Спортивный центр #Tagsport открылся давно, но уже входит в десятку самых успешных детских проектов города.
Определяется это просто – дети бегут на тренировку, как на праздник, а их родители полностью доверяют тренерам. Важно и то, что наравне со всеми в группах по футболу и капоэйре занимаются дети с особенностями развития. О том, как научить любого ребенка любить спорт, рассказывает один из основателей центра Владимир Долгий-Рапопорт.
Зимой 2012-го года мы с моим другом Сашей Борзенко организовали две детских футбольных группы, старшую и младшую, в помещении школьного спортзала. Мы создали ее для себя и для друзей просто потому, что хотели обучить своих детей футболу и нам не нравилось, как это происходит в секциях. Там из детей всегда пытаются сделать профессионалов, тогда как реально это нужно единицам. А вот просто играть в футбол нужно всем — и мальчикам, и девочкам.
Да, у нас смешанные группы. Причем, девочек в младшей группе – примерно треть. В группе 5-7 лет их чуть меньше, но тоже прилично — около 25%.
В представлении большинства родителей, футбол – чисто мужская игра с жесткими правилами и со строгими тренерами. Как-то сложно представить девочек в таких условиях. У вас есть какая-то программа тренировок или дети просто приходят и играют, а вы руководите процессом и направляете их?
Конечно, у нас есть план тренировок, причем достаточно жесткий. Нам помогала его разработать наша незаменимая тренер Алла Филина, супер-профи в области методологии футбола. Очевидно, что программа становится более сложной с ростом детей. Но наша идея заключается совсем не в этом. Мы смотрим на нашу работу с детьми под другим углом.
Мы хотим сначала показать детям, что футбол или другой вид спорта — это весело и круто, а потом уже кто-то из них решит, что готов жизнь положить на то, чтобы играть на профессиональном уровне, а кто-то просто будет ходить к нам в свое удовольствие и для общего развития. Это касается в первую очередь родителей и их амбиций.
У нас есть младшая группа для детей от 2 до 5 лет. Занятия в ней, конечно, мало напоминают классические футбольные тренировки. Но и там уже есть своя методика, есть определенные установки, есть рост мастерства у детей, но он очень медленный и плавный. Наша задача заключается скорее в том, чтобы дать детям понять, что такое мяч и как с ним обращаться.
Есть также группа от 5 до 7 лет. Там уже идет серьезная работа с мячом, но это все равно еще веселье.
И есть группа 7+, в которую ходят школьники примерно до 14 лет. Потому что после 14 никого ничему научить всерьез уже нельзя. Да, понятно, когда наши 12-летние дорастут до 15, мы продолжим их учить, но брать 15-летнего в детскую группу уже не имеет смысла. Это, в общем-то, уже взрослый человек, у него уже есть свое представление о жизни и его сложно переучивать.
А нет ли в разновозрастной группе конфликтов, когда старшие как-то притесняют детей помладше и послабее или смеются над ними?
Наоборот, в этом как раз весь фокус. Из-за того, что в группе есть одновременно старшие и младшие ребята, есть девочки и мальчики, кто-то умеет играть хуже, кто-то лучше, это позволяет детям получить навыки именно командной игры. Дети учатся помогать друг другу во время тренировки ради успеха всей команды. Когда в группе мальчики одного возраста и уровня, начинается борьба за лидерство. А нам важнее, чтобы дети научились играть в команде. Потому что футбол — именно такой вид спорта, где выигрывает не один человек, а целый коллектив.
Спортивной инфраструктуры и тренеров не хватает дико. То, что есть, крайне низкого качества. Если мы говорим про современные виды спорта, которые детям особенно интересны,— экстремальный спорт, велосипеды, то эта область в городе, как ни странно, не развита совершенно. Да, сейчас в парках что-то строится, но это только началось, а сколько продлится – неизвестно. Зайдите в любой двор. В лучшем случае там есть какая-то коробка, но это ерунда. Должно быть несколько разных тренажеров и площадок в каждом дворе. Ребенок должен выходить на улицу и заниматься спортом.
Это работает очень просто. Нужны всего лишь две вещи. Во-первых, построить спортивные площадки, на которых тут же начнут играть дети. Дальше туда будут приходить те, кто уже что-то умеет, и на своем примере учить ребят. И все само образуется.
Во-вторых, нужно что-то делать с физкультурой в школе. То, что происходит на уроках физкультуры, просто ад. Никакие советские нормы ГТО, которые снова вводятся в нашу систему образования, не помогут исправить ситуацию. Учить детей спорту просто некому. В регионах получше с учителями физкультуры, в Москве совсем все плохо.
