Небольшие хитрости для презентаций и докладов
Публичные выступления могут стать тем еще испытанием. Из-за волнения выступающие часто путаются и теряют внимание аудитории, поэтому даже самый интересный доклад заставляет всех зевать. Есть разные техники для борьбы с волнением, но лучше всего работает тщательная подготовка к выступлению. Вот несколько советов, которые помогут вам и ребенку.
Учиться выступать нужно у мастеров. Например, посмотреть лекции на конференциях TED. На этих конференциях выступают и дети. Мы уже собирали выступления детей и подростков.
Ваш ребенок посмотрит эти лекции и увидит, что даже известные лекторы могут волноваться. Он узнает, как можно скрывать свое волнение с помощью шуток, жестов и интонаций.
Ребенок будет меньше нервничать, если отрепетирует каждую деталь своего выступления, а не только запомнит текст. Все эти жесты и интонации, которые ребенок решит перенять у лекторов, нужно хорошо отточить и распределить их по выступлению.
Предложите ребенку несколько раз выступить перед всей семьей или своими друзьями. Подскажите ему, что стоило бы изменить. Если сам текст доклада вызовет у вас вопросы, задайте их ребенку, ведь эти же вопросы ему наверняка зададут учителя и одноклассники.
Из-за волнения сложно говорить своими словами, намного проще уставиться в лист бумаги и быстро прочитать весь текст. Но, скорее всего, одноклассники ничего из прочитанного не поймут. А особо придирчивые учителя занизят за такое выступление оценку.
Так что посоветуйте ребенку подготовить презентацию. Читать с экрана тоже можно, но выступление будет звучать интереснее, ведь текст презентации ребенок разделит на отдельные слайды, пункты, добавит схемы и картинки.
Если доклад небольшой и презентация ни к чему, все равно стоит разделить текст доклада и распределить его по карточкам разных цветов. Ребенок не запутается в своем докладе и будет успевать делать паузы, чтобы у аудитории была возможность переварить информацию.
Еще нужно иногда отрываться от распечатки доклада и смотреть на аудиторию. Так проще удержать внимание слушателей и понять, не стоит ли рассказывать быстрее или повторить какой-нибудь отрывок. Если ребенок слишком волнуется, он может смотреть не в глаза, а на лоб человека. Стоит периодически смотреть именно на тех одноклассников, которые сидят на задних партах. И говорить достаточно громко, чтобы доклад слышали и они.
Когда одноклассники выходят выступать с докладами, многие дети считают, что это отличная возможность незаметно посидеть в социальных сетях, поесть или вздремнуть. Ребенку нужно привлечь их внимание с первой фразы.
Первое предложение в докладе должно быть интересным само по себе. Примеры вы найдете в тех же лекциях TED. Произнести предложение нужно максимально четко и уверенно, сделать паузу на пару секунд, повторить его и лишь после этого начать доклад.
Выступать стоя неудобно, из-за этого дети и пытаются закончить доклад быстрее. Ребенку будет немного проще, если он представит себя марионеткой, которую держит кукловод, поэтому она и может без труда стоять прямо. Благодаря этому ребенок во время выступления будет выглядеть и говорить увереннее.
Весь текст рассказать своими словами не получится, но вот вывод читать с бумажки точно не следует. На выводе особенно важно не оговариваться и не перескакивать с одной мысли на другую. Лучше выучить каждое слово наизусть.