"Вино и кофе – вот что помогает мне справиться с материнством" – если вы никогда не пересылали подруге такие шутки, значит у вас нет либо детей, либо интернета.
САРА КОТТРЕЛЛ
Колумнист и мама троих детей вдруг поняла, что мамские шутки про спасительное винишко перестали быть просто шутками, потому что многие мамы даже не замечают, как заслуженный вечерний бокал превращается в ежедневную бутылку вина.
15:15. Я забираю своего второклашку из школы. Мы входим домой, я даю ему обед и разрешаю 30 минут расслабиться с мультфильмами перед тем, как начать делать домашнюю работу. Затем я наливаю себе небольшой бокал вина.
18:00. Я готовлю ужин и рассказываю мужу, как прошел день. Он слушает и наливает мне еще бокал вина. Второй за день.
19:00. Мы закончили ужинать. Муж берет детей на вечернюю прогулку – чтобы лучше и быстрее засыпали, а я пока мою посуду. Тут звонит телефон – это моя лучшая подруга, хочет рассказать о своем адском дне. Я наливаю себе еще бокал вина, и мы болтаем, пока я отмачиваю кастрюли и выкидываю остатки еды. Это мой третий бокал.
21:00. Мы с мужем укладываем детей, тихонько выходим в гостиную, я сажусь на диван и листаю соцсети – с четвертым бокалом вина в руке.
22:00. Мой муж кладет на тарелку сыр и виноград, наливает по бокалу себе и мне и приносит это все на диван в гостиную.
То есть, за последние 8 часов я выпила 5 бокалов вина. Иначе говоря, целую бутылку. И я не то, чтобы чувствовала себя пьяной.
Через несколько дней у меня был назначен ежегодный осмотр у терапевта. Он задавал свои обычные вопросы.
"Занимаетесь ли вы спортом?"
"Нет. А утренние сборы детей в школу считаются за физические нагрузки?" – шучу я.
"Вы принимаете мультивитамины?"
"Конечно! На вкус они напоминают нафталин, но я знаю, что они дико полезные".
И вот тот вопрос, которого я ждала.
"Сколько алкоголя вы обычно употребляете?"
Вопрос повисает в воздухе. После небольшой паузы я решаю соврать и говорю: "Совсем немного, бокал-другой красного вина иногда за обедом".
После врача я еду домой и пытаюсь вспомнить, когда за последнее время я проводила хотя бы один день без вина. Я прокручиваю в голове год за годом и не могу вспомнить такого дня – кажется, что я выпивала всегда. Кроме, конечно, всех трех своих беременностей.
Оказалось, что я уже много лет подряд выпиваю, даже не замечая этого. В какой-то момент я стала пить каждый день и превратилась в одну из тех мам, что с радостью постят забавные шутки про винишко у себя на странице блога. Потому что "у тебя был долгий тяжелый день и ты заслужила свой бокальчик". Ведь у тебя же ДЕТИ!
Я вдруг поняла, какими на самом деле несмешными мне стали казаться мамские шутки про любовь к вину. Потому что они вдруг начали выглядеть слишком правдивыми. Кажется, у меня были реальные проблемы.
За эти годы я оправдывала свою любовь к алкоголю разными способами. Говорила себе, что я не какой-то бродяга, живущий под мостом. Я не ору, напившись, на детей, а мой брак не разваливается под натиском пьяных истерик. Я нормальная мама и жена, у меня отличное образование, карьера, я соблюдаю рабочие дедлайны. Да я в полном порядке!
И знаете, я не сошла с ума. Вы посмотрите: вино за последние годы стало просто неотъемлемой частью современного материнства! Мы смеемся над рекламой женской сумочки со спрятанным внутри карманом для бутылки, дарим друг другу кружки с надписью вроде «Время выпить вина» – все это кажется таким милым и смешным.
«Вино кажется людям приемлемым видом алкоголя», – говорит Кэрри, моя знакомая мама. «Вроде как пить вино – это полезно, в нем полно антиоксидантов. И оно помогает справиться с ежедневным материнским стрессом».
Она права. Представьте, если бы я в начале этой статьи написала, как выпиваю рюмку текилы или выкуриваю косяк каждый день в три часа дня, усадив сына за обед с мультиками? Да меня бы закидали гневными сообщениями! Но бокал красного – это нормально, тут нет ничего ужасного. В конце концов, «красное вино полезно для сердца».
«Алкоголь и кофеин отличаются от всех остальных наркотиков тем, что они абсолютно социально приемлемы. Взрослые люди в нашем обществе могут употреблять их регулярно без всякого осуждения», объясняет Джим ЛаПьер, советник по наркотикам штата Мэн. «Люди думают: «да это же просто вино». Нам кажется, что пить вино – это совсем не то же самое, что употреблять крепкий алкоголь. Хотя, в действительности, это та же самая зависимость, только в другой форме».
Возможно, именно поэтому до недавнего времени я не думала, что вино так же опасно и вызывает такое же привыкание, как и крепкие напитки. Я никогда в жизни не пила водку. Возможно, я могла выпить джин-тоник на летней вечеринке, но все равно вино всегда казалось мне безопаснее. Вино – это что-то «здоровое».
