Педиатр ответил на главные вопросы родителей
Недавно российское министерство здравоохранения сообщило о скором начале вакцинации подростков в возрасте 12-17 лет от коронавируса.
Вакцина «Спутник М», концентрация которой, по сравнению с обычным «Спутником», снижена втрое, совсем скоро должна поступить в гражданский оборот, что, конечно же, заставляет задуматься многих родителей.
Педиатр и главный врач клиники «Рассвет» Сергей Бутрий дал интервью изданию MEDновости, в котором подробно рассказал, нужно ли прививать подростков от коронавируса, стоит ли бояться осложнений и как вдохновить родителей на этот шаг. Полный текст интервью доступен на сайте издания, а мы отобрали для вас ключевые цитаты из него.
В начале интервью Бутрий отмечает, что мнение о том, что COVID-19 безопасен для детей или всегда протекает бессимптомно — ошибочно. Да, пожилые люди болеют чаще и тяжелее, но это совершенно не значит, что дети не болеют вообще.
«Среди моих пациентов есть дети, побывавшие на ИВЛ из-за COVID-19. Есть дети, которые заболевали, приносили COVID-19 домой, после чего заражались и умирали их пожилые родственники. Поэтому ответ на вопрос прост: детей нужно прививать, чтобы снизить как их собственные риски заболевания, так и риски тех, кто с ними контактирует», — объяснил педиатр.
«Да, закрытость и непрозрачность российских исследований вакцин и деятельности регуляторов вызывает вопросы, это не нравится ни пациентам, ни врачам», — признал медик, однако, по его словам, «Спутник» уже вполне можно считать хорошо изученной вакциной, причем исследовали ее не только у нас, но и за рубежом, в странах, у которых «нет никакой заинтересованности скрывать побочные явления или слабую эффективность российской вакцины».
«Мне довольно сложно понять, почему люди так придирчивы к рискам вакцины от коронавируса и при этом так легкомысленно относятся к рискам самого коронавируса? Как врач, привыкший работать с самыми разными вакцинами и видеть как редкие легкие реакции на прививки, так и редкие, но очень тяжелые последствия диких инфекций у непривитых детей, я воспринимаю такую избирательность как инфантильные капризы, простите», — сказал Бутрий и сравнил претензии к вакцинам с претензиями к неудобству бронежилета на войне. — Эй, вы серьезно? Тут пули свистят, с бронежилетом в любом случае лучше, чем без него, и мозоли от него куда легче пулевого ранения. Почему вообще нужно все это объяснять?».
Среди основного побочного эффекта подросткового «Спутника» педиатр назвал анафилактические реакции, которые требуют экстренной медицинской помощи. Впрочем, по словам врача, для того, чтобы в случае такой реакции помощь была оказана своевременно, прививки рекомендуют делать в медицинских учреждениях и уходить из них не ранее, чем 30 минут спустя после инъекции.
Остальные побочные эффекты от различных вакцин (риск тромбоза от аденовирусных вакцин и риск миокардита и перикардита от РНК-вакцин) Бутрий назвал редкими, особенно у детей, и отметил, что последствия коронавируса у детей в разы опаснее, чем последствия вакцинации от него же.
«Если у меня будет выбор полагаться на авось или попытаться снизить риск прививкой, я всегда предпочту прививку. Если вакцина будет изучена и одобрена у детей меньшего возраста — я буду рекомендовать ее своим пациентам и ранее 12 лет, как сейчас рекомендую с 12», — прокомментировал педиатр.
Врач признал, что врачи боятся рекомендовать родителям детей с онкологическими и аутоиммунными заболеваниями прививки.
«Вред от болезни — он сам по себе, и если ребенок тяжело пострадает от нее, то тут вроде никто не виноват, так просто вышло, очень жаль. А если он пострадает от вакцины — то это мы своими руками ввели, мы виноваты».
Бутрий отметил, что лично он считает правильной вакцинацию детей с изначальными заболеваниями, но при этом может понять и признать замешательство как врачей, так и родителей перед этим выбором.
«Я против принудительной вакцинации и отношусь к этому крайне негативно», — заявил врач. По его мнению, принудительные меры помогут повысить охват вакцинации лишь кратковременно, зато доверие к российской медицине они подорвут надолго — даже у тех родителей, которые до этого лояльно относились к прививкам.
«Поэтому важно успокоить родителей заранее: одобрение вакцины для подростков — это возможность а не повинность. Это их выбор, и мы, врачи, можем лишь убеждать их, но не заставлять», — сказал Бутрий.
Ранее мы публиковали большой разбор о том, как изменилась детская заболеваемость коронавирусом — если кратко, динамика не очень хорошая.