Тайная ложа или явная лажа: что случилось с ярмаркой non/fiction в этом году

Тайная ложа или явная лажа: что случилось с ярмаркой non/fiction в этом году - слайд

Размышление редактора СJ Кати Статкус

Ярмарка non/fiction — известное событие в интеллектуальной жизни России, которого из года в год с нетерпением ждут тысячи читателей. Огромная выставка новейших книг (в том числе изданий детской литературы), интересные подиумные дискуссии, книжные презентации, выступления писателей, переводчиков и профессионалов издательского дела. Казалось бы, праздник знаний, да и только! И хотя тучи над ярмаркой сгущаются не первый раз, в этом году, выражаясь метафорически, на non/fiction гремит настоящая гроза.

Все началось 22 марта, за пару дней до официального старта ярмарки. Варвара Горностаева, главный редактор издательства Corpus, написала в Фейсбуке пост о том, что руководство non/fiction отменило один из пунктов программы — презентацию книги Киры Ярмыш «Невероятные происшествия в женской камере N3» о девушке, которая попадает в тюрьму за участие в митинге. Важное дополнение: Кира Ярмыш — пресс-секретарь Алексея Навального, сейчас она, как и многие из штаба политика, находится на домашнем аресте по так называемому «санитарному делу» (первоначально срок ее ареста должен был закончиться к моменту открытия выставки, но впоследствии его продлили). Вначале презентацию, еще в декабре запланированную на большой площадке non/fiction, перенесли в малый зал. А потом руководство ярмарки связалось с издательством АСТ, куда входит и издательство Corpus, и попросило вовсе убрать презентацию из программы. Варвара Горностаева отказалась это делать и потребовала официального письма организаторов. Руководство ярмарки письмо не прислало, но дало понять, что презентация не состоится ни при каких условиях. При этом признаться в этих действиях ярмарка так и не решились — сейчас на сайте висит вот такая, прямо скажем, своеобразная объяснительная:

«Что касается замены презентации книги Киры Ярмыш на представление книги "Иерусалим" Алана Мура, произведенное в последний момент перед отправкой каталога мероприятий в печать по инициативе менеджмента АСТ-ЭКСМО, то мы считаем: холдинг АСТ-ЭКСМО, крупнейший игрок книжного рынка России, вправе сам определять свою программу на ярмарке. С сожалением констатируем, что это решение стало поводом для общественного возмущения. Мы по-прежнему рассчитываем на то, что ярмарка всегда будет территорией свободы слова и площадкой консолидации культурного сообщества».

Такие дела. Оказывается, это издательство, как унтер-офицерская вдова у Гоголя, «само себя высекло», а ярмарка надеется остаться территорией свободы.

Естественно, это происшествие вызвало большую дискуссию среди участников мероприятия. Кто-то решил бойкотировать non/fiction в этом году и отменил свое запланированное выступление — так сделал известный литературовед Олег Лекманов, который собирался представить на ярмарке свою книгу об Ирине Одоевцевой. Но многие участники призывают не идти таким радикальным путем, а лишь говорить во время собственных выступлений об отмене презентации книги Ярмыш (эту идею первым озвучил, кажется, Александр Архангельский, но потом подхватили и многие другие выступающие).

Но на этом скандалы на ярмарке не закончились. По традиции non/fiction из года в год публикует подборки самых важных книжных новинок в разных категориях. Так как одна из целевых групп ярмарки — это родители, то специально для них, то есть для нас с вами, вывешивают «выверенный список» лучших детских изданий. 23 марта многие заметили, что в категории «Детская литература» не представлено книг четырех ведущих издательств – «Самоката», «КомпасГида», «Розового Жирафа» и «Белой вороны», публикующих для детей и подростков живые, яркие, актуальные книги, в том числе и на острые социальные и политические темы, а не перепечатывающих в сотый раз золотой фонд советской литературы. Причем, кем именно формировался этот хитовый список новинок ярмарки, тоже не было указано. Зато многие пользователи Сети порадовались отличной выборке в разделе «Особое детство» (здесь, к тому же, указано и авторство подборки — ее уже несколько лет составляет Анна Годинер). Хотя сама по себе подборка «Особое детство» мне тоже кажется замечательной, идея такой сегрегации книг про «проблемных» и «непроблемных» детей вызывает у меня массу вопросов. Я искренне не понимаю, почему для этих изданий нужен отдельный вольер и отдельное брендирование, если мы пытаемся построить инклюзивное общество: чтобы эти книги специально никто не купил?

