Разбираемся в стереотипах
Как много бы мы сегодня ни говорили о важности гендерно-нейтрального воспитания, некоторая специфика в отношении родителей к мальчикам остается почти константной, пишет издание Fatherly. Главные различия — в используемой родителями лексике, в характере игр и, конечно же, в покупаемых детям разного пола игрушках.
Профессор психологии Эрика Лункенхаймер из Университета штата Пенсильвания считает, что все больше родителей пытаются воспитывать своих детей нейтральным в гендерном отношении образом. «По мере того, как наше общество начинает все больше принимать гендер как социальную конструкцию, а не как биологическую характеристику, все больше родителей начинают осознавать, как пол ребенка может повлиять на его воспитание», — говорит она.
Изучение гендерных различий в родительстве детей может помочь взрослым найти более эффективные приемы в воспитании, считает Эрика. Вот три основных различия между воспитанием мальчиков и девочек, которые по-прежнему заметны в современном родительстве.
То, как родители описывают ребенку объекты, меняется в зависимости от пола ребенка, — к таким выводам пришли исследователи Шеннон Пруден и Сьюзан Левин (их работа была опубликована в журнале Psychological Science за 2017 год).
Наблюдая за разнообразной выборкой из 58 семей с детьми от 14 до 26 месяцев, ученые обнаружили, что родители используют в общении с мальчиками больше слов, относящихся к форме предмета или описывающих свойства пространства, нежели с девочками. Анализ показал, что такие разговоры могут внести важный вклад в развитие детей. Гендерные различия в пространственном мышлении малышей, скорее всего, связаны с более ранним использованием их родителями пространственной лексики.
«Хотя разница в количестве пространственных определений, которые дети слышат в зависимости от своего пола и сами произносят, невелика, она потенциально значима, — отмечают авторы. Те дети, которые в итоге сами больше говорили о пространственном мире, обладали лучшими пространственными навыками, которые нужны для достижения успеха в науках, технологиях, инженерии и математике».
В 2017 году группа исследователей во главе с доктором Дженнифер Маскаро опубликовала свои выводы об отцовском поведении. Она проанализировала методы воспитания 69 отцов — акцент был сделан на том, в какие игры они играли с детьми в возрасте от одного года до двух. Исследование показало, что отцы с большей вероятностью будут играть со своими сыновьями в грубоватые активные игры, нежели с дочерьми.
Исследователи считают, что основная причина такого общения родителей с мальчиками заключается в том, что таким образом они хотят помочь детям развить эмоциональный интеллект (как это ни парадоксально).
«Эти игры включают в себя щекотание, тыканье и кувырки — во многих других обстоятельствах такое поведение может быть интерпретировано совсем не как игра и нужно улавливать грань дозволенного, — заключают исследователи. — Считается, что такие игры помогают регуляции эмоций и развитию эмпатии».
Доктор Лункенхаймер полагает, что чаще всего такая несколько грубоватая игра инициируется отцами, а не матерями: «Взаимодействие отца и ребенка, как правило, предполагает более высокую интенсивность и положительных эмоций, и физических игр, чем в среднем взаимодействие матери и ребенка», — заключает исследовательница.
Не только сами родители по-разному играют с сыновьями и дочерьми, но и игрушки, которые родители приобретают своим детям, существенно различаются между собой в зависимости от пола ребенка.
В 2018 году доктор Дэвид МакФи составил каталог игрушек, представленных в комнатах 75 дошкольников США. Его исследование, опубликованное в июньском выпуске журнала Sex Roles за 2019 год, выявило значительные гендерные различия в том, какие игрушки родители покупали мальчикам и девочкам. Результаты согласуются с гендерной типизацией, обнаруженной в известном исследовании 1975 года, проведенном Рейнгольдом и Куком.
МакФи обнаружил, что в комнатах мальчиков было в 15 раз больше фигурок героев, чем в комнатах девочек, а также значительно больше космических игрушек и реквизита для игр, в которых использовалось оружие, строительные инструменты и машины. За почти пять десятилетий, прошедших между исследованиями, существенно ничего не изменилось: лишь спортивный инвентарь теперь присутствует как в детских мальчиков, так и в комнатах девочек.
Анализируя причины, по которым произошло так мало изменений, МакФи утверждает, что по мере взросления дети просят у родителей игрушки с гендерной привязкой, основываясь на опыте вне дома. Он также отмечает, что в этом вопросе семейный доход может сыграть свою роль.
«Мы предполагаем, что родители с низким доходом в конечном итоге больше беспокоятся о том, есть ли вообще у их детей игрушки, с которыми можно играть, и меньше думают о том, соответствуют ли игрушки их детей гендерным стереотипам», — пишет он.
Трудно в одночасье изменить настолько укорененное в сознании многих родителей гендерное воспитание. Мало просто читать об исследованиях — все это требует энергии и ресурсов для создания контркультурной среды. И даже в этом случае родители и дети нередко будут возвращены к устоявшейся норме традициями в обществе и компаниями-производителями, которым выгодны нынешние стереотипы. No pasaran.
Слушайте подкаст от редакции