Мы опаздываем в сад, а ребенок заупрямился и устраивает скандал. Что делать?

Мы опаздываем в сад, а ребенок заупрямился и устраивает скандал. Что делать? - слайд

© Depositphotos

Утренний кошмар каждого родителя.

Вам через пять минут выбегать, а ребенок все еще скачет в одном носке, злобно шмыгая носом, — знакомо, а? О, да, ужасно хочется повысить голос и сказать что-то вроде «делай так, как я говорю, — без разговоров, мы опаздываем!», но часто это приводит к еще большему протесту и слезам. Семейный консультант Нина Гофман в своем блоге разбирается, как вести себя родителям в такой ситуации.

Надо заметить, что утренние сборы — очень частая тема для обсуждений с родителями, с которыми я работаю. Утро — один из самых сложных моментов за весь день: мы спешим на работу, а дети не спешат собираться. Всем знакомо? Думаю, без исключения. Поэтому я решила сегодняшний пост посвятить именно этому времени суток.

Итак, нам уже пора выбегать, а ребенок вдруг обнаружил, что любимый красный свитер в стирке, уперся и устраивает скандал. Что делать?

Давайте рассмотрим это подробнее: вы начинаете одевать ребенка в сад, и тут оказывается, что любимый красный свитер отсутствует! Он, видите ли, грязный, в стирке. Что в этот момент видит\ думает\ чувствует ребенок? «Я же еще вчера совершенно конкретно себе представил, как одеваюсь утром именно в этот красный свитер!» Крах всех планов! Рыдания.

Что видит\ думает\ чувствует родитель? «Видите ли, из всех 20 имеющихся свитеров ему нужен именно тот, который в стирке! Как я должен был об этом догадаться заранее? Что же теперь делать? Ведь сейчас будет скандал, и мы опять опоздаем в садик, а я на работу!»

Уговоры не помогают (а кому они помогут в такой ситуации?), все на нервах, скандал неизбежен. Что же делать?

Начнем с самого базового. В первую очередь стоит рассмотреть режим утренних сборов в целом. По идее, за 5 минут до выхода ребенок уже должен был полностью готов. Максимум, что осталось сделать — надеть пальто и выйти из дома. То есть, стоит проверить, что у вас есть достаточно времени на сборы и оно логично распределено между всеми действиями. Вообще, необходимо, чтобы временем и динамикой сборов управляли родители, иначе дети берут это под свой контроль, при этом у них абсолютно другое ощущение времени, и они никуда не спешат, в отличие от нас. Проверьте, действительно ли вовремя вы будите детей, несмотря на то, что их очень жалко. Действительно ли вы сами встаете достаточно рано, чтобы реально было все успеть и выйти вовремя.

А что, если с планированием все хорошо? Тогда смотрим другую ситуацию. Вот ребенку 4 года, он уперся рогом и не желает надевать ничего, кроме одной единственной вещи, которая, конечно же, была вчера заляпана чем-то и надеть ее в таком виде невозможно. Тут важно знать, что ближе к четырем годам у детей развивается сценарное мышление. То есть, он уже может заранее представить себе как он подходит к шкафу, достает из него красный свитер и надевает его. Но при этом у ребенка все еще нет достаточной гибкости мышления: ладно, красный в стирке, надену синий (как мы обычно ребенку и говорим в такой ситуации). Для ребенка это настоящая неудача, потому что он себе что-то спланировал заранее, придумал, как все будет, и вдруг... Практически катастрофа, потеря контроля. Это как кнопку лифта собирался нажать, а тут этот папа...

А что же происходит с нами? Мы спешим, у нас стресс, на нас давит фактор времени. Мы хотим, чтобы все прошло гладко и чтобы все были готовы к выходу вовремя. Тоже сценарий, не так ли? Но, в отличие от ребенка, у нас таки есть гибкость мышления, мы лучше умеем менять планы спонтанно. Важно в первую очередь успокоить себя. Сделать пару глубоких вдохов и выдохов. Сказать себе: я справлюсь с этим, все будет нормально, самое страшное — опоздаем на несколько минут. Катастрофы не будет.

После того, как мы успокоили себя, у нас появляется возможность вникнуть в то, что происходит с ребенком. Мы говорим ему: я понимаю тебя, это так обидно, что нет красного свитера, ты же его так хотел, действительно, ужасно неприятно! Обидно, когда вещи происходят не так, как мы хотим. Давай думать, что делать сейчас. Давай прямо сейчас возьмем этот красный свитер и отнесем его в стиральную машину, чтобы завтра он точно был чистым. А теперь давай выбери один из этих трех.

Можно предложить выбрать свитер самый похожий на свитер его любимого героя из мультика. Или предложить выбрать, как он одевается: как зайчик, который быстро-быстро надевает свою мягкую шубку и на мягких лапках выходит из дома, или как крокодил, который, надевая свою зеленую шкуру, на всех злится и рычит.

Таким образом, игрой мы отвлекаем ребенка от его драмы и помогаем переключиться. Кроме того, мы учим ребенка выбирать из существующих в реале вариантов и показываем ему, что мир не рушится, даже когда мы очень разочаровались.

Материалы по теме
Интересное
Развлечения
Семейный гид по выставке
Психология
Подборка книг про взросление, проблемы в семье и отношения. А еще про любовь и дружбу.
->