Можно ли детям играть в доктора, а родителям ходить по дому в трусах? Надо ли объяснять ребенку мат? Что делать, если подросток посмотрел порно? Рассказывает семейный психотерапевт и сексолог Катя Кацман.
В каком возрасте нужно заводить разговор о сексе?
Уже в 2-3 года дети понимают разницу между мужчиной и женщиной, между мальчиками и девочками. В этом возрасте дети изучают себя — рассматривают и трогают. В том числе и интимные органы. Могут дети проявить интерес и к детям противоположного пола. Это не эротический интерес, это просто нормальное любопытство и желание познать, как устроен человек. Важно объяснить детям, что трогать интимные органы публично не принято, что трогать интимные органы другого человека и давать трогать себя — нельзя.
Кстати, нет такого,
что мама должна говорить только с девочкой, а папа – только с мальчиком.
В этом возрасте родители могут объяснить ребенку в общих чертах разницу между мужчиной и женщиной. Сказать, что у мальчика есть пенис, а у девочки — влагалище. У тети вырастает грудь, а у мужчины — усы и борода. Это уже начало сексуального разговора.
Должен говорить тот родитель, который чувствует себя комфортно.
Дальше будут вопросы о том, откуда я взялся. Когда мы отвечаем на вопрос ребенка, как он попал в животик, и как из животика вышел — это тоже разговор о сексе.
А называть половые органы в общении с ребенком надо по-научному? Не «пися»?
В русском языке слова, обозначающие половые органы, – они несколько тяжелые. Ребенку просто тяжело произнести «вульва», «влагалище» или «вагина». Ну и, скажем откровенно, они не очень привычны родителям. И мужские тоже – член, пенис, фаллос. Но все равно, я за то, чтобы давать правильные названия. Мы же не называем ухо локатором, а руку грабелькой.
Причем чем ребенок становится старше, тем больше ему надо давать анатомических подробностей. Если для маленького ребенка рука это просто рука, то для ребенка постарше рука уже делится на плечо, предплечье, кисть, пальцы, фаланги. В общем здесь очень важно, в какой момент мы вводим нормативный, приемлемый, правильный лексикон. Когда взрослые люди называют половые органы инфантильными названиями – мне это кажется странным.
То есть, у девочки это...
Вульва, влагалище.
А у мальчика что, член?
Лучше пенис.
Как родители должны реагировать на игры с «сексуальным» элементом, например, в доктора?
Но ребенок должен
знать и понимать, что его тело – это только его. И трогать интимные органы другого или давать трогать свои без согласия – нельзя.
Дети играют в ролевые игры – в дочки-матери, в школу, в больницу – потому что это то, с чем они сталкиваются в реальной жизни. Игра в доктора – вообще одна из самых распространенных игр во всех странах. Это способ познакомиться с телом, потрогать и изучить его. Это нормально с точки зрения любопытства и процесса развития.
А с согласия можно? Бывают игры, особенно у детей постарше, которые родителям не кажутся такими уж невинными.
Нормально играть со сверстниками, с такими же малышами. Но это не значит, что нормально касаться интимных органов. Конечно, родитель или воспитатель, которые это увидят, не должны биться в конвульсиях: «Боже, у нас извращенец!» А должны сказать, что хорошо играть, но трогать не принято. Интимные органы не дают трогать. Тут мы предупреждаем малыша от домогательств педофилов.
Если родителям не нравится какая-то игра, им надо поговорить с ребенком, спросить его, в чем заключается игра, что он чувствует, когда играет. Потом тут же есть две стороны. Лучше, если каждый родитель поговорит со своим ребенком, чтобы стало понятнее, есть повод волноваться или нет.
Если маленькая девочка крутится перед зеркалом и принимает сексуальные позы – это нормально?
А где девочка увидела такую модель поведения? Может, у нее дома кто-то так себя ведет? Может, она повторяет свою маму?
Ну, сейчас такие мультики есть сексуализированные.
Тогда надо объяснить девочке, сколько лет было той принцессе из мультфильма. Ведь не семь и не десять, принцесса-то уже взрослая девушка.
