© Коллаж Кристины Савельевой
А что будет, если вообще не водить ребенка на кружки и секции?
Совсем скоро дети снова пойдут не только в школу, но и на всевозможные дополнительные занятия. «Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота», строчка из одного советского стихотворения, может характеризовать и расписание современного ребенка (в худшем случае все эти занятия еще и будут в один день).
Мы поговорили с психологом Ольгой Викторовой из клиники доказательной медицины DocDeti о необходимости дополнительных занятий и о том, как понять, что ребенок перегружен.
Кружки и секции могут быть полезны для детей любого возраста и даже для взрослых. Ориентироваться в этом вопросе стоит на интересы, потребности и возможности ребенка. Спортивные и активные секции в современных условиях жизни актуальны, пожалуй, для всех детей.
Если у ребенка нет регулярного времени на отдых и личную жизнь, то что-то явно пошло не так. Сами по себе кружки — это не отдых, даже если они имеют развлекательный характер. Под отдыхом мы понимаем такие виды деятельности, как игры, «ничегонеделание», прогулки и общение с друзьями, развлечения, ну и отдых в прямом смысле слова: спать, лежать, валяться.
Про «мало» уместно говорить в том случае, если ребенок изъявляет желание ходить куда-то и чем-то заниматься, но по какой-то причине это желание родителями не реализуется. Или же мы видим объективную необходимость для дополнительных занятий: материал по какому-то предмету не усвоен, недостаточно физической активности. А вот если у ребенка отсутствует полностью желание чем-либо заниматься и интересов нет, то это уже другая история и дело точно не в количестве кружков.
Задаться вопросом, почему это происходит: может быть, ребенок уже перегружен, а может быть, он не хочет ходить именно туда, куда его хотят отвести родители. А возможно, мы просто имеем предпосылки для утраты интересов и мотивации — с этим лучше всего разбираться у психолога.
Ну и, конечно, нельзя исключать, что у ребенка и так наполненная жизнь, есть интересы, увлечения и что-то дополнительное тут просто не требуется (или опять же родители не предлагают вариантов, связанных с интересами ребенка).
Если в жизни ребенка нет каких-то факторов психологического неблагополучия, то, скорее всего, ничего страшного не случится. Я бы также добавила, что, учитывая программу обучения в нашей стране, если ребенок добросовестно учится по всем предметам, то пару кружков ему можно зачесть автоматически.
В школьные годы, скорее, имеет значение какая-то внеклассная деятельность, которая важна и актуальна для ребенка и помогает ему занять свое место в коллективе, раскрыть его особенности, сформировать представление о себе.
У детей более младшего возраста мы, скорее всего, увидим раздражительность, капризность, апатию, физиологические нарушения, связанные со сном, приемом пищи. Также возможно, что результаты обучения ребенка в целом будут оставлять желать лучшего. Может возникнуть конфликтное поведение. Чем старше ребенок, тем более вероятно, что он скажет о перегрузке словами через рот — главное вам его услышать.
Снижением качества жизни и ее благополучия. Возникает переутомление, как следствие — падение продуктивности деятельности, отсутствие желания вообще что-то делать или же формирование поведения, исходя из посыла «я должен» (угодить родителям, скорее всего), которое также может осложнять дальнейшую жизнь.
Выбором альтернативных программ и форм обучения, снижением требований. Можно использовать тренинговые инструменты для тренировки устойчивости, выносливости и работоспособности. Главное — поддерживать своего ребенка, быть заодно с ним в поиске решений, а не против него.