Образование на карантине: онлайн vs офлайн

Образование на карантине: онлайн vs офлайн  - слайд

© Лиза Стрельцова

Разбираемся, как пандемия изменила систему обучения в школе

2020 год продолжает бить рекорды по количеству необычных событий: особенно странным этот год стал для школьников и их родителей. Прошлой осенью редкий ученик мог похвастаться тем, что знает, что такое Zoom, а домашнее обучение скорее было предметом для споров в Блоге и прерогативой детей, чьи родители уезжают на зимовку в теплые края. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить словами «дистанционное обучение» и «школа на удаленке». Какие проблемы школы вскрыла ее диджитализация? Может ли онлайн полностью заменить оффлайн? И главное — что о дистанционном обучении думают сами дети? Все эти вопросы создатели подкаста «Вам слово» (который представляет собой дебаты между родителями и экспертами, где победителей спора выбирают дети) решили обсудить в очередном выпуске. Своими впечатлениями и наблюдениями делится автор и ведущая подкаста Аня Ковалева.

 Разочарованные родители

Я состою в большом количестве мамских групп и чатов, в которых во время карантина родители периодически изливали друг другу душу и писали, как сильно обеспокоены качеством дистанционного обучения своих детей. Одну из таких мам мы пригласили поучаствовать в подкаст-дебатах.

Мама, выступающая от лица разочарованных родителей, выразила общие опасения: онлайн не работает для детей, которые не могут сами себя контролировать (а таких, положа руку на сердце, меньшинство), а для образовательного результата нужна строгая дисциплина, которой можно добиться только в оффлайн-пространстве, уж точно не в домашней обстановке.

Далеко не все учителя умеют заинтересовать детей в онлайне, а качество образовательного процесса страдает еще и потому, что не все преподаватели оказались на «ты» с технологиями. Так, многие родители столкнулись с тем, что своими глазами увидели: качество преподаваемых знаний в школе оставляет желать лучшего. К тому же, на удаленке есть слишком много отвлекающих факторов: даже взрослые испытывают проблемы с мотивацией и концентрацией внимания — что уже говорить о бедных детях?

 Лакмусовая бумажка

Офлайновое образование зарекомендовало себя веками, поэтому вряд ли нуждается в дополнительной поддержке. С минусами дистанционного формата все ясно, но есть ли у него плюсы? Защищать онлайн в дебатах мы позвали Наталью Чеботарь, директора «Нормальнойшколы» и экс-директора по исследованиям Яндекс.Образования.

Наталья говорила о том, что пандемия стала лишь «лакмусовой бумажкой» и вскрыла проблемы, которые давно существуют в школе, а также выявила изъяны всего образовательного процесса и качества преподавания.

Что же произошло и почему многие родители оказались недовольны всем, что увидели? Родители наконец изнутри посмотрели на то, что творится на уроках. Но это совсем не повод расстраиваться и опускать руки: плюс онлайна в том, что он позволяет родителям оценить настоящий уровень преподавания в вашей школе, своими глазами увидеть поведенческие особенности своих детей, а в результате положительно повлиять на процесс обучения.

Как обернуть ситуацию дистанционного обучения в свою пользу?

По мнению Натальи Чеботарь, в новых условиях главная задача родителей — быть вовлеченными в образовательный процесс и помочь ребенку правильно расставлять приоритеты.

 Довольные (и ленивые) дети

Победителей спора в наших дебатах всегда определяют дети: как думаете, чья позиция нашла бОльший отклик в сердцах школьников? Дети единогласно проголосовали за онлайн, хотя одна из маленьких участниц и призналась, что скучает по одноклассникам и занятиям в оффлайне. Кстати дети отметили, что повсеместный диджитал никак не повлиял на их навыки коммуникации в оффлайне, вопреки страхам родителей. Дети радуются, что онлайн обучение позволяет экономить время на дорогу, лучше организовывать свой день и дает шанс выспаться.

