Если розыгрыш, то не смешной
В середине октября американский твиттер вскипел возмущением из-за матери, которая призналась в том, что жестоко наказывает своего ребенка за отсутствие аппетита: она сжигает коллекционные карточки с покемонами.
Позже она попыталась заявить, что ее пост был просто шуткой, но часть комментаторов ей не поверила, а часть осудила за выбор темы для розыгрыша.
Допустимо ли уничтожать вещи ребенка в качестве наказания? Если ребенок мало весит, повод ли это для пищевого насилия? Можно ли шутить на такую тему среди людей, которые переживали схожие детские травмы? Разберемся в истории сжигательницы покемонов.
Пользовательница с ником @LizMair написала: «Мне приходится сжигать коллекционные карты с покемонами, если мой сын не делает то, что должен. А должен он есть. Он вернулся домой, не съев свой школьный ланч? Карточка сгорела. Он слишком мало съел за ужином? Карточка сгорела. Имейте в виду, что ему семь лет и при росте в четыре фута и шесть дюймов (137 сантиметров — прим. ред.) он весит меньше 55 фунтов (25 килограммов — прим. ред.). Ему определенно нужно набрать вес, желательно за счет мышечной массы».
Наверное, мы все помним, как обидно бывает, когда тебе угрожают выбросить твои вещи, если ты их не приберешь на место. Или когда говорят: «Не исправишь оценки в школе — подарим твой велосипед двоюродному брату». Угроза уничтожения или передачи любимых вещей более достойному — один из нечестных родительских приемов. Но многие так делали и продолжают делать.
Этот крайне странный воспитательный метод родители применяют от отчаяния и незрелости. Родителем, выкидывающим на помойку какую-нибудь умную колонку, движет желание отомстить ребенку за свои негативные переживания и вызвать его отклик. Поэтому под угрозой всегда оказываются ценные для ребенка вещи, а не какая-нибудь подушка или носки.
Психологи, например Юлия Гиппенрейтер, часто советуют родителям наказывать ребенка, лишая его хорошего, а не делая ему плохое. Но имеются в виду не хорошие вещи, а переживания: урезать экранное время, а не выбросить компьютер.
В случае с @LizMair, действия родительницы стоит признать особенно жестокими, потому что она уничтожает не просто нечто важное для ребенка (что уже плохо), а разрушает его коллекцию. «Покемон» — это коллекционная карточная игра. Каждую колоду игроки собирают сами, покупая наборы карт (сеты), дополнительные мини-наборы (блистеры и бустеры), выменивая карты друг у друга или ища объявления о продаже в интернете. Некоторые карточки стоят весьма дорого, являются ценными или вообще уникальными. А мама с легкостью сжигает их за недоеденный полностью ужин. Ребенок постоянно находится в состоянии стресса из-за того, что его вещи уничтожаются, и не за один присест, а в течение какого-то промежутка времени. Велосипед можно отдать только один раз, умную колонку выкинуть в мусоропровод дважды не выйдет, а в колоде «Покемона», в зависимости от сета, может быть, к примеру, 164 карты (не считая дублей, которые еще не нашли себе нового хозяина).
Среди возмущенных комментаторов под постом нашелся один молодой человек, который, из-за точно такого же поведения отца, был вынужден выложить немало денег за услуги психотерапевта. Его отец жег карточки с покемонами в качестве наказания или продавал, чтобы купить наркотики. Знаете, к чему это привело? Этот парень лет десять скупал такие карты и не мог остановиться. Он очень переживал за свои коллекции. Он не доверял своим подругам: а вдруг они тоже что-то испортят? И с этой проблемой он долго не мог справиться даже при поддержке профессионального терапевта.
Еще больше пользователей Твиттера возмутило то, за что так наказывают ребенка. Многие писали, что как-то бы поняли, если бы карточки жгли за опасное поведение или жестокость по отношению к окружающим. Но аппетит?
У сына @LizMair при этом нет проблем с весом, он вписывается в нормы для детей своего возраста. Просто его мать хочет, чтобы он был чуток мускулистее и тяжелее. Видимо, она боится, что в школе ребенка будут считать хлюпиком другие мальчики, но это же не повод формировать у него в семилетнем возрасте расстройство пищевого поведения!
А именно к этому приводит пищевое насилие — к нездоровым отношениям с едой. Если у ребенка серьезные проблемы с аппетитом, его нужно показать врачу, проконсультироваться насчет его диеты, здоровья, распорядка дня, а не уничтожать его любимые вещи. Он, может быть, болен и ему не очень хорошо, а за это его коллекцию медленно сжигают. Ужас же. Вот и пользователей Твиттера это возмутило.
Сраженная огромным количеством отрицательных комментариев @LizMair написала еще один твит вдогонку: «Этот сайт становится реально скучным. Я начинаю думать о том, чтобы писать заведомо сумасшедшие и оскорбительные твиты, просто чтобы снова оживить это болото».
Пользователи не оценили и этот пост. Небольшая часть комментаторов, конечно, с облегчением вздохнули: «Фух, какое счастье, что эта дичь — неправда». Но другие заявили, что не верят в то, что автор просто всех разыграла. «Если бы я была абьюзером и хотела рассказать, как над кем-то издеваюсь, я бы тоже представила это как шутку», — написала одна женщина. Многие справедливо заметили, что для пранка там многовато подробностей: рост, вес, возраст мальчика, его коллекционная колода.
Даже если это шутка, она слишком глупая, жестокая и не смешная, — считает третья, и довольно большая, группа пользователей. Они пишут, что использовать для привлечения внимания рассказ о мнимом издевательстве над ребенком — это низость. Многие переживали в детстве схожий опыт, связанный с уничтожением их любимых вещей или насильным кормлением. И их этот пост настолько затронул, что они предложили обратиться в социальные службы, занимающиеся защитой детей.
Стали ли социальные службы проверять, не обращается ли женщина плохо с сыном, неизвестно. Вероятность этого достаточно высока, потому что автор собрала под исходным твитом 8830 комментариев, а ретвитнули пост 223 раза.
Как бы то ни было, @LizMair больше не возвращалась к теме воспитания детей, по крайней мере, в своем Твиттере.
А мы напоминаем, что насилие над детьми, хоть физическое, хоть психологическое — вещь недопустимая. Если вам так уж хочется наказать ребенка, для этого есть действенные, ненасильственные методы. Для коррекции пищевого поведения ребенка существуют методики — и сжигания вещей среди них не замечено.