Домашнее обучение: 6 типов детей, которым оно точно подходит

Домашнее обучение: 6 типов детей, которым оно точно подходит - слайд

Отрывок из новой книги «Жизнь без школы».

В издательстве «Альпина. Дети» вышла книга Лейлы Сазонтовой с подробным рассказом о том, как устроено семейное образование, и множеством историй реальных родителей и детей, которым удалось организовать хоумскулинг. Лейла — журналист и консультант по вопросам семейного образования, ее сын также учится дома — так что, она охотно делится наработанным опытом. Мы публикуем главу, объясняющую, каким детям точно может подойти домашнее обучение.


Каждый родитель, кто хоть раз задумывался о семейном образовании, наверняка задавал себе вопрос: «А подойдет ли это моей семье? А справится ли мой ребенок?»

Я часто говорю о том, что хоумскулинг — это задача, у которой нет правильных решений. В каждой семье свой подход, чаще удачный, реже — не очень. Поэтому очень сложно ответить на вопрос, справитесь ли вы с внезапно обретенной свободой или предпочтете проторенную дорожку и вернетесь в школу.

В определенном смысле семейное образование — это одни сплошные каникулы. Не потому, что можно ничего не делать, а потому, что и ребенок, и родители (в особенности если жизнь без школы началась с первого класса) вырабатывают собственный распорядок и ритм. Уроки, перемены и звонки становятся неким атавизмом. Чтобы с умом воспользоваться свободным обучением, нужно понимать все плюсы, которые оно может дать. Поэтому я составила список тех, кому хоумскулинг точно подойдет.

Дети, отстающие от программы.

Моя мама, которая работает завучем в муниципальной школе третий десяток лет, убеждена в том, что по-настоящему необучаемых детей очень мало. Я не знаю ни одного случая, чтобы она поставила двойку, если ученик приложил к выполнению задания хотя бы минимальные усилия. Так вот, двоечников у нее нет, ведь двоечники, по сути, — это те дети, к чьей голове учителя (и родители!) не подобрали ключ.

Хоумскулинг, предполагающий индивидуальный подход, при должном старании поможет найти этот самый ключ и — в качестве бонуса — повысить успеваемость.

Вундеркинды.

Казалось бы, категория, противоположная предыдущей, но на самом деле проблема та же: ключ не найден, и попытки его найти даже не предпринимались. Ребенок учится, оценки хорошие домой приносит, что еще нужно? А самому ребенку тем временем смертельно скучно в школе: он и по математике давно дроби освоил вместо положенного сложения в столбик, и вместо изучения простых тем по окружающему миру давно готов ставить опыты по химии и эксперименты по физике. Семейное образование не загоняет в подобные рамки, позволяя учиться в комфортном темпе, обгонять программу или чуть-чуть от нее отставать (мудрый родитель знает: в этом нет ничего страшного, на велосипеде тоже можно научиться ездить и в три года, и в десять).

Дети, имеющие проблемы со здоровьем.

Здоровье — главное, и школа его не прибавляет. Это аксиома. Мой ребенок каждый день тратил на дорогу в школу три часа, а по вечерам учил уроки: времени на прогулки у него не оставалось. В итоге он очень быстро превратился из здорового и веселого мальчишки в сонного и пассивного. Это стало одним из решающих аргументов в пользу того, чтобы забрать документы из школы. У Левы хорошее здоровье, а что говорить о тех, кого природа им не наделила! У хоумскулеров же нагрузка по определению меньше: экономится время на дорогу до школы, не нужно носить тяжелый рюкзак (а он действительно очень тяжелый!), не нужно вставать в 6:45 после того, как накануне допоздна учили уроки. И если выбор стоит между сохранением здоровья ребенка и школьной социализацией, то он очевиден.

Дети без мотивации.

В школе большинству детей скучно. Я писала об этом не раз. Редкий ребенок понимает, что ему делать со всеми этими разрозненными знаниями и фактами, которые он приносит (если вообще приносит!) из школы. А для многих школа
не более чем ритуальное хождение туда-обратно с рюкзаком за плечами. Конечно, переход на семейное обучение не гарантирует появление мотивации. Но у родителей по крайней мере будет гораздо больше возможностей пробудить у ребенка интерес, показав, как знания о мире складываются в огромную целостную картину и как полученные навыки могут пригодиться в жизни, а не только на контрольных и при подготовке к ЕГЭ.

Путешественники.

Часто семью держит на одном месте только необходимость водить детей в школу. Но сегодня все больше и больше людей работают удаленно, не будучи привязанными к конкретному месту. Если вы относитесь к их числу, то почему бы вам не позволить и ребенку быть независимым и свободным. В конце концов, школа представляет собой куда меньшую ценность, чем опыт, который может получить ребенок, путешествуя вместе с родителями.

Те, кто точно знает, чего хочет.

В современном мире некоторые дети очень рано понимают, кем они хотят быть или чем заниматься. Я встречала десятилетних мальчиков, осваивающих учебники по химии за восьмой класс, и восьмилетних девочек, с легкостью справляющихся с программой пятого класса по математике. Семейное образование для таких детей — настоящая находка: в этом случае можно направить максимум усилий на то, что нравится, а не брести годами по программе вместе с ровесниками. Это касается и детей, серьезно занимающихся музыкой или спортом. Когда тренировки, репетиции, выступления и соревнования занимают бóльшую часть жизни, гораздо проще осваивать школьную программу по индивидуальному графику, а не разрываться на части.

