В Дании детей учат эмпатии начиная с детского сада — рассказываем, как это происходит

В Дании детей учат эмпатии начиная с детского сада — рассказываем, как это происходит - слайд

© Лиза Стрельцова

Отличные методы, которые всем стоит взять на заметку

На протяжении последних семи лет Данию признают самой счастливой страной мира. Кроме этого Дания славится комфортными условиями для жизни родителей с детьми, а также своим подходом к обучению детей. Так, например, в датских школах есть уроки эмпатии — и по ним надо даже домашку делать. Рассказываем, как маленьких датчан учат эмпатии, и к чему это все приводит.

Мы часто говорим о том, как важно развивать эмоциональный интеллект, эмпатию и саморегуляцию — это полезно для психологического здоровья человека, а еще помогает ему строить здоровые отношения с другими людьми, достигать своих целей и быть счастливее. В Дании вопрос эмоционального развития решили не пускать на самотек, а потому уже начиная с детского сада датские дети изучают эмоции, учатся их распознавать, доносить их до окружающих и поддерживать друг друга. И вот, как они это делают.

Карточки с эмоциями

Начиная с детского сада и начальных классов, дети участвуют в программе Step by Step. В рамках занятий детсадовцам показывают карточки, на которых изображены дети, переживающие различные эмоции: грусть, страх, злость, раздражение, радость, и так далее. Затем учащимся предлагают обсудить, какие эмоции испытывают изображенные на карточках люди, дать им названия и рассказать, что эти эмоции значат для них лично. При помощи таких упражнений дети учатся распознавать эмоции — свои и других людей, считывать разные выражения лица и эмпатичнее относиться к окружающим. Важно еще то, что на таких занятиях нет места осуждению или разделению эмоций на «правильные» и «неправильные» — дети изучают их безоценочно.

Набор чувств и эмоций

Еще один метод, который используется в датских школах называется CAT-kit и представляет собой специальный набор, состоящий из карточек, на которых изображены эмоции (в виде рожиц), линейки, которая позволяет измерять интенсивность эмоций, и схемы тела, чтобы отслеживать и отмечать физические проявления тех или иных чувств. При помощи такого набора дети учатся лучше понимать свои эмоции, оценивать их и замечать взаимосвязь между определенными эмоциями и своим самочувствием. Изначально он разрабатывался для того, чтобы помогать детям с расстройствами аутистического спектра, взаимодействовать с окружающими, но теперь широко применяется и среди нейротипичных детей.

Антибуллинговая программа

Помимо прямого обучения эмпатии и развития эмоционального интеллекта, датские педагоги реализуют масштабную антибуллинговую программу, разработанную Фондом принцессы Мари. Программа действует уже более 13 лет и направлена на детей младшего возраста: от 0 до 9 лет. В рамках занятий дети знакомятся с фиолетовым медвежонком Бадди, символом программы, говорят о проблеме буллинга, обсуждают чувства и переживания друг друга, учатся проявлять заботу и внимание по отношению к окружающим. Программа уже показала себя как эффективный способ предотвращения травли в школе, а 98 процентов учителей, работавших по этой программе, готовы рекомендовать ее остальным.

Совместное обучение

Еще один прием, который используется в датских школах для развития эмпатии у детей — это смешанные коллективы, в которых учатся дети с самыми разными сильными и слабыми сторонами. У каждого свои таланты — ребенок, преуспевающий в математике, может не справляться с физкультурой, и наоборот. Цель совместного обучения заключается в том, чтобы научить детей видеть сильные стороны друг друга и поддерживать одноклассников, которые хуже справляются с какими-то предметами. Дети, которые хорошо успевают по одним предметам, помогают тем, кто справляется с этим хуже, и получают помощь от других по тем вопросам, которые сложно даются им самим. Так они могут попробовать себя во всех ролях и научиться лучше понимать других людей.

Все эти меры помогают повысить эмоциональный интеллект детей и научить их эмпатии с самого раннего возраста. Как результат, дети с более высоким уровнем эмпатии вырастают успешными руководителями, предпринимателями и менеджерами. В школах становится меньше травли и конфликтов, а детям проще строить и поддерживать крепкие отношения со сверстниками и другими людьми. Начиная с простых карточек и разговорах о чувствах, датские дети вырастают в счастливых и уверенных в себе взрослых — кажется, это то, чему многим из нас еще не поздно поучиться.

Материалы по теме
Интересное
Разбор
Сказочники-рекордсмены
Разбор
«Основная идея в том, чтобы никого не заставлять»
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.