После бурной дискуссии с сайта ярмарки снесли список основного топа детской литературы (куда попала, например, книга Юлии Гиппенрейтер с совершенно неописуемым дизайном и взрослые комиксы про Муми-троллей), и на момент написания этого текста он так и находится в загадочном «процессе наполнения», хотя ярмарка уже один день как открыта. Понятно, что в системе отечественной организации возможен бардак. Да и вообще один из основных споров о ярмарке в этом году, как написала издательница «Самоката» Ирина Балахонова, это вопрос о том, что управляет миром non/fiction сегодня — «тайная ложа» или «явная лажа»; кстати, почитайте ее пост, чтобы понять, какие финансовые убытки несут от подобного поведения организаторов ярмарки сами издательства. А в целом вся эта история — еще один звоночек для того, чтобы перестать свято ориентироваться в своих книжных приобретениях на ярмарочную иерархию. Кстати, топ книг для взрослых в этом году тоже оказался не самым вдохновляющим: например, туда каким-то образом просочился путеводитель по Тульскому кремлю.

Можно сказать, что скандал с non/fiction в этом году подтвердил уже давно известную истину: даже некогда уважаемые организации с комиссиями экспертов могут сильно просесть в своих стандартах и внезапно потерять авторитет. Поэтому лучше брать инициативу в собственные руки. Поддерживайте ваши любимые книжные издательства напрямую — подписывайтесь на их новостные рассылки, у многих таких издательств есть свои онлайн- или даже офлайн-магазины. Замечательные книги выходят не только накануне «главной интеллектуальной ярмарки года», но и во все другие месяцы. Читайте книжных блогеров и смотрите книжные разборы, составляйте собственное мнение о том, какими книгами вы хотите окружить себя и своих детей, не бойтесь отказываться от старых проверенных авторов и искать для себя новых. Следуйте за интересами своего ребенка. А деньги, которые вы бы инвестировали в билет на non/fiction, можно в принципе инвестировать и напрямую в покупку какого-то издания. Видимо, мы попали в такое время, когда экспертами по детской литературе придется становиться нам самим.

UPD: Ранним утром 25 марта, во второй день работы ярмарки, топ-лист детской литературы все же «пополнился», хотя по-прежнему на сайте и не указано, кто именно занимался его составлением. В обновленном списке есть издательство «Белая ворона», а вот «Самоката» и «Розового жирафа» все еще не видно (но следуя начатому сценарию, будет совершенно неудивительно, если книги этих издательств, например, появятся в этом топе завтра или в какой-то другой день). В целом список производит очень странное впечатление не только по выборке (опять Тульский Кремль!), но и по оформлению: к каким-то книгам прикреплены ссылки на их описания, к каким-то нет, некоторые обложки сжались до маленьких квадратиков, Олег Григорьев фигурирует как «О Григорьев» без точки, то есть ни один редактор этот список явно не смотрел. Кажется, что виной тому «явная лажа», а не «тайная ложа», что, впрочем, не отменяет огромного разочарования по поводу «самого важного книжного события 2021 года».

UPD2: В список добавлены книги «Самоката» и «Розового жирафа»: возможно, он редактируется в режиме реального времени. 

.

.

Материалы по теме
Интересное
Развлечения
Мы решили присоединиться к традиции и отметить вместе с вами День Книги, вспомнив героев и героинь из сказок и легенд. Эти
Психология
Какие же вещи взрослые считают своим неотъемлемым правом, но не разрешают детям?
->