Как быть, если маленькая девочка кокетничает с мужчинами? Садится на колени, заглядывает в глаза?
Иногда это может быть симптомом того, что девочке не хватает внимания. Или если в семье нет отца, то каждый мужчина рассматривается девочкой как потенциальный папа.
В пять-семь лет девочке уже надо объяснить, что не принято садиться на колени к чужим людям. Это ведь контакт с интимными органами. Ребенок должен знать, что телесный контакт со взрослыми незнакомыми людьми допустим только в том случае, если это врач или воспитатель. При этом родитель или близкий взрослый находится рядом или этот контакт одобряет.
То есть это плохо и ребенка за это надо ругать?
Если ребенку не рассказали об этом родители, то ребенок этого не знает. Не надо ругать ребенка за то, что он не знает и не понимает.
До какого возраста папе можно купать свою дочку, а маме сына?
До того момента, когда это начинает им мешать. Ребенок может сам сказать об этом: «Мама, выйди, мне неприятно». Конечно, надо уважать это его желание. Но это может выражаться и по-другому – когда ребенок начинает проявлять интерес, когда у него появляются какие-то вопросы, какое-то беспокойство. То есть дочка может сказать: «Вот, смотри, у меня так, а у тебя так». Это уже интерес, в этот момент, наверное, все-таки правильнее будет сделать разъединение.
Можно ли ходить дома при детях без лифчика или в трусах? Не нанесет ли это ребенку травму?
Мы не можем растить детей в идеальной стерильной среде. Бывают разные ситуации, например, мама выскочила из душа к телефону или бегает по квартире в лифчике утром, опаздывая на работу.
То есть, если ребенку
это не комфортно, то родитель должен это остановить. Или, по крайней мере, постараться свести к минимуму.
Конечно, такое рано или поздно произойдет. Обычно дети нормально реагируют. Но если ребенок проявляет к этому явный интерес, смотрит, говорит, спрашивает – в этот момент родитель должен задуматься. Насколько это подобает, насколько это прилично, насколько ребенок себя чувствует с этим комфортно.
Мы растим человека и отвечаем за его будущую сексуальность, за его будущий выбор.
А если ребенок не стесняется ходить дома голым? До какого возраста это нормально?
Наверное, это нормально совсем у маленьких детей. В какой-то момент надо научить ребенка, что в каждом обществе свои правила и социальные нормы. Надо объяснить, что есть вещи, которые не принято делать публично. Не принято сидеть на столе, не принято ковыряться в носу. Конечно, это не должно быть обсессивное прятание. Но если ребенок это делает провокативно – снял трусики и идет крутит попой – то это момент, который мы очень четко должны ему объяснить.
Можно ли водить детей другого пола с собой в раздевалки бассейна, в баню или сауну?
В Израиле, например, есть жесткие ограничения — по-моему, можно брать с собой ребенка другого пола только до пяти лет. Потому что потом уже ребенок понимает, что происходит, и это не оставляет хорошего впечатления. От этого плохо и ребенку, и окружающим, это ведь и окружающих ставит в очень непростую ситуацию.
Надо ли объяснять ребенку смысл матерных слов?
Если ребенок спросил, то, конечно, надо объяснить. Общая концепция такая — мы детям говорим правду. С детьми должен быть честный диалог. Надо сказать, что да, такое слово есть, но это грубое слово и его не принято говорить, к примеру, в школе. Сказать, что есть более приличные варианты.
Как говорить о сексе с ребенком постарше? Кажется, что они и так все знают.
К 9-10 годам ребенок уже в принципе знает про секс. Он знает, что между взрослыми людьми что-то там происходит. Конечно, его интересуют подробности. Хорошо, если он узнает адаптированный и комфортный вариант от родителей. Гораздо хуже, если он получит информацию от друзей или наберет в компьютере в поисковике. Интернет – это большой источник информации у сегодняшних детей. Сегодня удовлетворить свое любопытство и узнать, что происходит, достаточно легко.
