Неравная инклюзия: почему все (опять) ополчились на Лиду Мониаву

Неравная инклюзия: почему все (опять) ополчились на Лиду Мониаву - слайд

© Коллаж Chips Journal

Что произошло между благотворительницей и интернет-сообществом?

Лида Мониава — одна из самых известных фигур российской благотворительности. Именно Лида создала первый детский хоспис на территории нашей страны — «Дом с маяком» на Долгоруковской улице в Москве.

Мониаве 32 года, но еще в последних классах школы Лида стала волонтером одной из московских больниц, потом работала в фонде «Подари жизнь» и в фонде помощи хосписам «Вера».

Во время весеннего карантина Мониава взяла одиннадцатилетнего мальчика Колю из психоневрологического интерната в себе домой, чтобы уберечь его от заражения коронавирусом. Первоначально это решение планировалось как временное, но уже в мае Мониава официально стала опекуном мальчика. Мы не знаем точного Колиного диагноза и было бы неэтичным его публиковать, но исходя из фотографий и описаний Лиды понятно, что мальчик может передвигаться только на инвалидном кресле, не говорит, питается через гастростому и страдает от частых эпилептических приступов.

Уже более десяти лет Лида пишет о своей волонтерской деятельности и о буднях хосписа — когда-то у нее была популярная страничка в Livejournal, а потом ее блог переехал в Facebook. На обновления профиля Мониавы на данный момент подписаны почти 77 тысяч человек.

В какой-то момент, отслеживая записи Лиды, можно было увидеть, как вокруг фонда «Вера» собиралось целое сообщество волонтеров: за несколько часов у нее в комментариях могли организовать доставку лекарств для неизлечимо больных из другой страны или найти машину с водителем для транспортировки паллиативного пациента. При этом некоторые записи Лиды периодически вызывали шквал негативных комментариев у пользователей — например, ее рассуждения о том, что каждая мама вправе выбирать, рожать ли ей неизлечимо больного ребенка или делать аборт, или о том, что нужно во что бы то ни стало выполнять последние желание паллиативных пациентов, даже если это желание — выкурить сигарету.

После того, как этой весной Мониава взяла из ПНИ домой Колю и стала его опекуном, большая часть ее записей теперь посвящена жизни этого мальчика и его интеграции в общество. Тут Мониаве тоже уже не раз досталось: за то, что она покупает ему черную одежду, за то, что проколола ему ухо (ведь ребенок не говорит, а значит, не может сказать, что хотел бы вставить в ухо сережку) за то, что ходит с ним по ресторанам и пугает гостей.

Ну и наконец, самый большой ажиотаж вызвали записи Лиды о том, что ей бы хотелось отдать Колю в обычную школу, ведь у него есть данное нашим государством каждому ребенку право получать образование. Вот выдержка из одной из первых записей в этой серии постов о школе, опубликованной 1 сентября:

«Коля и сотня других детей хосписа не идут завтра в школу. Почему? Потому что школы футболят больных детей. Школы рады умным детям, рады детям обеспеченных родителей. И не хотят трудных детей, больных детей. Раньше футболили грубо, говорили, что дети-инвалиды необучаемы. Теперь футболят вежливо: наша школа недостаточно хороша для такого ребенка, в соседней будет гораздо лучше. Мы обзвонили все школы в пешей доступности от дома — сначала места есть, ждем заявку через мос.ру. Когда узнают, что Коля инвалид, места внезапно заканчиваются, а на мос.ру приходит отказ.

Инвалидная коляска? Мы бы очень рады, но у нас старое здание и нет никаких возможностей. Ребенок с инвалидностью? Мы бы очень рады, но у нас нет специалистов. Ребенку положен тьютор? Мы все понимаем, но у нас уже распределен бюджет.

