Мама двоих детей рассказывает о том, как ей удается уже 10 лет работать из дома и дает дельные советы начинающим фрилансерам.
Елена Сай
колумнист
Я из тех людей, про которых говорят «руки из…», ну, вы поняли. Поэтому о такой работе, для которой нужны золотые руки (домашний кондитер, фотограф, шитье сумок/кукол/платьев на заказ), я не могу ничего сказать. Но лично знаю людей, зарабатывающих дома хорошие деньги, продавая свои изделия.
Я же – человек-текст. Работала и журналистом, и расшифровщиком радиоэфиров и интервью на радиостанции, и редактором сайта книжного интернет-магазина. Для этой работы я купила себе маленький ноутбук, который таскала по всей квартире, – варила суп и переписывалась с редактором, строила с дочкой башни из кубиков и отбирала в интернете картинки для соцсетей, читала книжные новинки в песочнице, попутно записывая в блокноте вопросы, которые задам автору. Сейчас я работаю копирайтером и журналистом, сотрудничаю с семью изданиями и всегда открыта для новых предложений. Если я нахожу в интернете новый интересный сайт, я сразу же отправляю письмо редактору с предложением о сотрудничестве. Я знаю, что многие хотят попробовать себя в качестве автора, но боятся сделать первый шаг. Боятся – потому что нет опыта работы в этой области, нет портфолио. Боятся… облажаться. Так вот, у меня хорошая новость! Ни опыт работы, ни портфолио никому в редакции не интересны. Гораздо интереснее тот текст, который вы предложите журналу или сайту.
С высоты, так сказать, своего 10-летнего опыта хочу дать несколько советов начинающим мамам-фрилансерам:
Одевайтесь дома и причесывайтесь
Даже если на улице минус 30, и вы никуда не планируете выходить. Работа из дома очень расслабляет. Можно не краситься, не одеваться, можно весь день провести дома в пижаме за компьютером. Сначала, особенно после офисной работы со строгим дресс-кодом, это воспринимается как огромный плюс. Но такой «халатный» стиль мало способствует рабочему настрою. Я заметила, что когда я причесываюсь, надеваю удобную домашнюю одежду и делаю легкий макияж, работа идет продуктивнее, и тексты пишутся быстрее, чем когда я туплю в пижаме перед монитором.
Разберитесь с набегами на холодильник
Я знаю многих, кто за первый год на фрилансе набрал несколько лишних килограммов. Я и сама из их числа. Возможность перекусить в любой момент, инспекция полок в холодильнике в ожидании музы и новых идей могут сделать свое черное дело. Я решила эту проблему так. С утра делаю себе кувшин домашнего лимонада без сахара, готовлю коробку полезных перекусов - почищенные и порезанные брусочками морковка, болгарский перец, яблоки, виноград. И держу все это на кухне в холодильнике. Потом, когда мне хочется «прогуляться» подальше от компьютера и перекусить, иду на кухню и хватаю не крекеры и конфеты, а полезные перекусы.
Заведите блокнот
Это must have каждого фрилансера. Мой блокнот разделен на несколько частей. Первая – идеи по продвижению товаров и услуг в интернете. Если я вижу какой-то интересный заход к клиентам в контекстной рекламе или у кого-то в блоге, если узнаю что-то новое из книги или вебинара, то обязательно пополняю свою копилку. Сейчас я веду бизнес-страницу в блоге для небольшой фирмы, и любые идеи продвижения мне полезны. К тому же мы никогда не знаем, какое предложение о работе принесет нам завтрашний день.
Вторая часть моего блокнота отведена под журналистскую работу. Идеи для статей и колонок, вопросы для интервью, которые родились по дороге в магазин (мой блокнот всегда при мне). Третья часть - таблица о переведенных гонорарах. Кто, когда, за что и сколько. Когда пишешь одновременно для нескольких изданий и работаешь сразу над двумя проектами, очень легко запутаться в собственной бухгалтерии.
Работайте с информацией
Почему на интересную удаленную вакансию должны выбрать именно вас? Потому что именно вы предложите что-то необычное и интересное работодателю. Для журнала – необычную тему для статьи или идею-бомбу для регулярной колонки, для интернет-магазина – креативную стратегию продвижения. Часто я слышу – «я не знаю, о чем писать. У меня нет идей». Но на самом деле жизнь постоянно подкидывает примеры, о чем можно написать. Можно сходить на детскую площадку с ребенком и вернуться домой с тремя идеями для статьи в кармане. Надо научиться смотреть по сторонам широко открытыми глазами. Читайте журналы, следите за колонками топовых блогеров, анализируйте, что вызывает общественный резонанс и обсуждение. Изучайте сайты и группы конкурентов, ставьте себя на место покупателя того товара, который вы продвигаете. Читайте специализированную литературу - о продвижении в интернете своих услуг и рекламе сейчас очень много пишут.
Планируйте свой день
Вот реально - расписывайте в ежедневнике все по часам, особенно когда вы работаете дома вместе с маленькими детьми. Прогулка, приготовление обеда, рабочие письма, занятия с детьми, составление плана статьи, сама статья. Без четкого плана на день легко уйти в перекос в какую-то сторону – либо оказаться погребенной под домашними делами и детскими просьбами (мама, читать, гулять, рисовать!), либо уйти с головой в работу, а вечером обнаружить разоренный дом и голодных перессорившихся без маминого внимания детей. Поэтому – план, план и еще раз план!
Поиграйте с ребенком
Если ваш ребенок еще не ходит в садик и вы работаете дома, старайтесь уделять больше времени малышу, чтобы он в свою очередь дал вам время поработать. Звучит парадоксально, но это так. Во-первых, «напитанный» мамой ребенок, с которым регулярно играют-читают-гуляют – мало-помалу научится отпускать маму поработать. Во-вторых, дети хорошо чувствуют, когда от них хотят избавиться, и вцепляются в мамину юбку еще сильнее. Попробуйте договориться с ребенком: сейчас мы слепим выставку кактусов, соберем этот пазл, а потом я пойду поработаю, а ты порисуешь. Можно поставить ребенку таймер в детскую, чтобы он понимал, когда мамино рабочее время вышло, и можно снова висеть у нее на ноге.
Придумайте свой знак «Мама очень занята!»
Бывают моменты, когда надо включиться в работу прямо сейчас и чтобы никто не отвлекал, – исправить косяк, который висит на сайте и его лицезреют тысячи клиентов, договориться по телефону об интервью со спикером, на которого вы охотились месяц, обсудить с шефом важный вопрос. Для таких случаев я советую придумать какой-то свой знак – можно надевать яркую кепку (Ага! Мама в красной кепке – лучше не подходить!). Мы с сыном вместе нарисовали табличку «СТОП!», попутно обсуждая, в каких ситуациях я ее буду использовать. И когда у меня были моменты: аааа, это очень срочно и важно, отойдите все! - я ставила эту табличку на свой рабочий стол, и дети понимали, что ко мне сейчас подходить нельзя. Тут главное – использовать свой знак честно – только в самых крайних случаях, только по работе (а не когда хочется попить чай в тишине с конфетой) и нечасто.