© unsplash.com
Журналист Наталья Калашникова прочитала книгу Роберты Кавалло и Антонио Парезе «Не программируйте ребенка: Как наши слова влияют на судьбу детей», недавно вышедшую в издательстве «Альпина Паблишер», и теперь объясняет, почему эту книгу должен прочитать каждый родитель.
НАТАЛЬЯ КАЛАШНИКОВА
журналист
С первых строк этой книги, с текста на задней обложке, с аннотации, с оглавления, с первой страницы мне хотелось просто цитировать, цитировать, цитировать то, что я читаю. Это же то, что я пытаюсь писать в своих статьях, – через боль, через обоснования важности темы, через троллинг в дискуссиях, и снова через боль – свою и читательскую. А тут – книга! Написанная, переведенная, изданная! Только читай, думай, чувствуй, смотри на ребенка, слушай ребенка. И… все исправимо, нет родительской вины, есть незнание и собственный детский, часто не самый радужный, опыт.
И есть помощь, поддержка, есть понимание и глубокое участие. Книга Роберты Кавалло и Антонио Парезе «Не программируйте ребенка: Как наши слова влияют на судьбу детей» очень бережная по отношению к родителям, очень солидарная.
Она не о том, как вы ломаете своих детей и портите им жизнь. Она о том, что вы сможете не ломать и не портить, сможете вести и поддерживать своих детей, вселять в них уверенность и радость.
В книге есть перечисление и анализ расхожих родительских фраз, которыми мы, сами того не желая, закладываем в детей деструктивные программы.
Роберто Кавалло и Антонио Парезе помогают понять, «а что такого» в обычных расхожих родительских фразах. Они помогают сказать то, что вы хотели сказать на самом деле, по-другому – так, что ребенок не будет чувствовать себя нелюбимым или никчемным. Они относятся к людям – к взрослым и детям – как к изначально «хорошим». Поэтому все хорошее возможно.
Но итальянские педагоги Роберто Кавалло и Антонио Парезе и авторы бестселлеров для родителей не клеймят родителей. Потому что токсичное поведение родителей на самом деле не их вина: их самих так растили, они так привыкли, они не задумываются, они устали.
«Дети не должны быть молодцами! Они должны быть самими собой!»
«Дети и вправду ведут себя хорошо – и приспосабливаются к родительским моделям. Они отказываются быть собой, лишь бы получить желанную любовь.»
«Первый шаг к тому, чтобы не программировать своих детей, заключается в том, чтобы перестать испытывать чувство вины и обвинять своих родителей. Для решения проблем есть более эффективные и быстрые способы, чем бесконечная борьба с ветряными мельницами.»
«Каждый ребенок рождается с высоким уровнем самооценки, которую разрушают неправильное воспитание, требование результатов и поощрение соревновательности.»
«Маленький ребенок знает, каков он и каковы его способности, знает, чего он хочет, и обладает бесконечной верой в себя и в жизнь. В детстве вы тоже знали все это.»
«Дети не должны соревноваться друг с другом. Пусть они соразмеряют свои силы с самими собой и учатся преодолевать себя. Это сделает их по-настоящему сильными, самостоятельными личностями с непоколебимой верой в себя, в свои таланты и способности.»
«Ваше понимание и близость к ребенку – лучшее средство от сорняков и самое действенное удобрение.»
«Плач – природный механизм, помогающий открыть кран, когда в трубе слишком высокое давление, выпустить пар, когда в котле все кипит, открыть шлюз, когда река разливается.»
«Мы перечислим 19 фраз, которые день за днем разрушают самооценку ребенка, и подскажем слова для замены. Вы сможете сразу начать их использовать.»
А дальше… а дальше я раз за разом останавливаюсь на списке слов, которые сама тоже иногда говорю своей дочке. И думаю. Продираюсь через свою собственную боль. И перехожу в раздел упражнений в книге.
Все возможно. Если у тебя есть желание, значит ты можешь его осуществить.
Поначалу все ошибаются, но это можно исправить.
Сделай еще попытку! Если тебе так этого хочется, пытайся! Я в тебя верю!
И иду к дочке, которая сейчас, когда я перечитываю и заканчиваю этот обзор, уже который день подряд упорно учится вырезать из бумаги ровные кружочки. Она переживает, что в детсаду на занятиях аппликацией у нее получились кривые помидор и огурец.
Она психует, а мне хочется указать ей на обрезки бумаги, которые рассыпаны по всей комнате (ну что, трудно складывать обрезки в коробку, которую я дала как раз для этого!), и вообще хочется, чтобы она, наконец, запомнила, как надо держать ножницы.
Ну как? Давай попробуем еще? Поначалу у всех не получается. Но если ты хочешь, ты сможешь. Давай выберем кружок, который тебе больше всех нравится, и сделаем из него солнышко? Конечно, ты научишься! Я абсолютно уверена!
И – о чудо, она перестает нервничать и вырезает очень даже аккуратное яблоко, в глазах плещется радость. Спасибо вам, Антонио и Роберта.
Книга – не инструкция и не учебник, хотя и содержит сравнительные и рабочие таблицы и упражнения. Она очень личная, она очень поддерживающая. Она вызывает размышления. Иногда она трудная, иногда, наоборот, слишком простая (когда тебе, с твоим личным опытом, кажется, что авторы пишут об очевидном). Иногда читать просто больно. Иногда испытываешь раздражение (да, трудно не раздражаться, когда тебя поймали с поличным).
Но есть свет. Он – в теплых словах понимания и поддержки, которые авторы книги говорят родителям-читателям. Он – в уважительных и ясных фразах, которые они предлагают использовать в общении с детьми. Он – в их утверждениях, что ничего нет фатального и что все исправимо.
Стоит только прислушаться к себе, прислушаться и присмотреться к детям, перестать себя ругать – и… начать радоваться за своих детей, детство которых будет чуть более счастливым, чем ваше.
Изначально этот текст был опубликован на сайте проекта Мамсила. Мы публикуем его с разрешения редакции.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.