Есть школы, которые знают фишку. Создаешь инвалидный класс, набираешь в него детей, получаешь под это нехило денег, детей всех на надомное обучение, ничего особо не делаешь, бумажки пишешь, денежки текут. 3 года одна школа так получала под Колю и других детей из интерната деньги. Очень удобно — ученик как бы есть и как бы и нет. Коля лежал в интернате в кровати, периодически к его кровати подходила учительница и не вытаскивая его из-под одеяла прямо в спальне на 12 детей что-то ему рассказывала. Таким образом Коля формально закончил 3 класса и перешел в 5. Мог бы перейти, только ни одна школа не взяла его в свой класс».

Мониава также писала, что если Колю возьмут в обычный класс, что при нем на всех уроках обязательно будет находиться тьютор (это няня, которая уже сейчас помогает Лиде ухаживать за Колей), чтобы давать Коле необходимые лекарственные препараты, если у ребенка возникнут судороги. Что учителям не нужно будет проверять, насколько хорошо он усваивает знания — его не нужно вызывать к доске и так далее. Для него будет разработана специальная образовательная программа. Но Колино присутствие в классе с обычными детьми поможет ему социализироваться, а остальным детям — нормализовать восприятие детей с особенностями развития.

Сейчас под той самой записью Мониавы более 1000 комментариев. Хотя некоторые из комментаторов выражают поддержку Лиде и ее начинаниям, значительная часть откликов — негативного характера. Несколько пользователей написали, что, во-первых, нужно было бы спросить у самого Коли (который, напомним, не говорит), хочет ли он в школу или нет, и потом уже решать. Во-вторых, что «создавать невыносимые условия и больным и здоровым, начисто лишив и тех и других приемлемого для них процесса обучения — это навредить и тем и другим».

Некоторые родители открыто писали о том, что хотели бы оградить своих детей от совместного обучения с мальчиком, у которого во время урока могут начаться судороги, чтобы не нанести другим детям травму. Кто-то писал, что считает важной инклюзивное образование, но только для детей с сохраненным интеллектом, коим Коля не является. Некоторых матерей детей, которые выбрали для своего ребенка с инвалидностью специальную школу или специальный класс, задели безапелляционные записи Лиды, называющие специальные школы и классы — унылой сегрегацией.

Скорее всего, истина где-то посередине: для каких-то детей с особенностями развития и их семей оптимальным вариантом было бы получать образование в специализированной школе или на дому, а для кого-то — в обычной школе, если она оснащена необходимым оборудованием, а преподаватели достаточно сенсибилизированы, чтобы работать в классе с ребенком с особенностями развития.

Трудно спорить с Мониавой о том, что если право на образование предоставляется в нашей стране каждому ребенку, то это право должно быть реализовано и в школах действительно должны появиться пандусы, доступная среда и специально обученный персонал. Но можно понять родителей, которые все еще боятся отдавать своих детей с инвалидностью в обычные школы, пока инклюзивное обучение не стало отработанным стандартом. Кроме того, у детей есть разные виды особенностей развития и спорно пытаться брать всех под одну гребенку: например, для слабослышащих существуют свои методики обучения, с помощью которых они могут отличным образом усвоить школьную программу.

На протяжении многих лет Лида прикладывает массу усилий к тому, чтобы неудобные, замалчиваемые в нашей стране темы — отношение к инвалидам, например — попадали в медийное поле. Чтобы в школах проводили уроки о толерантности к больным, чтобы детей с особенностями развития не прятали дома, а их родители не видели бы постоянного осуждения или оплакивания со стороны других взрослых.

Самоотверженность и силы Лиды вызывают огромное уважение. И поскольку она уже давно стала человеком, которого в американской традиции можно было бы назвать disability rights activist, понятно, что ее риторика часто бывает заостренной именно для того, чтобы пробить медийное поле и открыть людям глаза на нашу отсталость в вопросах, связанных с восприятием инвалидности. К сожалению, получается так, что иногда в этой риторике пропадают нюансы и выходит, что задетыми или уж точно не репрезентируемыми чувствуют себя сами люди с особенностями развития или родители детей с инвалидностью. И поскольку на этом поле в нашей стране по-прежнему не так много ярких фигур, то любой «перегиб» в Лидиных высказываниях приводит к тому, что в ее сторону летят сотни интернет-камней.

