Разбор от педагога-психолога
Вам знакомо чувство, когда кажется, что вы выполнили задачу недостаточно хорошо? Начинаете критиковать или ругать себя, если не достигли внутреннего идеала? Это признаки синдрома самозванца, при котором свойственно отрицание и обесценивание собственных успехов и достижений. Такие чувства и мысли мешают в жизни и препятствуют гармоничному развитию личности. Бывает ли у детей синдром самозванца и как с ним работать? Рассказывает педагог-психолог основной Ломоносовской школы Маргарита Сизых.
Типичному «самозванцу» свойственно занижать ценность и значимость своих успехов, способностей, достижений. Если что-то хорошо получается — он воспринимает это как данность и думает, что ему просто повезло. Зато малейшая ошибка или неудача равносильна катастрофе, которую никто не забудет.
Человек начинает себя ругать и ему кажется, что уже ничего не исправить.
Такие люди чувствуют себя «мошенниками» на работе и в жизни, считают, что незаслуженно заняли чужое место и постоянно ждут «разоблачения». Им неловко слышать похвалу и комплименты, они считают, что ничего особенно не сделали, ведь с их работой справится любой человек, который окажется на этом месте.
Впервые синдром самозванца был описан в 1970-х годах американскими психологами Полин Кланс и Сюзанн Имес. Они общались с успешными женщинами, занимающими высокие должности, и те признавались, что часто чувствовали себя не на своем месте — думали, окружающие их переоценивают. Сначала считалось, что синдрому подвержены только женщины. Но по данным исследований, 70 процентов людей периодически испытывают подобные чувства вне зависимости от гендера.
Синдром самозванца — это психологическое явление, набор поведенческих паттернов, когнитивных установок и внутреннего самоощущения. Важно подчеркнуть, что это наша субъективная оценка себя и своих действий, которая может отличаться от окружающей реальности и того, как нас оценивают другие люди.
Считается, что синдрому самозванца обычно подвержены взрослые. Но ведь все взрослые когда-то были детьми, верно? А значит, предпосылки к подобным мыслям и самоощущению закладываются именно в детстве. Главную роль в этом играет ближайшее окружение ребенка. Слова, поведение, отношения в семье, общение в социуме (детский сад, другие дети, няня) играют очень важную роль в формировании маленькой личности.
Критика
Если окружение часто акцентирует внимание на неудачах, недостатках, а не на том, что у ребенка получается, то со временем он перестает верить в себя и собственные силы. Например, зачем рисовать, если говорят, что получается криво и неправильно? Мало у кого из нас сразу получалось идеально то, что впоследствии развилось в талант. И вопреки распространенному мнению, именно похвала, а не критика формирует позитивное отношение к себе и своей деятельности, мотивирует заниматься дальше.
Завышенные требования
Если перед ребенком ставят необходимость постоянно добиваться самых высоких результатов и в учебе, и в спорте, и даже в повседневной жизни, вероятно, из него вырастет достойный член общества. Но такая стратегия воспитания имеет и свои опасности.
Например, ребенок со временем привыкнет ориентироваться не на собственные цели и желания, а на ожидания других людей.
В будущем эта ловушка может проявиться в страхе перед учителем, начальником, неспособностью высказать собственное мнение или в отношениях, где уже взрослый человек будет угадывать и удовлетворять потребности партнера, забывая про свои собственные, отодвигая их на второй план.
Сравнение с другими детьми
Думаю, многим в детстве говорили подобное: «Вот Сережа у тети Маши такой молодец, и учится на пятерки, и в спорте первые места занимает, все успевает. А ты что, все гуляешь?». Родителям казалось, что так они мотивируют ребенка стать лучше, изменить поведение. Но вопреки распространенному и уже не актуальному мнению, сравнения скорее приводят к пониженной самооценке и нежелании меняться и развиваться. А зачем? Ведь все равно найдется кто–то лучше и способнее.
Соцсети
Здесь существует ловушка, которая влияет на психологическое развитие детей. Дело в том, что чужие профили создают образ недостижимого идеала, кумиров, которые так важны для подростков. В соцсети выкладывают только лучшее, а фотографии подвергаются коррекции. В результате происходит искажение реальности.
Многие из этих социальных образов не просто недостижимы, но и разрушительны.
Можно найти множество исследований, которые показывают, что частое использование соцсетей детьми может приводить к депрессиям, аутоагрессивному поведению, пониженной самооценке и искажению образа собственного тела не только у девочек, но и у мальчиков.
Когда дети с ментальными установками и паттернами поведениями синдрома самозванца вырастают, они боятся пробовать. Часто выбирают занятие и профессию из категории «попроще», которое не требует использования собственных талантов и способностей, чтобы спокойно выполнять работу и оставаться незамеченными.
Возможно, они хотели бы заниматься чем-то другим, найти работу получше, но уверены, что недостаточно хороши и «не дотягивают». А если и занимают высокую должность, то часто сомневаются в себе и своих решениях. Как ни парадоксально, обычно такие люди талантливы и действительно способны на многое.
Основное чувство, которое преследует «самозванцев» по жизни — страх. Таким людям трудно выходить за рамки собственного опыта, они всегда сомневаются в себе, фокусируются на неудачах.
Если возникает хорошая идея, придумывают причины, по которой она обречена на провал — значит, нет смысла и пытаться. Боятся браться за новые дела, а если все-таки берутся, то выполняют задачу дольше, чем следует. Пытаются довести все до идеала, ругают себя и ощущают подавленность. Это состояние вызывает повышенный уровень тревоги, неуверенности и, следовательно, приводит к вечной погоне за успешной и счастливой жизнью.
Он боится получить плохую оценку, а если неправильно ответит на уроке — испытывает сильный стресс. Стремится везде быть лучшим: и на математике, и на физкультуре, и на дополнительных занятиях. Часто говорит о том, что у него что-то не получится, или вы сами чувствуете и замечаете, что ребенок не уверен в своих силах.
Менять установки в детстве проще, чем во взрослом возрасте. Поэтому родители, самые важные и авторитетные люди в жизни ребенка, могут своими словами и действиями помочь выйти из замкнутого круга страха и неуверенности.
Дайте ребенку понять, что ошибаться — это нормально и даже необходимо.
Можете привести примеры из собственной учебной жизни. Объясните, что в ошибках нет ничего плохого, это неотъемлемый процесс обучения. А главное, покажите, что любую ошибку можно исправить.
Пробуйте менять собственное отношение к школьным оценкам. Зачастую тройка воспринимается очень близко к сердцу, и школьник даже не сразу признается — боится огорчить родителей, старается скрыть. Помогите ребенку увидеть, что это его точка роста. Сегодня не выучил — значит, выучишь в следующий раз, причем намного лучше.
Повышайте его уверенность в себе. Хвалите за старания, за хорошие поступки.
Выясните, что у ребенка хорошо получается, помогайте ему развивать сильные стороны.
Больше разговаривайте о чувствах ребенка и учитесь говорить о своих. Пусть ребенок не блокирует их и не проживает беспокойство самостоятельно, а поделится с вами, получит обратную связь и посыл, что чувствовать разный спектр эмоций — это нормально.
Сомнение — это полезное качество, но не когда оно перерастает в разрушительную самокритику. Нет ничего плохого в стремлении быть лучше, совершенствоваться, проходить обучающие курсы для повышения компетентности и получения новых навыков, но важно не стремиться к безупречному результату, потому что он недостижим. Основная задача родителей — поощрять старания ребенка быть собой и показывать своими поступками, что быть человеком — это очень здорово!