Мощная и очень грустная история, которая произошла на самом деле.
На днях на Netflix появился сериал Unbelievable («Невероятное») — он рассказывает историю 18-летней девушки, в чью квартиру вломился насильник в маске. Она тут же заявила об изнасиловании в полицию, но после череды мучительных и унизительных допросов оказалось, что ей никто не верит. В итоге девушка забрала заявление, чем еще больше подтвердила сомнения следователей, и получила реальный штраф за «ложный донос». И только время спустя, после того, как изнасилования с похожими обстоятельствами стали повторяться, полицейские занялись этим делом.
Тем, кто кричит «а почему она не заявила сразу», нужно просто посмотреть первые 20 минут сериала. Там отлично показано, как безумно тяжело женщине, подвергшейся сексуальному насилию, отвечать сначала на вопросы мужчин-полицейских, потом нужно то же самое рассказать врачам, медсестрам во время медосмотра, затем — работникам соцслужб. Тут нет сочувствия, нет деликатности — только холодные факты, когда тебя заставляют вспоминать травмирующие события снова и снова в мельчайших подробностях. А после тебе могут сказать, что ты говоришь неправду.
Героиня сериала — 18-летняя Мэри — сирота. В семью своей последней опекунши она попала, когда ей было 16. В детстве с ней уже происходили травмирующие события. Все это кажется полицейским достаточным основанием для лжи. Более того, даже приемная мать девушки в какой-то момент говорит: «Ну, теоретически она могла спутаться с каким-то парнем, может, у него были ее голые фотки — вот все это и произошло». Поразительно, но женщину можно обвинить во лжи на том простом основании, что она женщина! «Выросла без родителей», «была неуравновешенным подростком» или «шла в короткой юбке» или «сама пошла в гости». Выходит, дело полиции — защитить насильника от слов жертвы, а не наоборот! Это поразительная игра сознания, но она работает почти каждый раз в подобных ситуациях. Жертве еще надо доказать, что она пострадала — и ей, морально (и физически) раздавленной, приходится из последних сил отстаивать свое право на защиту. Причем, без какой-либо психологической и моральной поддержки.
Фильм основан на реальных событиях — все это происходило на самом деле и сначала было изложено в статье-расследовании, затем эта статья получила Пулитцера, а после превратилась в настоящую книгу. Наверное, никогда переживания жертвы изнасилования не были показаны так просто и одновременно так правдиво. Тут нет криков и истерики — есть только тяжелое мрачное переживание, стыд и мучительное недоверие окружающих, пережить которое порой еще труднее, чем воспоминания о насилии.