«Самое главное — научить в школе ребенка любить самого себя»: как школы Липецка отказались от оценок, формы и домашних заданий

«Самое главное — научить в школе ребенка любить самого себя»: как школы Липецка отказались от оценок, формы и домашних заданий - слайд

Педагоги Липецкой области собрались воспитывать свободных людей

В сентябре 2020 года прогремела необычная новость — липецкие школы стали постепенно отказываться от домашних заданий, единой школьной формы и оценок. По инициативе замглавы администрации Липецкой области Владимира Якутина реформа была введена в восьми школах города с 1 сентября. Сейчас эксперимент проводится в 30 школах. Проект «Нормальные люди» решил разобраться, как реализуется эта идея и из чего она возникла.

«Это история о том, как люди объединяются и меняют мир вокруг, причем происходит это в самой сложной и неповоротливой сфере — образовании», — подписал выпуск автор проекта «Нормальные люди» и книги «Другая школа» Александр Мурашев.

Как родилась идея?

Мурашев сам приехал в Липецк и посетил классы, в которых уже действуют нововведения, а также провел интервью с Якутиным. Вице-губернатор рассказал, что идея отменить оценки и форму пришла к нему после того, как он стал отцом. Ему не хотелось отдавать ребенка в существующие детские сады и школы, которые не устраивали его своей системой образования. «Все строится на неких принципах неравноправия, это очень неправильно», — заявил Якутин. «Их просто заставляют слушаться взрослых, подавляют свои собственные желания, стремления, мечты, что угодно», — сказал Якутин. Вице-губернатор подчеркнул, что инициатива была предложена школам, их не заставляли проводить эксперимент.

«У нас вся педагогика — запугивание»

Журналист поинтересовался у учительницы Елены Гагариной, как она относится к переменам. «Я вам могу сказать однозначно: я 40 лет работаю в школе и однозначно я „за“ безотметочную систему», — заявила учительница. «Почему? Потому что отметка в семье как… ну, ремень, кнут. Ребенок перестает учиться. Он учится для папы, для мамы, для того, чтобы его не ругали. То есть появляется стереотип боязни, что он кому-то должен, кому-то угодить должен. Он должен угодить сам себе в первую очередь», — добавила Гагарина.

Учительница объяснила, что если ребенок допустил в своей работе какие-то ошибки, то она просит их исправить. «Понимаете, у нас вся педагогика — запугивание», — отметила собеседница Мурашева и подчеркнула, что важно больше общаться с детьми.

Розовые очки на всю жизнь

Затем Мурашев решил уточнить у директрисы гимназии Валерии Кушниковой, в чем суть эксперимента. «При обучении в школе должна быть внутренняя мотивация, а не внешняя в виде оценок», — сказала Кушникова. Безотметочную систему в гимназии решили пока опробовать именно на второклассниках.

Директриса признала, что стереотипы ломать сложно, особенно у родителей. Мурашев заметил, что в дальнейшем все равно будут ЕГЭ, а ребята будут жить в мире, в котором их постоянно оценивают. Наверняка есть люди, которые говорят: вы готовите детей к розовому миру, которого не существует? Директриса пояснила, что у второклассников пока нет сформировавшихся ожиданий от системы образования. «Розовые очки на них надеты, но мы надеемся, что они не будут их снимать до конца», — ответила Кушникова.

«Продукт» системы

Мурашев проинтервьюировал 11-классников и удивился тому, что их полностью устраивают стандартные нормы обучения и школьная форма. Он предположил, что это результат влияния стандартного школьного обучения на мышление подростков. «Мы 11 лет по стандарту, нас все устраивает», — сказала одна девушка. Лариса Попова, директриса школы «Хрущевка», в которой учатся эти 11-классники, не ожидала таких одинаковых ответов от учеников. «Мы с вами увидели „продукт“ системы нашего образования», — прокомментировала Попова. «У детей сформировалось какое-то узкое мировоззрение», — сказала она.

Спорность школьной формы

Отдельно обсудили и школьную форму. Защитники формы считают, что благодаря ей не подчеркивается достаток семьи, в которой живет ребенок. Замдиректора одной из липецких школ-участниц эксперимента Илья Боев сказал, что дети итак оценивают, у кого круче гаджет, а в реальном мире люди одеваются по-разному. Боев добавил, что спортивный стиль в учреждении все-таки не поощряется.

Что думают родители?

Мамы учеников экспериментального класса Юлия и Анастасия рассказали, что после новостей о реформе все родители были против, а некоторые стали грозиться, что заберут документы и переведут детей в другую школу. Родители забеспокоились, как их дети будут жить без дисциплины, повлияет ли новая система на качество знаний. «Родители привыкли к этим рамкам, к такой форме обучения», — сказала Анастасия.

В заключение вице-губернатор Анатолий Якутин сказал, что опыт Липецкой области вполне можно применить по всей России. «Дети, которые сейчас приходят в школу и которые через 10 лет ее окончат, будут жить в совсем другом мире», — сказал Якутин. «Наверное, самое плохое — когда человек думает, что от него ничего не зависит», — продолжил автор инициативы. «Самое главное — научить в школе ребенка любить самого себя. Безотносительно оценок, пристрастий, взглядов, чего угодно», — подытожил Якутин.

Реформу школьного образования в Липецкой области планируют ввести еще 50 школ.

Материалы по теме
Интересное
Развлечения
Некоторыми из них мы пользуемся каждый день
Развлечения
Ради этих вкусных блюд не придется просыпаться на час раньше
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.