«Мы просто разочаровались в системе образования как таковой»: монологи родителей о возвращении в школу в новом учебном году

«Мы просто разочаровались в системе образования как таковой»: монологи родителей о возвращении в школу в новом учебном году - слайд

© Лиза Стрельцова

Возвращение в школу, дистанционка или семейное обучение?

Совсем скоро 1 сентября, а значит, и традиционное начало учебного года в нашей стране. За время карантина кто-то решил перевести ребенка на семейное обучение, а кто-то готов отправить детей в школу при любых эпидемиологических обстоятельствах, лишь бы избежать дистанционки. Мы поговорили с родителями из разных регионов и узнали у них, какой выбор они сделали в это непростое время.

Алина, Екатеринбург:

У меня двое сыновей: один пойдет 1 сентября в шестой класс, другой — в восьмой. У нас не совсем стандартная ситуация: мужу относительно недавно сделали операцию на легких, и он в группе риска. Где-то с середины марта мы всей семьей находимся в жесткой самоизоляции. Мы все это время предельно осторожны, ни с кем не встречаемся. Вижу, что дети за эти месяцы немного одичали — хорошо, что их хотя бы двое и они есть друг у друга. Конечно, они очень хотят вернуться в школу, встретиться снова с друзьями, даже обещали мне больше стараться в учебе. Мы решили, что разделимся до Нового года — муж останется в нашей квартире, а мы с детьми переедем пока к моей маме, и я буду водить детей в школу. Надежды на то, что меры Роспотребнадзора помогут полностью избежать заражений у меня нет, поэтому продолжать жить всем вместе и ходить в школу — страшно.

Это решение о временном разделении семьи далось мне непросто, ведь никто не может с уверенностью сказать, сколько продлится пандемия, что будет на самом деле с прививками, сколько будут открыты школы — неделю, месяц, первую четверть или весь год? Прогнозов очень много и они все время разные. Некоторые друзья советовали мне перевести детей на семейное обучение, но я пока морально не готова к такому варианту, хотя безумно уважаю всех, кто это сделал. Во-первых, боюсь брать на себя полную ответственность за обучение детей, все-таки программа очень сложная, и они уже не в началке. Во-вторых, у нас очень хорошая школа, и я боюсь, что если мы переведемся на семейное обучение, то рискуем потерять наши места. Будет ли опция, оставаться в новом году на дистанте, не подписывая никаких документов о том, что теперь ты как родитель ответственен за образование своих детей, — тоже непонятно. Поэтому пока мы решили разделиться на четыре месяца, а потом будем думать, что делать дальше. Очень надеюсь, что весь этот ужас скоро закончится.

Адам, Электросталь:

У меня сын должен 1 сентября пойти в первый класс, а дочка — в пятый.

Я однозначно за то, чтобы школа открылась и обучение продолжалось в очной форме. Никаких плюсов дистанционного образования я не вижу, только минусы. Из-за дистанционки, мне кажется, у детей в итоге больше будет болезней, чем из-за пандемии. Я вообще считаю, что всю историю с коронавирусом очень сильно раздули. Риск заболеть в школе есть всегда, тем более в холодное время года. И что же теперь — вечно дома сидеть?

Для меня не очень принципиально, какие именно меры предосторожности, рекомендованные Роспотребнадзором, будут реализованы в нашей школе: дети из разных классов все равно будут общаться между собой, подобные контакты нельзя сократить. Да, повторю, риск заражения есть, но я к этому отношусь спокойно — доверяю директору нашей школы и учителям и уверен, что они будут делать все, что в их силах, чтобы ситуация была под контролем.

На протяжении всего лета в родительских группах курсировало очень много слухов: говорили, что первое сентября будет только для первоклассников, потом прошла такая информация, что с 20 сентября Госдума планирует опять ввести пропускной режим и школы снова закроются. Но мы в новом году учиться дистанционно больше не собираемся — это пытка и для детей, и для родителей, и для учителей. В нашей школе 90 процентов родителей против дистанционки. Я сам не позволю моим детям портить глаза и по 7 часов сидеть за компьютером, который вдобавок ко всему еще и не каждая семья может себе позволить. А государство у нас никому с компьютерами помогать точно не собирается. Поэтому школы, по моему мнению, должны работать с 1 сентября в обычном режиме. Точка.

Ольга, Саратов:

Дочка заканчивала 4 класс, когда начался карантин. Училась она на пятерки по русскому, по математике — на четыре. Самое неприятное, что наша обычная средняя школа не была готова к дистанционному обучению. Нам сбрасывали задания, новые темы и контрольные, которые Полина выполняла, и я должна была отправлять фото учителю на проверку. Меня неприятно удивило, что учителя не сделали даже попытки записать какую-либо новую тему и отправить ее ученикам как видео-урок; не удосужились найти уже существующие видео-уроки и просто прислать на них ссылки. В итоге я сама искала все материалы на просторах интернета и дополнительно сидела объясняла все дочке.

Еще нужно сказать, что у меня дочь — музыкант, скрипач. Но нас во время дистанционки не освободили от абсолютно не нужных нам занятий по музыке и все равно заставляли писать какие-то конспекты и т.д. Хотя мы параллельно занимались онлайн скрипкой с учителем из нашей школы искусств, занимались фортепиано, сольфеджио. В этом смысле наша школа искусств, в которой учится Полина, у меня вызвала реальное уважение: там всем преподавателям удалось быстро наладить отличные дистанционные занятия.

С 1 сентября я перевожу дочку на семейное обучение. Почему? Пока мы были на карантине, я поняла, что знаний ребенку школа дала совсем немного: как раз по русскому, математике и английскому. То есть в школе все «галопом по европам», важно быть первыми и сдать вовремя учебники. Пока мы были дома, нам удалось подтянуть все три предмета. Мы тщательно разбирали все важные темы. Выяснили, что дочке очень нравится английский, и ей, как музыканту, он легко дается, можно углубиться. Мы поняли, что Полине в некоторых предметах надо чуть больше времени, чтобы вникнуть в новую тему — в шумном неадекватном классе, с учителем, который не в силах справиться с хаосом, это сделать труднее, чем дома.

У нас было две знакомых семьи, в которых дети перешли на СО. Я стала задумываться. Три месяца я штудировала форумы и чаты, плюсы и минусы. Месяц я выбирала программы для обучения. Аттестоваться решили в ЦПСО, раз в год. Обучать будем по учебникам, плюс интернет ресурсы. Фундамент — это советское образование и учебники РКШ, Розенталя, Бабайцевой и т.д. А социализация — это двор, спортивные секции и музыкальная школа, плюс три месяца в деревне летом.

Можно сказать, что пандемия не имеет никакого отношения к нашему решению: мы с мужем просто разочаровались в системе образования как таковой. Да, мы берём на себя все обязательства по обучению нашего ребёнка. Мы в самом начале пути и верим, что все получится.

И еще. Мы были готовы к битве за переход на СО. Но в комитете по образованию, когда узнали, что в семье музыкант, даже слова не сказали — пожелали успехов, попросили предоставить итоги аттестации. В отделе образования — то же самое. В школе вообще сразу рассказали о нашем праве сдавать аттестацию у них, сказали, что очень ждут нас на сдачу ОГЭ в 9 классе и создадут максимум условий для успешной аттестации. И если вдруг что-то пойдёт не так, ждут нас обратно. Я очень довольна таким раскладом.

Материалы по теме
->