В каком возрасте надо рассказывать девочкам о менструации, а мальчикам о поллюции?
В период пубертата. Для девочек это возраст около 10 лет, а для мальчиков — около 12.
Надо ли мальчикам рассказывать про менструации у девочек?
Да! Но можно менее подробно, чем девочкам. А девочкам можно рассказать про непроизвольные эрекции у мальчиков, дабы избежать насмешек.
Ну а про сам секс прямо подробно рассказывать?
Мы говорим, что секс — это естественный процесс, который происходит между взрослыми людьми как выражение их чувств, их любви. Этот разговор не должен быть на уровне Камасутры, это должен быть разговор скорее о чувствах, чем о технике. Мы должны объяснять, что люди могут проявлять свою любовь по-разному. Что вообще-то секс — это проявление любви к партнеру, к человеку, которого ты любишь.
Не подтолкнут ли такие разговоры подростка к ранним сексуальным отношениям?
Было исследование, которое показало, что в семьях, где детям рассказывали о сексе и в школах, где было сексуальное образование, дети начинали половую жизнь позже, чем там, где тема секса была табуирована. Да, сегодня пространство вокруг них пронизано сексом. У большинства подростков мозг, в силу гормональных изменений, весь нацелен на секс и везде ищет ответы на свои вопросы. Мы должны дать ему эту информацию. Когда этой информации нет, тогда получаются неадекватные и некорректные реакции, получается «запретный плод», очень много тайн и интриги.
А когда много тайн
и интриги, становится еще любопытнее.
Да, сегодня пространство вокруг них пронизано сексом. У большинства подростков мозг, в силу гормональных изменений, весь нацелен на секс и везде ищет ответы на свои вопросы. Мы должны дать ему эту информацию.
Когда этой информации нет, тогда получаются неадекватные и некорректные реакции, получается «запретный плод», очень много тайн и интриги.
А как быть, если тема секса ребенка, наоборот, совсем не интересует?
Да, бывают дети, которых тема секса до 15-16 лет не волнует. Им могут быть важны книжки, какие-то другие вещи. Это бывает, но – редко! Как правило, эта тема интересует всех.
Даже если ребенок ничего не спрашивает, надо попробовать рассмотреть этот интерес между строк, он может быть не ярко выраженным. Наша родительская задача — провести с ребенком этот разговор, даже если он никаких вопросов не задает.
Какие вещи подростку надо сказать обязательно, чтобы предостеречь ребенка от ошибок?
Надо объяснить про обоюдное согласие и готовность.
Надо сказать, что люди занимаются сексом тогда, когда они этого хотят и готовы к этому. Причем желание должно быть обоюдное. Здесь не может быть ни принуждения, ни шантажа, ни уговоров, никакого использования, ни, не дай Б-г, физического насилия. Кстати, словесные уговоры — это тоже насилие. Надо сказать подростку, что человек начинает сексуальную жизнь, когда он к этому готов, когда у него есть партнер, с которым он вместе, который может о нем позаботиться, сделать приятное. Запрещать и надеяться, что секса не будет до свадьбы — это нереально.
Насколько надо углубляться в тему секса с подростками? Надо ли рассказывать, к примеру, про оральный и анальный секс?
Конечно да, мы обязательно должны затронуть эту тему. Каждый подросток должен знать, что есть разные способы удовлетворения. Но тут важно правильно донести до ребенка эту информацию – продуктивно и информативно, познавательно и конструктивно. Современные подростки воспринимают оральный секс как что-то очень тривиальное, как что-то легкое, сродни обычному поцелую.
При этом подростки
не задумываются о том, что при оральном сексе передаются венерические болезни. И что это тоже очень интимные отношения, это тоже секс.
Про анальный секс надо обязательно объяснить всю санитарно-гигиеническую часть. Многие дети к подростковому возрасту уже и порно посмотрели. Там они видят просто невероятные вещи, когда от анального секса люди переходят к вагинальному, потом к оральному. Надо объяснить, что порно — это не то, что происходит в реальной жизни. И вот эти вещи категорически недопустимы просто с точки зрения гигиены и санитарии.
