ФК «47 в игре»
Пока чемпионат Европы по футболу в самом разгаре и во дворах гоняют мяч новые Погба и Роналду, для детей с особенностями развития футбол все еще остается недоступной роскошью. Мы поговорили с Юрием Видакасом, сооснователем футбольной академии «47 в игре», где занимаются дети с синдромом Дауна, о том, как это изменить.
Юрий Видакас (справа) и Павел Путинцев
Сооснователи проекта
Идея проекта возникла у нашего тренера и сооснователя Павла Путинцева. Он посмотрел ролик блогера Евгения Савина про футбол для людей с особенностями развития. И понял, что на самом деле почти никто этим не занимается. Мы решили попытаться это изменить и сделать что-то в этой области. Так появилась идея создать футбольную академию для людей с синдромом Дауна.
Мы обратились в петербургский «Даун-центр» и попросили помочь нам организовать первую тренировку. И сразу же поняли, что это будет очень сложно.
Но энергия, которая исходила от детей, помогла нам убедиться в правильности идеи. Уже вечером после первой тренировки мы поняли, что скучаем по детям.
Название выбирали очень долго. У нормотипичных людей 46 хромосом, а у людей с синдромом Дауна — 47. И мы вспомнили такой футбольный термин «вне игры» и поняли: ведь особенные дети тоже часто остаются вне общества. Это надо менять! Они должны быть в игре.
Люди в обществе сегодня очень по-разному смотрят на проблемы детей с особенностями развития. У Павла был знакомый, который в общении казался вполне приятным человеком. Но когда он побывал на нашем турнире и увидел детей в игре, то спросил:
«Почему они не сидят за закрытыми дверями, зачем их вообще выпускать в общество?» Больше мы с ним не общались.
Больше всего преград для социализации создает само общество. Если вы когда-либо общались с детьми с синдромом Дауна, то знаете, что они тянутся к людям, они абсолютно открыты к общению, готовы к социализации. Но пока не готово общество.
Второй пример — мы подавали заявку в любительскую футбольную лигу. До определенного момента все было хорошо, пока мы не сказали, что хотим заявить в команду человека с синдромом Дауна
Организаторы нам отказали, причем объективно обосновать свой отказ не смогли.
Тогда мы сказали, что отзываем заявку. Буквально через два часа нам перезвонили и кстати сказали, что «готовы на такое пойти». Мы согласились и именно после этого турнира на наш проект стали обращать внимание.
О нас стали писать медиа и огромное количество людей и организаций предложили нам помощь. Написал даже бармен, который очень хотел познакомиться с нашими ребятами и предлагал научить их делать коктейли, хотя понимал, что это вряд ли им пригодится в жизни.
Но здесь надо понимать одну важную вещь — люди писали и спрашивали как помочь, хотели сделать пожертвование. Но у нас частная академия, и мы не собираем деньги. Мы хотим, чтобы к нам относились как к коммерческому проекту.
Потому что наша конечная цель — построить инклюзивный спортивный комплекс, где ребята с синдромом Дауна смогут работать и сами зарабатывать.
Мы хотим, чтобы компании начали нанимать людей с синдромом Дауна на работу. Это будет лучшая помощь.
Мы берем в академию детей с девяти лет, а верхней возрастной планки у нас пока нет. Самому старшему нашему игроку сейчас 31 год. Тренировки нацелены на развитие футбольных навыков, потому что наша задача — действительно сделать футболистов из людей с синдромом Дауна, мы очень серьезно к ним относимся.
Детей мы делим на две группы: тех, кто немного отстает, и тех, кто хорошо справляется. С каждой группой работают по два тренера, а скоро к нам присоединится еще и тренерка, которая заканчивает РГПУ имени Герцена, она будет заниматься с детьми общей физической подготовкой.
Мы стараемся искать баланс — у нас есть и игровые тренировки, и занятия на выносливость, и теория: тактика, стратегия, разбор ролей и позиций на поле. Все как в настоящем футболе, мы не меняем и не адаптируем правила.
Гордость нашей тренировочной базы — дорогостоящая датская система Goal Station. Специальные датчики отслеживают игровое мышление: скорость принятия решения, позицию на поле, реакцию, точность удара. Потом по собранным данным мы понимаем, над чем стоит еще потрудиться.
Мы как тренеры тоже постоянно получаем дополнительное образование — недавно получили его в сфере адаптивной физкультуры, совсем скоро будем проходить обучение в РГПУ имени Герцена.
