«Конечно, я рисую кошку, но имею в виду человека»: памяти художника Виктора Чижикова

«Конечно, я рисую кошку, но имею в виду человека»: памяти художника Виктора Чижикова - слайд

© Иллюстрация Виктора Чижикова к сказке о Винни-Пухе

Спасибо за прекрасные иллюстрации

Вчера, 20 июля не стало Виктора Чижикова — замечательного художника и карикатуриста. Автора иллюстраций к бессчетному количеству наших любимых детских книг. Это он придумал художественное воплощение для Веры и Анфисы, Волшебника изумрудного города, Чиполлино, Винни-Пуха, Айболита. И еще многих-многих других героев, сопровождавших нас все наше детство.

Только пару дней назад в России отмечали сорокалетие открытия Олимпиады-80. Но давайте не будем вспоминать Чижикова в первую очередь как автора олимпийского талисмана. Да, улетающего Мишку знает каждый. Этот пушистый зверь с олимпийскими колечками на поясе стал символом эпохи.

По госзаданию Чижиков в конце 70-х годов нарисовал около ста медведей. Потом была выставка с работами всех художников, участвовавших в конкурсе, и буквально за одну секунду именно чижиковского мишку выбрал талисманом игр президент олимпийского комитета лорд Килланин.

В одном из интервью художника совсем недавно спросили:

— А Вы, как и все, плакали, когда мишка улетал?

— Нет, я радовался, что наконец можно было снова спокойно работать.

По семейному преданию, он начал рисовать совсем маленьким мальчиком, в десять месяцев. Отец дал сыну карандаш и ребенок провел свою первую линию на стене в комнате, около кроватки. Чижиков вспоминал, что его отец вечером все время рассказывал истории, читал сказки и делал какие-то наброски. Рисование в их доме вообще было естественной частью жизни, как еда и сон. Даже у ребенка была специальная стена для рисования.

В 1952 году Чижиков начал сотрудничать с газетой «Жилищный работник», потом закончил полиграфический институт, работал в журнале «Крокодил», «Веселые картинки» и «Мурзилка».

Ещё одна известная история про Чижикова о том, как он принёс целый чемодан своих рисунков Кукрыниксам, а те раскритиковали его в пух и прах. А потом сказали, чтобы он все-таки показывал им свои работы раз в полгода и что они, Кукрыниксы, будут ему помогать. И помогали. «Головомойка», как говорил Чижиков, вообще невероятно полезна для художника.

Он рисовал блестящие карикатуры. Но не сразу с натуры. Пока ехал в метро, старался до мельчайших деталей запомнить интересных персонажей, чтобы нарисовать их дома. Кажется, именно кто-то из Кукрыниксов сказал ему, что лучше всех запоминаются люди, которые едут по эскалатору вниз, пока ты едешь вверх.

«Конечно, я рисую кошку, но имею в виду человека», — рассказывал он о работе над персонажем детской книги. Даже злобные герои на его иллюстрациях выглядят не страшными, а смешными. Он вообще считал, что детей не надо пугать — мало ли через что им в жизни еще придется пройти. Он верил, что для того, чтобы стать детским художником надо прежде всего быть добрым и искренним. Интересоваться судьбой героев, которых ты рисуешь. И не забывать, какие вещи тебе самому были интересны, пока ты был ребенком.

До свидания, наш дорогой Виктор Александрович!

Материалы по теме
->