«Это не поэзия, уберите от экранов детей!». Почему в увлечении рэп-баттлами нет ничего плохого

«Это не поэзия, уберите от экранов детей!». Почему в увлечении рэп-баттлами нет ничего плохого - слайд

Баттл между рэперами Оксимироном и Славой КПСС (Гнойным) уже неделю поддерживает градус кипячения разума у миллионов россиян. Ревнители древлего благочестия с перекошенными лицами вопят о «матерщине» и «деградации». Евгений Шаповалов начитался гневных отзывов родителей о поединке и объясняет, почему в увлечении ребёнком подобными схватками нет поводов для беспокойства.

Брюзжание о неблагозвучности имен и мнимой бессодержательности стихов рэперов до смешного похожи на благочестивый ужас обывателя перед панк-роком конца 70-х. Тогда лидер Sex Pistols Джон Лайдон взял псевдоним Rotten (собственно, «Гнойный»), дабы эпатировать мелкобуржуазного слушателя, изнеженного претенциозным арт-роком. Сегодня интеллигент, трясущий нотами Шнитке и кричащий, что «панк-рок – ненастоящая музыка!» вызовет гомерический хохот. Но потомки этих филистеров не стесняются махать томиком Игоря Северянина и скандировать «рэп - не поэзия», собирая одобрительные лайки.

Триггером немотивированной агрессии оказалось, что характерно, не содержание куплетов (в целом действительно порой весьма бестактных), а внешняя форма, антураж шоу «Версус» (площадки для рэп-баттлов, на стороне которой выступал Оксимирон). Тысячи людей уже пятый день ковыляют по форумам и тредам и растерянно-озлобленно кряхтят: «Не осилил дольше 30 секунд». И, оказывается, публику русского Ютуба до сих пор коробит от «мата», ей ненавистен вид ведущего Ресторатора на BMW, баттл причисляют к симптомам вырождения нации, и вообще «это не поэзия, уберите от экранов детей!».

Oxxxymiron (слева) и Слава КПСС/Гнойный (справа)

Между тем любой индивид с более крепкими нервами, способный посмотреть хотя бы 15 минут баттла, обнаружит, что поэзия – в самом традиционном, литературоведческом понимании – здесь сконцентрирована в самой густой пропорции. В течение часа с лишним дуэлянты разят друг друга отточенными рифмами , а мастерство их оценивается по количеству и качеству панчлайнов (короткая фраза, которая должна сильно задеть соперника) – которые есть ни что иное, как разновидности метафор, художественных образов, - тех самых, что полюбились нам в стихах Есенина и Маяковского.

Сам спор этих двух субъектов литературоцентричен, они спорят о поэзии друг друга, ее месте в мировом литературном процессе. Не забывая, впрочем, вплетать в нарратив личные счеты, претензии и изобличения в «зашкварах». Во втором раунде Гнойный начинает препарировать творческий метод Оксимирона и обвиняет его во вторичности – по отношению к Оруэллу и Замятину.


Это набор самых скучных клише, которые существовали в истории

Оригинальный сюжет – трагическая любовь посреди антиутопии

Такого уж ни у кого не было, да? Ни у Оруэлла, ни у Замятина

Это попсовый мотив, который ****** (надоел) уже окончательно.


Трудно вообразить, что может привлечь внимание современного тинейджера к прозе Замятина, не так ли? Оксимирон в пылу обличительного пафоса вообще пуляет в оппонентов целым стихотворением Гумилева «Слово», в одночасье взметнув поэта-акмеиста в топы неписаных школьных чартов.

Кстати, концептуальный альбом Оксимирона «Горгород», который атакует Слава Машнов (настоящее имя Гнойного, у которого еще с добрый десяток других псевдонимов), вообще полон метацитат, реминисценций и отсылок к многовековому культурному опыту человечества – от Библии и Толкина до Данте и Стругацких. Кто из читающих этот тест, к примеру, понимает выражение Окси «обречен, как Авессалом» без клика на Википедию? А теперь представьте, сколь познавателен этот опыт для школьников, составляющих изрядную долю его аудитории.

Баттл Oxxxymiron и Слава КПСС

Энциклопедичность Оксимирона, из каждого куплета которого торчат уши законченного им филфака Оксфорда, объясняет ажиотаж вокруг него. Словно Моисей, Окси вывел русскоязычный рэп из культурного гетто, расширив до безграничности круг тем, лексикон и в конечном счете – кругозор своих юных слушателей. Таким образом, Окси и Слава КПСС символизируют не «деградацию» рэпа, а наоборот – обретение им универсальной ценности, метаязыка, связующего эпохи и поколения.

Поэтому, если ваш ребенок, в отличие от вас, смог «осилить» целый час героического столкновения интеллектов в виде рэп-баттла, - его мозг, скорее всего, функционирует лучше вашего. Не волнуйтесь за его развитие и перестаньте стоять у него над душой с дискографией группы «Аквариум». The kids are alright.

Материалы по теме
->