Сейчас мы ведем переговоры по поводу тренерской стажировки с португальским «Порту», у которого, пожалуй, одна из самый сильных тренерских школ в мире, и петербургским «Зенитом». «Зенит» уже позвал нас к себе на сборы, сейчас мы как раз тренируемся на базе чемпионов России с академией клуба. Совсем недавно нам подарили билеты на Евро-2020 и всех ребят, кто занимается у нас мы водили на игры. То есть мы строги в тренировках, но стараемся радовать наших игроков разными активностями.
Мотивация родителей, которые приводят к нам детей, очень разная. Когда мы готовились к открытию, то, казалось, предусмотрели все сценарии поведения родителей, их сомнения и страхи. Но на практике оказалось, что есть родители, которые мешают развитию своих детей.
У нас был случай, не связанный напрямую с футболом. «Даун-центр» делал прекрасный проект — подопечные становились на один день помощниками какого-то известного человека из определенной сферы. Один из ребят, который у нас занимается, стал помощником шеф-повара большого ресторана. Прекрасно справился и спросил в конце дня — можно ли ему прийти завтра. Шеф-повар в ответ пригласил его на работу, сказал, что они готовы платить зарплату, график будет индивидуальный. Ребенок был в восторге.
Но родители сказали — никакой тебе работы, ехать от дома слишком далеко, возить тебя некому.
И в целом мы замечаем вот такую реакцию: непонимание, нежелание менять привычный уклад жизни, недоверие и отказ принять, что можно что-то изменить в принципе, у родителей старшего возраста.
Другой пример. Мы говорим родителям талантливого игрока: мы едем в Европу на футбольный турнир, ваш ребенок нам очень нужен. Пусть он ходит к нам, мы дадим ему контракт футболиста, будем сами возить, будем платить зарплату, обеспечим формой, отрегулируем тренировочный процесс, купим билеты.
Ответ был такой: нет, этим летом он поедет к бабушке на дачу копать картошку.
После таких ответов опускаются руки. Но есть, конечно, родители (обычно помоложе), которые помогают нам. Они понимают, что у ребенка может быть совсем другая жизнь. И сами дети уже привыкают к академии и к клубу, к эмблеме, они празднуют, например, как все футболисты — целуют эмблему клуба, они с радостью бегут на тренировку, родители их поддерживают. Такие примеры, наоборот, вдохновляют нас.
Я с детства болею за амстердамский «Аякс». Когда я побывал на стадионе клуба, то просто прилип к сетке, которая отгораживает трибуну от поля, и смотрел, как тренируется вторая команда клуба, причем я знал там каждого игрока. Для меня это был один из самых ярких дней в жизни.
Я бы очень хотел, чтобы наши ребята тоже побывали на этом стадионе.
Кумиром назову Эдгара Давидса, который в свое время просто «выжигал» центр поля в таких клубах как «Аякс» и «Барселона», при росте всего в 169 сантиметров. На поле он играл в специальных очках, что придавало ему еще более грозный вид.
Наш тренер и сооснователь проекта Павел Путинцев тоже любимым игроком назвал голландца — Йохана Кройфа, который на поле с блеском реализовал идею тотального футбола: когда игроки прямо по ходу матча менялись позициями. Иронично, что Павел болеет за мадридский «Реал», а Кройф играл за «Барселону», их непримиримого соперника.
Наши спортивные планы — стать лучшими в футболе среди людей с синдромом Дауна сначала в России, потом в Европе и в мире. А медийная цель — изменить отношение к социальным проектам и показать, что они могут быть самодостаточными, что они могут привести к тому, что подопечные таких проектов начнут сами зарабатывать и обеспечивать себя.
Еще мы хотим создать собственный турнир. А на зимние сборы отправиться в одну из теплых стран, сейчас ведем переговоры с несколькими организациями.
Нам очень нужна скаутская помощь. Люди, в частности дети, с синдромом Дауна могут не обращаться за помощью ни в какие официальные структуры, особенно в регионах, о них может никто и не знать.
А ведь это может быть очень талантливый игрок и мы хотим находить таких детей и вместе менять их будущее.
Если вы знаете кого-то, кто мог бы стать частью нашей команды, напишите нам.
Мы уверены, что футбольный матч детей с синдромом Дауна абсолютно точно может собрать аудиторию. Конечно, мы не говорим о полных стадионах, как в спорте высших достижений. Но уже сейчас мы думаем, если правильно организовать турнир, на него придут несколько сотен болельщиков. А дальше, мы уверены, — больше.
Подписывайтесь
на наш Telegram