«Самое главное — научить в школе ребенка любить самого себя»: как школы Липецка отказались от оценок, формы и домашних заданий

«Самое главное — научить в школе ребенка любить самого себя»: как школы Липецка отказались от оценок, формы и домашних заданий - слайд

Педагоги Липецкой области собрались воспитывать свободных людей

В сентябре 2020 года прогремела необычная новость — липецкие школы стали постепенно отказываться от домашних заданий, единой школьной формы и оценок. По инициативе замглавы администрации Липецкой области Владимира Якутина реформа была введена в восьми школах города с 1 сентября. Сейчас эксперимент проводится в 30 школах. Проект «Нормальные люди» решил разобраться, как реализуется эта идея и из чего она возникла.

«Это история о том, как люди объединяются и меняют мир вокруг, причем происходит это в самой сложной и неповоротливой сфере — образовании», — подписал выпуск автор проекта «Нормальные люди» и книги «Другая школа» Александр Мурашев.

Как родилась идея?

Мурашев сам приехал в Липецк и посетил классы, в которых уже действуют нововведения, а также провел интервью с Якутиным. Вице-губернатор рассказал, что идея отменить оценки и форму пришла к нему после того, как он стал отцом. Ему не хотелось отдавать ребенка в существующие детские сады и школы, которые не устраивали его своей системой образования. «Все строится на неких принципах неравноправия, это очень неправильно», — заявил Якутин. «Их просто заставляют слушаться взрослых, подавляют свои собственные желания, стремления, мечты, что угодно», — сказал Якутин. Вице-губернатор подчеркнул, что инициатива была предложена школам, их не заставляли проводить эксперимент.

«У нас вся педагогика — запугивание»

Журналист поинтересовался у учительницы Елены Гагариной, как она относится к переменам. «Я вам могу сказать однозначно: я 40 лет работаю в школе и однозначно я „за“ безотметочную систему», — заявила учительница. «Почему? Потому что отметка в семье как… ну, ремень, кнут. Ребенок перестает учиться. Он учится для папы, для мамы, для того, чтобы его не ругали. То есть появляется стереотип боязни, что он кому-то должен, кому-то угодить должен. Он должен угодить сам себе в первую очередь», — добавила Гагарина.

Учительница объяснила, что если ребенок допустил в своей работе какие-то ошибки, то она просит их исправить. «Понимаете, у нас вся педагогика — запугивание», — отметила собеседница Мурашева и подчеркнула, что важно больше общаться с детьми.

Розовые очки на всю жизнь

Затем Мурашев решил уточнить у директрисы гимназии Валерии Кушниковой, в чем суть эксперимента. «При обучении в школе должна быть внутренняя мотивация, а не внешняя в виде оценок», — сказала Кушникова. Безотметочную систему в гимназии решили пока опробовать именно на второклассниках.

Директриса признала, что стереотипы ломать сложно, особенно у родителей. Мурашев заметил, что в дальнейшем все равно будут ЕГЭ, а ребята будут жить в мире, в котором их постоянно оценивают. Наверняка есть люди, которые говорят: вы готовите детей к розовому миру, которого не существует? Директриса пояснила, что у второклассников пока нет сформировавшихся ожиданий от системы образования. «Розовые очки на них надеты, но мы надеемся, что они не будут их снимать до конца», — ответила Кушникова.

«Продукт» системы

Мурашев проинтервьюировал 11-классников и удивился тому, что их полностью устраивают стандартные нормы обучения и школьная форма. Он предположил, что это результат влияния стандартного школьного обучения на мышление подростков. «Мы 11 лет по стандарту, нас все устраивает», — сказала одна девушка. Лариса Попова, директриса школы «Хрущевка», в которой учатся эти 11-классники, не ожидала таких одинаковых ответов от учеников. «Мы с вами увидели „продукт“ системы нашего образования», — прокомментировала Попова. «У детей сформировалось какое-то узкое мировоззрение», — сказала она.

Спорность школьной формы

Отдельно обсудили и школьную форму. Защитники формы считают, что благодаря ей не подчеркивается достаток семьи, в которой живет ребенок. Замдиректора одной из липецких школ-участниц эксперимента Илья Боев сказал, что дети итак оценивают, у кого круче гаджет, а в реальном мире люди одеваются по-разному. Боев добавил, что спортивный стиль в учреждении все-таки не поощряется.

Что думают родители?

Мамы учеников экспериментального класса Юлия и Анастасия рассказали, что после новостей о реформе все родители были против, а некоторые стали грозиться, что заберут документы и переведут детей в другую школу. Родители забеспокоились, как их дети будут жить без дисциплины, повлияет ли новая система на качество знаний. «Родители привыкли к этим рамкам, к такой форме обучения», — сказала Анастасия.

В заключение вице-губернатор Анатолий Якутин сказал, что опыт Липецкой области вполне можно применить по всей России. «Дети, которые сейчас приходят в школу и которые через 10 лет ее окончат, будут жить в совсем другом мире», — сказал Якутин. «Наверное, самое плохое — когда человек думает, что от него ничего не зависит», — продолжил автор инициативы. «Самое главное — научить в школе ребенка любить самого себя. Безотносительно оценок, пристрастий, взглядов, чего угодно», — подытожил Якутин.

Реформу школьного образования в Липецкой области планируют ввести еще 50 школ.

Материалы по теме
->