6 сентября из фейсбука Мониавы стало известно, что в итоге Колю все-таки взяли в общеобразовательную школу. На эту новость пользователи тоже отреагировали достаточно эмоционально. Например, одна из участниц обсуждения темы, Елена Карасева, оставила под записью такой саркастический комментарий: «Тогда приведу в эту же школу своего поведенческого. Кстати, он может шутки ради выдернуть гастростому, толкнуть коляску и прочее, таковы особенности его психического состояния. Ему тоже надо будет тьютора и прочее. Раз Коле можно, то и другим тоже». Или вот такой комментарий от коррекционного педагога Марии Беркович: «А мне бы не очень хотелось, чтобы учителя общеобразовательных школ учились работать на Коле. Потому что пока они этого не умеют, могут и вред нанести. Я по специальности коррекционный педагог. Когда я начинала работать с детьми с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития — прим. ред), я была очень мотивирована, так и то наделала ошибок и, боюсь, причинила некоторым детям вред. В целом я с тобой согласна, но все же сначала нужно подготовить в школе среду, подходящую для Коли, подготовить учителей — а потом уж и Колю туда отдавать».

К комментариям такого рода примешиваются еще мысли людей о том, что для Лиды это неродной ребенок, поэтому она может так легко идти с ним на «борьбу ради борьбы», не думая о нуждах самого Коли. Ряд комментаторов высказывали мнение, что позиция Мониавы о школе неверная, ведь именно государство и читатели Лиды, которые совершают частные пожертвования на хоспис, финансируют ее деятельность и дают ей возможность нанять для Коли няню и ходить с ним по ресторанам (поэтому уж точно не нужно так яростно накидываться на них со своей точкой зрения о том, что инвалиды должны быть в каждом классе).

Вся эта пучина комментариев, мнений и препирательств в очередной раз показала, насколько болезненна для нашего общества дискуссия об инклюзивном образовании и о восприятии людей с инвалидностью. Нам бы очень хотелось верить, что в ближайшем будущем права людей с особенностями развития будут соблюдаться в нашей стране, среда на самом деле станет доступной и каждая семья, в которой растет ребенок с инвалидностью сможет выбрать для этого ребенка наиболее оптимальный формат обучения из нескольких вариантов. Но баталии в фейсбуке Лиды Мониавы показывают, что нам всем до этого еще грести и грести.

P. S. 8 сентября Лида показала в своем Фейсбуке расписание, по которому Коля будет учиться в школе со следующей недели. У него будет два учебных дня, и в каждый из них будет по три урока. «Музыка», «игротерапия» и «альтернативная коммуникация» в понедельник. И «прикладной труд», «живой мир» и «альтернативная коммуникация» в четверг. На всех этих уроках, кроме «альтернативной коммуникации», Коля будет пересекаться с другими одноклассниками. То есть школа, в которую взяли Колю, оказалась все-таки не совсем обычной общеобразовательной, а «ресурной» (подробнее о проекте «Ресурсных школ» вы можете почитать здесь).

По комментариям к этой записи кажется, что напряжение немного спало и многие родители успокоились, что Коля не будет отвлекать других детей на уроках математики и английского, и что для него была действительно разработана специальная образовательная программа. Возможно, если бы сразу было понятно, что обучение Коли планируется именно в таком формате, возмущений среди подписчиков было бы гораздо меньше. Но это теперь уже история.

Материалы по теме
Интересное
Психология
Какие же вещи взрослые считают своим неотъемлемым правом, но не разрешают детям?
Эта подборка книг издательства Самокат – о них, о героях без доспехов.
->