать за день или вообще в день выезда. Даже если для поездки надо получать визу, то всегда есть шанс уехать позже заявленной даты, если вдруг возникли какие-нибудь обстоятельства, не позволяющие выехать в планируемую дату. Потери в этом случае составят стоимость страховки здоровья за один день, которая обычно стоит около 1€ на человека. В случае с билетами на самолет перенос даты будет стоить совсем других денег.
При желании можно задержаться в Европе, если возникло желание продлить себе отдых. Докупить страховку здоровья можно через интернет, но страховку на машину лучше иметь с запасом. Так как мы три из четырех раз ездили больше, чем на месяц, имея годовые визы, то проблем не было: «зеленая карта» продается минимум на две недели, а дальше с интервалом в месяц. Уезжая, например, на 40 дней, мы всё равно покупали страховку на два месяца. Но если она поджимает, то вариантов нет, надо возвращаться, так как через интернет купить её невозможно, а на границе её обязательно проверят.
Но кроме свободы выбирать время поездки, автомобиль позволяет увидеть намного больше, чем если лететь на самолете, ехать на поезде или автобусе. Немного нудная дорога через Россию, Белоруссию и Польшу и частично Германию полностью реабилитирует себя в Австрии и Италии. За пару сотен километров через Альпы можно получить впечатлений на весь год. Прилетев на самолете, мы вряд ли побывали бы в таком количестве мест, как на машине. Плохая погода на море? Не проблема, можно сесть в машину и поехать посмотреть ближайшие города и деревни. Можно провести часть отпуска в одном месте, а потом за полдня доехать в другое. «Но подожди», — скажете вы, — «можно же взять машину в прокате».
И будете правы, но есть один момент: цена. Аренда машины подходящего класса на тот срок, что мы проводим в отпуске, с детскими сидениями стоила бы около двух с половиной тысяч евро. Сколько будет стоить автобус с возможностью вместить шестерых человек, я боюсь представить. Или придется ограничивать срок пребывания, чего совсем не хотелось бы.
Поэтому второй плюс, который дает поездка на машине, — это экономия. Средний размер расходов на дорогу можно посчитать очень примерно. Они зависят от большого количества факторов: цена на топливо меняется (последние годы в Европе она неуклонно падает), курс евро к рублю не стоит на месте (постоянно растет), по дороге можно останавливаться разное количество раз и в разных гостиницах, есть в Макдональдсе или в нормальных ресторанах, ехать по платным или бесплатным дорогам, разными маршрутами, отличающимися на сотни километров.
Например, в первое наше путешествие мы ехали из Москвы прямо в Тоскану, а обратно сделали небольшой крюк и заехали в гости к моей сестре на север Италии. В другой раз мы заезжали к друзьям в Цюрих, потом ехали в Тоскану, а потом через долину Аоста в Берлин. Если было достаточно времени, то в Швейцарии и Австрии ехали, избегая магистралей, что дольше, но не надо тратить деньги на покупку виньеток, дающих право проезда по платным дорогам. С учетом всего этого, в среднем за несколько лет, если взять стоимость топлива, платных дорог, по две остановки на ночь в гостиницах в ту и другую сторону и питание в течение этого времени, у нас получалось около 1000–1200€.
С такой стоимостью могут конкурировать только рейсы с пересадками в популярные города вроде Милана, а, например, билеты во Флоренцию, от которой до моря всё-таки ближе, уже будут стоить практически столько же, и это без трансферов до аэропорта и гостиницы и прочих сопутствующих расходов. В отличие от полета на самолете, стоимость поездки на автомобиле практически не меняется, несмотря на увеличение количества пассажиров.
Имея в своем распоряжении автомобиль, у нас есть возможность арендовать дом или апартаменты немного дальше от моря, и либо снять их дешевле, либо получить по цене жилья на берегу намного больше пространства и удобств. Справедливости ради, замечу, что все четыре года мы снимаем одни и те же апартаменты, в которых есть всё, что нам нужно: площадь полторы сотни метров, отличный вид на тосканские холмы, хорошо оснащенная кухня, несколько отдельных спален и многое другое, о чем я напишу в другой раз.
Конечно, из окна моря не видно, и дорога до пляжа занимает около двадцати минут, но жизнь в доме с отдельным входом в квартиру с улицы в средневековой деревне в холмах, с булочной-пекарней за углом, с парой фермерских магазинов и обширной культурной программой, сложно назвать неудобной.
Ещё одно преимущество путешествия на машине — это возможность взять с собой столько вещей, сколько хочется, а иногда (точнее почти всегда) это больше, чем реально необходимо. Багажник тоже имеет ограниченный объем, но он не сравнится с тем, что могут вместить чемоданы семьи, где нести что-то тяжелое могут только двое из шестерых. Можно не особо задумываться, что берешь что-то лишнее. Лучше у детей и у нас будет одежды с запасом, включая теплые вещи, чем чего-то не хватит. Однажды мы из летней Германии с температурой под тридцать приехали в Австрию, где температура была чуть выше плюс пяти, а в Швейцарии, куда мы планировали ехать позже, вообще было чуть выше нуля и шел снег. Пришлось одеваться в толстовки и куртки и менять планы.
Плюс мы можем взять с собой коляску, рюкзак для ребенка, игрушки для пляжа, чтобы не тратить каждый раз на них деньги, и много чего еще. В этом году, например, у меня был шанс сходить с товарищем в Италии покататься на горных лыжах на леднике в Червинье, но не сложилось, однако, сноубордические штаны, куртка и шлем проехали с нами весь путь. На обратном пути можно по максимуму загрузить багажник вином, пивом, прошутто, сырами и оливковым маслом, что особенно актуально сейчас, когда в Москве многого не найти.
Единственный минус — это, собственно, долгая дорога. Тысяча сто километров до границы с Польшей, где ты никогда не угадаешь, сколько будешь стоять на пограничном контроле. Можно и за 30 минут всё пройти, а можно потерять несколько часов, и после отправиться на дополнительный досмотр. Потом еще почти две тысячи километров до Тосканы по дорогам Польши, Германии, Австрии и Италии. Но самое неприятное –ехать обратно, где на той же границе всегда есть шанс надолго зависнуть в очереди с теми, кто стоит оформлять возврат НДС, а белорусские пограничники не сказать, что очень расторопные ребята. Хотя тут кому как, мне лично нравится сидеть за рулем и ездить на дальние дистанции, поэтому для меня это не совсем минус. Но всё равно, в определенные моменты возникает желание оказаться сразу в пункте назначения, особенно на обратном пути.
Вторая часть материала, в которой Иван рассазывает, как они готовятся к поездке, что берут с собой, где останавливаются и какие дороги выбирают!
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.