Мы проводили недавно тестирование старшей футбольной группы (в среднем там 11-летние ребята). Один ребенок подтянулся пять раз, остальные — в лучшем случае два. Бегают медленно. В баскетбол никто играть не умеет. Ладно, не умеют играть в футбол — в школах не всегда играют в футбол, но во что-то же они должны играть! Мы в школе играли всегда в баскетбол, волейбол и другие командные игры. Что они делают на уроках физкультуры, я не знаю.
Мы планируем открыть свою школу тренеров. Среди них пока встречается два типа людей. Те, кто прошел через профессиональную тренерскую школу и у кого соответствующий подход к работе с детьми, в большинстве случаев не учитывающий их интересов и особенностей детской психологии. Он нужен только тем, кто хочет быть профессиональными спортсменами, но не большинству. Это не значит, что эти люди - плохие специалисты. Есть очень талантливые преподаватели, но они нужны для другого. И второй тип – это физкультурники, которым быстро все надоедает в их работе.
Наш подход – не ноу-хау, но сейчас сложно найти такое место в городе, куда вы можете отдать ребенка просто попробовать какой-либо вид спорта. Мы сознательно первое занятие сделали бесплатным. Не в целях привлечения большего количества клиентов, а по другой причине. Ребенку нужно сначала попробовать и понять, его этот спорт, тренер или место или не его. Понравится – пусть ходит, не понравится – пусть пробует соседнюю секцию.
У вас наравне с обычными детьми футболом и капоэйрой занимаются дети с особенностями развития. Расскажите, как вам удается использовать инклюзивный подход в вашей работе? Вы изначально планировали приглашать таких деток?
Мы не планировали специально создавать группу с инклюзивным направлением. Все вышло само собой. Родители особенных детей просто пришли к нам – узнали о #Tagsportот знакомых, по сарафанному радио. Они рассказывали, что долго искали место, где их дети могли бы заниматься спортом вместе с обычными детьми. Но часто тренеры были не готовы их принять. Просто обычно любой диагноз у ребенка пугает преподавателей.
Шесть. Это немного, но дело в том, что у тренера в группе может быть не больше двух таких детей. Им ведь нужно уделять особое внимание во время занятия. Но вот наш великолепный тренер по капоэйре Таня прекрасно справляется с этой задачей. Саша и Володя тоже отлично ладят с особенными детьми. Нам очень повезло с тренерским составом.
Много детей, например, с аутизмом, ходят с родителями. Но постепенно дети привыкают к нам и к другим ребятам, перестают бояться. Часто как раз родители опасаются отпускать их одних, потому что изначально уверены, что ребенок поведет себя не так. Но у нас все дети ведут себя немного «не так», потому что чувствуют себя здесь достаточно свободно, мы им доверяем и не очень «давим» дисциплиной.
Володя, расскажите об инклюзивной программе #Tagsport с точки зрения тренера. Насколько сложно справляться с особенными детьми в группе? Как это работает?
В. Д-Р: Ну, вот есть у нас, к примеру, Тема с аутизмом. Ему никакие специальные люди не нужны. Но ему нужно, чтобы его все время вовлекали в общий процесс тренировки. А это довольно долгий и кропотливый процесс. Он недавно месяц пропустил по болезни. Пришел – и все с самого начала. Сначала он отвлекается на все. Потом гораздо реже выпадает из игры — раз в пять минут. И это уже большое достижение. А есть дети, которым нужна постоянная поддержка. И на это у нас пока просто физически не хватает ни сил, ни времени.
Но мы будем брать где-то с сентября специального тренера или даже группу специалистов, которые будут заниматься с особенными детьми.
Дети видят в них других детей. Когда к нам впервые пришел глубокий аутист, который вообще не разговаривал и почти не реагировал ни на что, только изредка произносил звуки, и я стал с ним говорить, ко мне подошел мой сын и сказал: «Папа, он тебя не понимает, у него просто другой язык».
Все дети живут в своем мире, который каждый день меняется. Сегодня туда встроился айпад, завтра – самолет, например. Они понимают, что каждый день могут узнать что-то новое и поэтому спокойно относятся к необычному. Когда они видят ребенка, который ведет себя немного иначе, они понимают, что такое тоже возможно. А вот гнобить или смеяться над особенными людьми начинают уже в старшем возрасте. Берут пример со взрослых.