А еще семейное образование с удовольствием выбирают семьи, в которых растет много детей. Такую закономерность я заметила до довольно давно, и мои знакомства с родителями-хоумскулерами только подтверждают это наблюдение. Одни многодетные семьи могут позволить себе жизнь без школы в силу того, что мама не работает и может полностью погрузиться в воспитание детей. Для других это выбор в пользу своего мировоззрения или вероисповедания. Для третьих это еще какие-то глубоко личные причины.

Вот что, к примеру, рассказывает мама пятерых детей Юлия Сивкова из Хабаровского края:

— Все мои дети получают образование в семейной форме. Интерес к теме семейного образования у меня возник, когда старшая дочь была в дошкольном возрасте. Я изучала вопрос с точки зрения права, так как в отношении других аспектов образования в семье сомнений у меня не было. Когда я только задумывалась о такой форме обучения, мне хотелось самой передавать свой опыт и знания ребенку. Мне хотелось учить. Но затем, по мере углубления в вопросы, связанные с развитием одаренности детей, менялись цели моего семейного образования.

Теперь это воспитание личности, способной генерировать идеи и мыслить нестандартно. Личности, имеющей общественно значимую жизненную цель и умеющей в соответствии со своей целью ставить задачи для ее реализации. Воспитание личности, обладающей высокой работоспособностью. Личности, способной создавать связи между людьми и сообществами. Поэтому я не преподаю своим детям, а организовываю процесс их образования таким образом, чтобы они максимально учились самостоятельно. Я лишь помогаю им выстроить свою персональную образовательную стратегию. А сам процесс обучения находится в зоне их личной ответственности.

Интересны мысли на этот счет другой моей доброй знакомой — блогера Даны Бар, которая живет в Канаде и воспитывает троих детей без школ и детских садов:

— Мне нравятся идеи самообеспечения, добровольной простоты и минимализма, сдержанности в потреблении и быту, экологичного существования. В таком же духе пытаюсь воспитывать и детей. К идее домашнего воспитания и впоследствии хоумскулинга мы пришли не сразу. В момент переезда из Израиля в Канаду сыну было около года, и, так как мужу пришлось переучиваться, а мне, соответственно, работать, мы устроили сына в сад, и наша жизнь пошла по накатанной миллионами людей дорожке. Однако чем старше становился сын, тем четче прорисовывалось осознание, что он совершенно не системный ребенок. На этом этапе я уже понимала, что жить можно и по-другому, но хорошенько изучить наши «опции» фантазии у нас все еще не хватало.

В 2008 году я начала работать из дома, и вот тут-то и стали в наши головы забираться всякие «крамольные» мыслишки. Когда сын оставался дома на каникулы и праздники, нам было так хорошо, что мы вообще перестали понимать, зачем куда-то бежать. Несмотря на это, еще почти год сын ходил в вальдорфский детский сад, где тоже не прижился и вылетел оттуда с треском за пару недель до рождения его первой сестры, мы наконец решили перейти к радикальным мерам и начали планировать домашнее обучение. В планах было попробовать один год, а потом «как пойдет». Ну, так и пробуем уже восьмой год.

А теперь вы спросите: «А есть ли те, кому семейное образование противопоказано?» Есть. Но не дети, а родители. Точно могу сказать, что пробовать хоумскулинг ни в коем случае не стоит равнодушным родителям, которые привыкли отдавать образование своих детей «на аутсорсинг». Отныне у вас не будет возможности обвинить в чем-то школу. Согласитесь, очень удобно говорить: «Мой Боренька по-английски и двух слов связать не может, чему его только в этой школе учат!» Или: «С таким учителем неудивительно, что Ксюша не может запомнить таблицу умножения». Я знаю, потому что сама работала в школе и паломничество недовольных родителей не прекращалось.

С таким учителем неудивительно, что Ксюша не может запомнить таблицу умножения

В общем, если вы сомневаетесь в том, что готовы взять на себя полную ответственность за образование и воспитание ребенка, наверное, хоумскулинг на данном жизненном этапе не для вас.

Это касается и родителей, чья работа связана с постоянными командировками или длительным пребыванием вне дома. Хоумскулинг требует большого внимания к ребенку и его образованию, а перекладывать ответственность на бабушек и дедушек вряд ли стоит.

Скажу так: семейное образование подходит родителям, не позволяющим душе лениться, внутренне активным и любознательным. Спасая ребенка от школы, вы заново окунетесь в мир знаний, в уравнения, опыты и правописание падежных окончаний. А еще откроете для себя много нового и интересного. Если чувствуете, что справитесь, то стоит попробовать. Но в любом случае, перед тем как принять окончательное решение, ответьте на некоторые непростые вопросы. Будьте откровенны сами с собой.

Материалы по теме
Интересное
Эта подборка книг издательства Самокат – о них, о героях без доспехов.
Развлечения
Мы решили присоединиться к традиции и отметить вместе с вами День Книги, вспомнив героев и героинь из сказок и легенд. Эти
->