В Дании детей учат эмпатии начиная с детского сада — рассказываем, как это происходит

В Дании детей учат эмпатии начиная с детского сада — рассказываем, как это происходит - слайд

© Лиза Стрельцова

Отличные методы, которые всем стоит взять на заметку

На протяжении последних семи лет Данию признают самой счастливой страной мира. Кроме этого Дания славится комфортными условиями для жизни родителей с детьми, а также своим подходом к обучению детей. Так, например, в датских школах есть уроки эмпатии — и по ним надо даже домашку делать. Рассказываем, как маленьких датчан учат эмпатии, и к чему это все приводит.

Мы часто говорим о том, как важно развивать эмоциональный интеллект, эмпатию и саморегуляцию — это полезно для психологического здоровья человека, а еще помогает ему строить здоровые отношения с другими людьми, достигать своих целей и быть счастливее. В Дании вопрос эмоционального развития решили не пускать на самотек, а потому уже начиная с детского сада датские дети изучают эмоции, учатся их распознавать, доносить их до окружающих и поддерживать друг друга. И вот, как они это делают.

Карточки с эмоциями

Начиная с детского сада и начальных классов, дети участвуют в программе Step by Step. В рамках занятий детсадовцам показывают карточки, на которых изображены дети, переживающие различные эмоции: грусть, страх, злость, раздражение, радость, и так далее. Затем учащимся предлагают обсудить, какие эмоции испытывают изображенные на карточках люди, дать им названия и рассказать, что эти эмоции значат для них лично. При помощи таких упражнений дети учатся распознавать эмоции — свои и других людей, считывать разные выражения лица и эмпатичнее относиться к окружающим. Важно еще то, что на таких занятиях нет места осуждению или разделению эмоций на «правильные» и «неправильные» — дети изучают их безоценочно.

Набор чувств и эмоций

Еще один метод, который используется в датских школах называется CAT-kit и представляет собой специальный набор, состоящий из карточек, на которых изображены эмоции (в виде рожиц), линейки, которая позволяет измерять интенсивность эмоций, и схемы тела, чтобы отслеживать и отмечать физические проявления тех или иных чувств. При помощи такого набора дети учатся лучше понимать свои эмоции, оценивать их и замечать взаимосвязь между определенными эмоциями и своим самочувствием. Изначально он разрабатывался для того, чтобы помогать детям с расстройствами аутистического спектра, взаимодействовать с окружающими, но теперь широко применяется и среди нейротипичных детей.

Антибуллинговая программа

Помимо прямого обучения эмпатии и развития эмоционального интеллекта, датские педагоги реализуют масштабную антибуллинговую программу, разработанную Фондом принцессы Мари. Программа действует уже более 13 лет и направлена на детей младшего возраста: от 0 до 9 лет. В рамках занятий дети знакомятся с фиолетовым медвежонком Бадди, символом программы, говорят о проблеме буллинга, обсуждают чувства и переживания друг друга, учатся проявлять заботу и внимание по отношению к окружающим. Программа уже показала себя как эффективный способ предотвращения травли в школе, а 98 процентов учителей, работавших по этой программе, готовы рекомендовать ее остальным.

Совместное обучение

Еще один прием, который используется в датских школах для развития эмпатии у детей — это смешанные коллективы, в которых учатся дети с самыми разными сильными и слабыми сторонами. У каждого свои таланты — ребенок, преуспевающий в математике, может не справляться с физкультурой, и наоборот. Цель совместного обучения заключается в том, чтобы научить детей видеть сильные стороны друг друга и поддерживать одноклассников, которые хуже справляются с какими-то предметами. Дети, которые хорошо успевают по одним предметам, помогают тем, кто справляется с этим хуже, и получают помощь от других по тем вопросам, которые сложно даются им самим. Так они могут попробовать себя во всех ролях и научиться лучше понимать других людей.

Все эти меры помогают повысить эмоциональный интеллект детей и научить их эмпатии с самого раннего возраста. Как результат, дети с более высоким уровнем эмпатии вырастают успешными руководителями, предпринимателями и менеджерами. В школах становится меньше травли и конфликтов, а детям проще строить и поддерживать крепкие отношения со сверстниками и другими людьми. Начиная с простых карточек и разговорах о чувствах, датские дети вырастают в счастливых и уверенных в себе взрослых — кажется, это то, чему многим из нас еще не поздно поучиться.

Материалы по теме
Интересное
Развитие
Объясняет Юлия Марышева, руководительница программ Мемориальной синагоги Российского еврейского конгресса
Развлечения
Для тех, кому наскучила диснеевская анимация
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.