Не говоря уже о том, что анальное отверстие природой предназначено для движения изнутри наружу, а никак не вовнутрь.
Боже, неужели все подростки видели порно?
Практически все подростки видели порно – кто-то более жесткий вариант, кто-то более мягкий, кто-то классический секс, но точно уже все посмотрели что-то такое.
А как к этому относиться? Не хвататься за голову?
Если это происходит в юном возрасте, мы хватаемся за голову. Но, во-первых, это не говорит о нас ничего как о родителе. «Я плохой родитель, потому что мой ребенок посмотрел порно». Нет. Во-вторых, это не говорит о ребенке, что он плохой, испорченный и что с ним что-то не так.
Ребенок видит в
порно непропорциональные размеры, смотрит на себя в зеркало и не может понять, почему он не такой.
Это говорит о том, что ваш ребенок растет, развивается, любопытствует, интересуется, может пользоваться техникой (смеется). Но мы должны объяснить ребенку, что это не документальный кинематограф. То, что там происходит, не совсем подходит для твоего возраста, у тебя нет оценки действительности, потому что десятилетний ребенок не должен знать и видеть, как происходит реальный секс.
И если это происходит, то картинка понимания сбивается. Продолжительность акта и все, что там происходит — это далеко от реальной жизни. Ребенок, который растет с таким «кинематографом», не очень понимает про реальную жизнь. То, что «нравится» женщинам в порно, в реальной жизни может не приносить никакого удовольствия.
Если даже после этих разговоров ребенок возвращается к просмотру порно, надо поставить фильтры.
Если же это подростки 15-16 лет и даже более юные — им это, конечно, интересно и любопытно. Но мы обязательно должны им сказать, насколько это отличается от реальной жизни, насколько это не документальное кино. Это очень важный момент. Ну и стучитесь, когда заходите в комнату к своему ребенку.
Есть родители, которым как-то неловко говорить о сексе, тем более в деталях. Может, вместо разговора можно подсунуть книжку?
Если оба родителя не могут ни в какую — они тренируются друг на друге. Если совсем никак не идет, тогда это должен быть какой-то близкий ребенку взрослый — близкая тетя, близкий друг семьи. Очень важно, чтобы это был не разовый разговор. Ребенок должен иметь возможность вести диалог, что-то потом еще спросить, узнать.
То есть на книжки не перекладывать, надо лично?
Книжек, конечно, сейчас много. Можно сначала поговорить, а потом сказать: «Если есть вопросы — вот еще книжка». Ни в коем случае не делайте вид, что вы случайно забыли книгу — прям на самом видном месте, ага. Ну что за детский сад! Если в книжке адаптированные картинки, то вы сами можете чувствовать себя более комфортно, можно по картинкам рассказывать. Все средства хороши. Главное — чтобы ребенок имел возможность продолжить разговор, вести диалог, чтобы присутствовал канал вопросов-ответов. И, конечно, лучше, чтобы этот информационный канал исходил в адаптированном виде от родителей, а не от друзей, интернета и так далее.
Ну и кошмар всех родителей — ребенок вошел в родительскую спальню во время секса. Что делать?
Тут все зависит от возраста ребенка.
Если это произошло с малышом, который еще совсем не в курсе, что там происходит — он может просто ничего не понять. А может и испугаться. Если мама, допустим, стонала или кричала, то он может решить, что ей плохо. В любом случае, родители должны остановиться, прервать процесс, выйти к ребенку, взять его за руку, успокоить и объяснить, что «мы с папой делали друг другу приятно, нам хорошо и все нормально». Спросить его, что он чувствует. Но ни в коем случае не кричать на ребенка, не ругать его.
Подростку мы просто говорим: «Выйди и закрой дверь». А утром можно с ним поговорить так: «На будущее я попрошу стучаться, когда ты заходишь в нашу спальню. Я стучусь, перед тем как войти к тебе в комнату, и жду, что ты будешь стучаться. У нас с папой есть интимная жизнь и мы просим ее уважать».
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.