«Конечно, я рисую кошку, но имею в виду человека»: памяти художника Виктора Чижикова

«Конечно, я рисую кошку, но имею в виду человека»: памяти художника Виктора Чижикова - слайд

© Иллюстрация Виктора Чижикова к сказке о Винни-Пухе

Спасибо за прекрасные иллюстрации

Вчера, 20 июля не стало Виктора Чижикова — замечательного художника и карикатуриста. Автора иллюстраций к бессчетному количеству наших любимых детских книг. Это он придумал художественное воплощение для Веры и Анфисы, Волшебника изумрудного города, Чиполлино, Винни-Пуха, Айболита. И еще многих-многих других героев, сопровождавших нас все наше детство.

Только пару дней назад в России отмечали сорокалетие открытия Олимпиады-80. Но давайте не будем вспоминать Чижикова в первую очередь как автора олимпийского талисмана. Да, улетающего Мишку знает каждый. Этот пушистый зверь с олимпийскими колечками на поясе стал символом эпохи.

По госзаданию Чижиков в конце 70-х годов нарисовал около ста медведей. Потом была выставка с работами всех художников, участвовавших в конкурсе, и буквально за одну секунду именно чижиковского мишку выбрал талисманом игр президент олимпийского комитета лорд Килланин.

В одном из интервью художника совсем недавно спросили:

— А Вы, как и все, плакали, когда мишка улетал?

— Нет, я радовался, что наконец можно было снова спокойно работать.

По семейному преданию, он начал рисовать совсем маленьким мальчиком, в десять месяцев. Отец дал сыну карандаш и ребенок провел свою первую линию на стене в комнате, около кроватки. Чижиков вспоминал, что его отец вечером все время рассказывал истории, читал сказки и делал какие-то наброски. Рисование в их доме вообще было естественной частью жизни, как еда и сон. Даже у ребенка была специальная стена для рисования.

В 1952 году Чижиков начал сотрудничать с газетой «Жилищный работник», потом закончил полиграфический институт, работал в журнале «Крокодил», «Веселые картинки» и «Мурзилка».

Ещё одна известная история про Чижикова о том, как он принёс целый чемодан своих рисунков Кукрыниксам, а те раскритиковали его в пух и прах. А потом сказали, чтобы он все-таки показывал им свои работы раз в полгода и что они, Кукрыниксы, будут ему помогать. И помогали. «Головомойка», как говорил Чижиков, вообще невероятно полезна для художника.

Он рисовал блестящие карикатуры. Но не сразу с натуры. Пока ехал в метро, старался до мельчайших деталей запомнить интересных персонажей, чтобы нарисовать их дома. Кажется, именно кто-то из Кукрыниксов сказал ему, что лучше всех запоминаются люди, которые едут по эскалатору вниз, пока ты едешь вверх.

«Конечно, я рисую кошку, но имею в виду человека», — рассказывал он о работе над персонажем детской книги. Даже злобные герои на его иллюстрациях выглядят не страшными, а смешными. Он вообще считал, что детей не надо пугать — мало ли через что им в жизни еще придется пройти. Он верил, что для того, чтобы стать детским художником надо прежде всего быть добрым и искренним. Интересоваться судьбой героев, которых ты рисуешь. И не забывать, какие вещи тебе самому были интересны, пока ты был ребенком.

До свидания, наш дорогой Виктор Александрович!

Материалы по теме
Интересное
Психология
Когда наши дети рыдают, это поднимает очень сильные эмоции, напоминает о наших собственных детских травмах.
Психология
Какие же вещи взрослые считают своим неотъемлемым правом, но не разрешают детям?
->