А еще онлайн делает процесс образования более интересным и целенаправленным — так проще понять, что из предметов тебе на самом нравится: можно продлить обсуждение на интересном уроке или остаться незамеченным на скучном, занимаясь своими делами без страха наказания.

Хотя больше всего маленькие участники детского жюри оказались довольны тем, что в онлайне гораздо легче списать или прогулять урок и тем, что стало меньше нагрузки и контроля — в общем всем тем, что вызвало недоумение у родителей.

 Плюсы онлайна

Технологии могут давать сбои, и это нормально при значительном масштабировании. При всех очевидных и вполне понятных минусах уроков в онлайне, у дистанционного образования есть целый ряд преимуществ. Во-первых, онлайн расширяет свободу получения новых знаний и навыков для всех и дает инклюзивность образования в широком смысле этого слова. Онлайн открывает новые возможности связи с нужными специалистами для большего количества детей по всей стране и дает доступ к лучшим преподавателям, многие из которых кстати делают бесплатный образовательный контент (например, для Ютуба).

Выходит, что онлайн — гораздо более инклюзивный формат получения знаний, что подтверждает тезис о том, что образование должно быть правом, не привилегией. Никто не должен быть ущемлен в своих правах: ни особенные, ни болеющие, ни живущие далеко от хороших школ дети — все должны иметь право и возможность учиться, как остальные, и онлайн это право дает. Абсолютная правда, что многие преподаватели не способны удержать внимание в условиях интернета, но, давайте будем честными, действительно хорошие и талантливые преподаватели в онлайне свое качество не потеряли. То есть дело не в формате: все сводится к профессиональным и личным качествам преподавателя. И даже наоборот: двустороннее общение преподавателя и ребенка вызывает у преподавателя заинтересованность в передаче знаний ребенку и результате, а также позволяет преподавателю быстро корректировать обучение в зависимости от поведения и отклика учеников.

 Не вместо, а вместе

Стоит ли противопоставлять оффлайн и онлайн и выбирать единогласного победителя (как это сделали мы)? Мир не черно-белый, а для хорошего результата лучше сочетать и то, и другое. Критиков онлайна уже набралось достаточно, но процесс трансформации образования уже начался, и за ним очень интересно наблюдать. Ковид изменил рынок обучения и представление людей о дистанционном образовании, и образование вряд ли будет прежним.

Выросло количество пользователей, знакомых с онлайном, учителя и ученики освоили новые инструменты, которыми можно пользоваться и после карантина.

Арбитром в подкаст-дебатах про онлайн выступил Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу сервисов компании Яндекс, — по словам которого, наша общая задача — правильно интегрировать онлайн образование в традиционный формат получения знаний с тем, чтобы если по каким-то причинам ученик вдруг выпадает из жизни учебного процесса в школе, это никак не сказывалось на его судьбе. Это и будет настоящей инклюзивностью образования в самом широком смысле. Так, цифровые технологии имеют все шансы положительно повлиять на систему образования, сделав его более интерактивным и вовлекающим, а еще совершенно точно повысят прозрачность всей системы. Переплетение традиции и инновации позволит расширить границы возможностей обучения.

Что же делать родителям? В первую очередь, не ставить перед ребенком непосильных задач. В ситуации стресса и неопределенности особенно важно иметь честную коммуникацию с ребенком, наладить диалог и вместе определить приоритеты. А еще здорово использовать возможности онлайн-пространства для развития интересов ребенка за пределами школьной программы, создавая нужный информационный фон, учить ребенка искать новое и интересоваться. Таким образом, ответственность за качество обучения в онлайне лежит не только на преподавателях, но и на родителях.

Материалы по теме
Интересное
Эта подборка книг издательства Самокат – о них, о героях без доспехов.
Развлечения
Мы решили присоединиться к традиции и отметить вместе с вами День Книги, вспомнив героев и героинь из сказок и легенд. Эти
->