Как мать я знаю, сколько стресса ложится на плечи женщины ежедневно. Мы переживаем из-за денег, из-за бытовых забот, нам кажется, что мы недостаточно хорошие родители... короче, много из-за чего переживаем. И, конечно, как и многие другие мамы, вечером мне хочется лишь одного – лечь на диван, открыть интернет и выпить свой заслуженный бокальчик, чтобы расслабиться. Мемы, шуточки, все эти картинки с надписями вроде «Я пьяна, в квартире срач, ай эм хеппи вери мач» стали такими привычными, что я даже не заметила, как мой вечерний бокал превратился в пять бокалов ежедневно.
Я веду популярный блог, в котором, помимо своих текстов, я запостила за последние годы еще и сотни мемов и шуточек, связанных с вином. Мне казалось, таким образом я поддерживаю связь с остальными измученными матерями. Теперь я поняла: всеми этими шутками про винишко я просто помогала нам всем придумывать логичное оправдание привычке выпивать каждый день.
Нет, не поймите меня неправильно, я не считаю, что именно интернет-шутки про винишко толкают людей в лапы алкоголизма. Но я на сто процентов могу утверждать, что именно популярность всех этих шуток и череда статей о преимуществах вечернего бокальчика для уставших мам помогли мне не замечать мои собственные проблемы, которые становились все серьезнее.
Со мной согласна моя подруга Кэрри: «Да, мне кажется, именно эти интернет-шутки дают нам негласное разрешение на этот постоянный «бокальчик». Вроде как вино – единственный способ для уставшей матери расслабиться. И в этом нет ничего страшного».
Хармони Хоббс, популярный блогер и колумнист, говорит вот что: «Быть мамой очень трудно, и никто из нас не знает точно, что правильно, а что нет. Но все эти мемы про винишко стали реальной проблемой. Я сама их придумывала и постила у себя в блоге, и люди охотно их шерили. Я думаю, эти шутки популярны потому, что дают женщинам возможность почувствовать себя нормальными, такими же, как все».
Но с каких пор публично признаваться в пристрастии к алкоголю стало нормальным?
«В нашей культуре юмор часто помогает скрыть реальные проблемы», – говорит Джим ЛаПьер, советник по наркотикам штата Мэн. «Если мать так сильно устает, что пытается с помощью вина снять стресс и успокоиться, мы знаем, что это нездорово. Но вместо того чтобы забить тревогу, мы начинаем шутить про винишко – типа, Роллинг Стоунз пели про валиум, который стал «маленьким помощником мамы», а теперь валиум заменили на вино. Гораздо удобнее смеяться над проблемой, чем ужаснуться тому, сколько веществ мы используем, чтобы «расслабиться».
Он прав.
Я работаю колумнистом и написала бесчисленное количество эссе о том, как вино помогает мне расслабиться после «ужасного дня с детьми». Да, у меня трое детей и адское количество дел, а, значит, море стресса. И этот самый стресс стал для меня тем самым куском хлеба с маслом – я постоянно писала статьи о том, как бороться с ним (непременно налив бокальчик перед тем, как сесть за клавиатуру).
Самой сложной частью всей этой истории для меня было вот что: публично признаться в том, что у меня проблемы с алкоголем. Мне казалось, я одинока в этом. В конце концов, мы так легко и весело шутим про вино – вдруг я просто слабовольная алкоголичка, а все остальные просто шутят и выпивают дай бог бокальчик-другой?
Джим ЛаПьер меня успокоил. Он утверждает, что я далеко не единственная мать, думающая так: "А вдруг в своей бесконечной гонке между воспитанием, работой, выпечкой пирогов и походами на школьные концерты я не замечаю свои проблемы с алкоголем?"
«Количество мам, обращающихся за помощью в связи с пристрастием к алкоголю, возросло», – говорит ЛаПьер. «Они приходят после долгих лет употребления и часто даже не осознают, что именно алкоголь стал причиной их обращения за психологической помощью».
О да, звучит знакомо.
В тот день, когда я соврала доктору, что почти не пью, она обратила внимание на дикий уровень моего стресса. Я действительно могла начать плакать ни с того ни с сего. Мне постоянно казалось, что я подавлена, или, наоборот, нахожусь на взводе. Я сказала ей, что плохо сплю. Именно после этого я задумалась – а вдруг я и вправду алкоголик?
Согласно словам ЛаПьера именно с таким запросом матери и обращаются за помощью.
«Они приходят, жалуясь на стресс, депрессию, подавленность», – говорит он. «Но многие признаются в том, что регулярно пьют, только тогда, когда понимают, что психолог не будет их осуждать».
Самой неприятной частью этой истории было не только то, что я регулярно хихикала над всеми этими винными шуточками, но и использовала их, чтобы оправдать саму себя. Так страшно мне было признаться в том, что у меня есть проблема.
«Никто не становится алкоголиком по собственному желанию», – говорит ЛаПьер. «Но очень часто люди стыдятся рассказать об этом, боятся просить о помощи, и именно эти страх и стыд еще сильнее толкают людей в объятия алкоголя».
Напоследок хочу сказать вот что - люди должны знать правду: вино перестает быть «полезным», если ты начинаешь употреблять его каждый день. Даже занятые и ответственные матери, вроде меня, могут столкнуться с этой проблемой. И мне хочется верить, что мамы, которые прочтут эту статью и узнают себя, поймут, что проблему можно и нужно решать.
И вот что я вам скажу: вы не одиноки! Не бойтесь признать проблему и попросить помощи!
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.